Проходил в Центре искусства и музыки на Невском.
Появление голландской общины в Петербурге принято связывать с именем Корнелиуса Крюйса, который служил в голландском флоте.
Петр I пригласил его в качестве военного специалиста почти сразу после основания города. Голланцы были нужны российскому кораблестроению, они многое знали и умели. В 1708 году голландцы Петербурга молились в небольшой деревянной лютеранской кирхе при дворе Корнелия Крюйса, бывшего тогда вице-адмиралом.
В годы правления Анны Иоанновны (1730–1740) руководство общины решило построить новую церковь. Для этого был куплен участок на углу реки Мойки и Невского проспекта, принадлежавший ранее генерал-лейтенанту Лефорту. В бывшем доме Лефорта был устроен молитвенный зал.
После пожара 1736 году молитвенный зал с жильем пастора на Мойке был восстановлен, но большая территория участка оставалась незастроенной.
В 1747 году часть церковного владения на углу Большой Конюшенной улицы взял в долгосрочную аренду П.Палот и построил здесь полутораэтажный дом. Этот дом был в 1778 году выкуплен церковным советом, а в 1800-х годах увеличен до трех этажей. Рядом с ним, на месте части сада, архитектор И.Кребер возвел в 1797-1799 годах еще один трехэтажный дом. В 1825-1826 годах архитектором И.К.Лаутером был сооружен флигель в глубине двора.
Вместо разнородных строений и тесного храма в 1830 году было решено возвести новую церковь и полностью застроить участок. Первый проект единого 3-этажного здания составил римский архитектор Р. ди Ригель, располагавший церковь, как и прежде, на углу наб. Мойки. Однако ректор Академии художеств А.А.Михайлов посчитал, что "для этого места сооружение слишком вытянуто, церковь надо ставить не на Мойке, а на проспекте".
В итоге выбрали проект французского архитектора Поля Жако, который предусматривал трёхэтажную постройку по всей длине участка, но с отличием: церковь в центре и примыкающие по сторонам симметричные дома, составляющие с ней единый блок, имели перед собой Невский проспект.
Строительство в основном осуществлено в 1831-1833 годах, а перестройка корпуса на углу Большой Конюшенной окончена в 1837 году.
Церковь выделена со стороны проспекта четырехколонным портиком коринфского ордера и пологим куполом.
Мощный цилиндрический объем церковного зала выступает в глубь узкого двора. Круглый зал-ротонда с монументальной колоннадой был декорирован лепщиком Балином и живописцем Васильевым.
В нем был установлен орган, созданный в Дерпте в 1808 году Йоханном Талем. Инструмент находился над входом в церковный зал и стал главным украшением церкви. Инструмент имел 2 мануала, педаль, 23 регистра. Для лучшего звучания в 1830-х годах орган переделал немецкий органный мастер Георг Людвиг Фридрих. Но вопреки договору, Фридрих минимально использовал части старого органа, и практически построил новый, за что был оштрафован. В качестве штрафа ему вменялось изготовить двух позолоченных ангелов с трубами по сторонам основной части органа.
На освящении церкви в январе 1834 года присутствовали принц Оранский с сыном (будущие короли Нидерландов Вильгельм II и Вильгельм III).
Голландская реформатская церковь сдавала в аренду боковые корпуса (доходные дома) - под магазины, кафе и конторы. Большая часть доходов шла на нужды школы, которую церковь содержала совместно с немецкой и французской реформатскими общинами, немалые средства выделялись на благотворительные цели.
В домах находились голландские магазины, Голландский клуб, правление Нидерландского банка. Помещения на углу проспекта и набережной в 1833-1857 и 1863-1870 годах арендовал А.М.Прево под художественный магазин, тут же находилось правление Общества поощрения художников. Здесь выставлялись произведения многих мастеров, проводились ежегодные конкурсы на лучшие произведения живописи и графики. Первую премию в 1871 году получил И. Е. Репин за картину "Бурлаки на Волге".
В 1882 году органу Фридриха исполнилось 50 лет, он изрядно обветшал и было решено установить в храме новый орган. Заказ поручили фирме "Валькер". Уже в 1891 году за старым фасадом установили орган, изготовленный Германом Валькером из города Людвигсбурга. Он имел 28 регистров, 3 ручных и педальную клавиатуры, пневматическую трактуру. В 1911 году фирма "Валькер" расширила данный орган на 4 регистра. Количество голосов достигло 32, труб - до 1778.
В 1900-х годах помещения домов при церкви арендовала контора и выставка-продажа финских изразцовых печей завода "Або", которые пользовались большим спросом в Петербурге.
После закрытия церкви в 1927 году орган переместили в Академическую капеллу. Фасад органа является старейшим в России и считается памятником декоративно-прикладного искусства.
В 1928 году инструмент получил Охранное свидетельство Наркомпроса РСФСР как инструмент, представляющий музейную ценность. В последствии инструмент пережил две реставрации в1966-1968 и 2007 годах.
Когда орган передали Капелле, предметы церковной утвари были описаны и перевезены в Госфонд. В здании остались лишь осветительные приборы и скамьи как элементы интерьера. А в помещении проходили выступления созданного режиссером Л.С.Вивьеном Театра актерского мастерства (в начале 1930-х годов вошел в состав Академического театра драмы им. А.С.Пушкина). В 1933 году здесь открылся Новый театр (впоследствии - имени Ленсовета). С 1936 года в церкви разместилась Библиотека им. А.А.Блока.
В 1969-1971 годах интерьеры церкви были отреставрированы. Ныне здесь Библиотечный информационный и культурный центр по современному искусству и музыке Центральной городской публичной библиотеки имени В.В.Маяковского.
В Центре искусства и музыки более десятка лет вынашивали замысел восстановления органа. При решении задачи возникли технические трудности. Оказалось, что с течением времени балкон в Ротонде - место установки органа - перестроен и от него осталась лишь 1/8 часть.
Инструмент для замены пришлось искать долго, потому что к нему были предъявлены особые требования КГИОП:
1. Сюда не подходил орган из католической церкви, поскольку церковь была реформатской;
2. Вес инструмента не должен быть более тонны, чтобы органный балкон не рухнул;
3. У органа должны быть скромные размеры, так как балкон неширокий;
4. Внешне он должен соответствовать историческому периоду - середине XIX века.
В 2020-м году обнаружилось, что в деревеньке Паслоо на севере Нидерландов у пожилого коллекционера музыкальных инструментов Хенка Браада хранится подобный орган.
Он был изготовлен в 1910 году мастером Мартином Вермёйленом. До 2012 года инструмент находился в церкви в местечке Баккевеен во Фрисландии и, став ненужным, достался коллекционеру. В Петербург орган прибыл 11 июня 2022 года. Некоторые органные детали пришлось реставрировать, так же реставрировали и кожаные меха 1910 года.
Раньше для управления мехами специальный человек в течение всего органного концерта нажимал на педаль и управлял потоками воздуха. В наше время его заменяет воздушный насос.
Теперь в Центре искусства и музыки регулярно проходят органные концерты.
Начиная изучать историю библиотеки, совсем не ожидала, что она будет такой интересной)
К сожалению, сегодня ничего не напоминает о существовании когда-то здесь церкви. Ротонда превращена в выставочный и концертный зал. Роспись на потолке напоминает роспись в Капелле Таврического дворца.
Орган очень красивый.
Хоть местная атмосфера мне не понравилась - пустая, голая, бездушная, но звучание органа потрясающее!
И несмотря на то, что прям перед входом в библиотеку полным ходом идёт замена труб и из-за шума не слышно даже себя, в самой Ротонде при закрытых дверях царит тишина. Умели раньше строить)