Найти в Дзене
питер мой

Без ремня и унижения: как воспитывали элиту в императорской России

Оглавление

Царскосельский лицей — это не просто учебное заведение, а символ эпохи, в которой формировалась новая элита Российской империи.

Фото с сайта pushkin.spb.ru
Фото с сайта pushkin.spb.ru

Основанный 19 октября 1811 года по указу императора Александра I, лицей стал воплощением прогрессивных идей Михаила Сперанского и министра народного просвещения Алексея Разумовского.

Алексей Разумовский и Михаил Сперанский. Фото из Википедии
Алексей Разумовский и Михаил Сперанский. Фото из Википедии

Идея и основание

Михаил Сперанский, один из главных реформаторов того времени, считал, что стране необходимы образованные и просвещённые чиновники для успешного проведения реформ.

Именно он разработал образовательную программу лицея, ориентированную на подготовку государственных деятелей высших рангов.

Изначально планировалось, что в лицее будут обучаться младшие братья императора — Николай и Михаил, однако эти планы не были реализованы.

-3

Здание и условия проживания

Царскосельский лицей располагался во флигеле Екатерининского дворца, который специально переоборудовали под нужды учебного заведения.

-4

Помещения были скромными, но удобными: у каждого лицеиста была своя небольшая комната, обставленная по-спартански — кровать, стол, стул, шкаф.

Комната №14, где жил А. С. Пушкин. Фото с сайта pushkin.spb.ru
Комната №14, где жил А. С. Пушкин. Фото с сайта pushkin.spb.ru

Однако это было настоящей роскошью по меркам того времени, особенно учитывая, что речь шла о государственном учебном заведении.

В здании также находились учебные классы, библиотека, трапезная, гимнастический и актовый залы.

Центральное отопление и водопровод отсутствовали, поэтому зимой в комнатах было довольно холодно, а воду приходилось приносить вручную. Несмотря на это, воспитанники гордились своей школой и называли её «святой обителью наук».

Эти условия приучали к дисциплине, скромности и формировали крепкий характер — качества, столь необходимые будущим государственным мужам.

Образование и распорядок дня

Обучение в лицее длилось шесть лет и делилось на два трёхгодичных курса: начальный и окончательный (с 1836 года — 4 класса по полтора года).

Учебная программа включала более 20 дисциплин, среди которых были: Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия, словесность на русском, латинском, французском и немецком языках, риторика, история, география, математика, физика, космография, статистика, чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда и плавание.

Распорядок дня лицеистов был строго регламентирован: занятия начинались с раннего утра и продолжались до вечера, чередуясь с обязательными прогулками, молитвами и занятиями искусствами.

Особое внимание уделялось изучению иностранных языков и чтению литературы в оригинале.

Преподаватели и наставники

Преподавательский состав лицея отличался высоким профессионализмом и личными качествами. Среди наставников были такие выдающиеся личности, как Александр Куницын, Иван Кайданов, Яков Карцев и Николай Кошанский.

Интересно, что большинство профессоров были молоды, едва достигнув 30-летнего возраста, что способствовало созданию особой атмосферы доверия и уважения между учениками и учителями.

В отличие от других учебных заведений того времени, в лицее запрещались телесные наказания, а отношения между преподавателями и воспитанниками строились на взаимном уважении.

Библиотека и культурная жизнь

Библиотека лицея была основана на основе юношеской коллекции книг Александра I.

Она постоянно пополнялась новыми отечественными и зарубежными изданиями, а также периодическими изданиями.

Фото с сайта pushkin.spb.ru
Фото с сайта pushkin.spb.ru

Среди редких экземпляров находилось первое издание «Слова о полку Игореве», напечатанное в 1800 году.

Культурная жизнь лицеистов была насыщенной: они участвовали в театральных постановках, литературных вечерах и музыкальных концертах. Эта среда способствовала развитию творческих способностей и формированию всесторонне развитых личностей.

Горчаков А. М., Яковлев М. Л., Корсаков Н. А.,     Вольховский В. Д., Бакунин А. П., Матюшкин Ф. Ф.. Фото с сайта pushkin.spb.ru
Горчаков А. М., Яковлев М. Л., Корсаков Н. А., Вольховский В. Д., Бакунин А. П., Матюшкин Ф. Ф.. Фото с сайта pushkin.spb.ru

Наследие и выпускники

Царскосельский лицей стал alma mater для многих выдающихся деятелей России.

Среди выпускников — поэт Александр Пушкин, декабрист Вильгельм Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг, канцлер Российской империи Александр Горчаков и писатель Михаил Салтыков-Щедрин.

Конечно, особое место в истории лицея занимает Александр Пушкин, который начал писать стихи ещё будучи лицеистом.

А что вы думаете о роли Царскосельского лицея в истории России? Считаете ли вы, что подобные образовательные учреждения могли бы быть полезны и в наше время? Поделитесь своими мыслями в комментариях!👇

Царскосельский лицей — это не только страница истории, но и пример того, как образование может формировать личность и влиять на судьбу страны.