Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

«Положите его, пусть поспит». Как Олег Даль боролся с зависимостью

Оглавление

Дорогие, сегодня мы поговорим о теме, которая обычно остается за кадром глянцевых журналов. О том, как талант и демоны уживаются в одном человеке. О том, как гениальный актер Олег Даль — тот самый «Даленок», «Оленёнок», которого обожали зрители и коллеги — боролся со своим главным врагом. И почему эта борьба стала частью его творческого пути.

Олег Даль
Олег Даль

Талант, который нельзя было не простить

Мы в редакции часто обсуждаем, почему одним звездам прощают все, а другим — ничего. В случае с Далем ответ прост: его талант был настолько ослепителен, что коллеги готовы были закрывать глаза на многое.

Олег Даль
Олег Даль

Галина Волчек, которая в «Современнике» была для Даля чем-то вроде «бабушки», вспоминала, как Ефремов, «потеряв однажды всякий контроль над Олегом, сильно запившим, решил его из театра выгнать». Но потом отправил «к бабушке», к Волчек, чтобы взяла неуправляемого на поруки. «Бабушка» его не раз спасала, выслушивая от других актеров упреки: дескать, Далю нарушать дисциплину можно, а мне нет?

«А тебе нет!» — отвечала она. «За такой талант многое простишь».

Представляете? Актер мог во время спектакля сесть на край сцены и попросить у зрителя закурить. Мог исчезнуть на несколько дней в разгар репетиций. А его всё равно ждали, прощали, возвращали. Девять раз (!) он уходил из «Современника» и возвращался обратно. И каждый раз его принимали, потому что без него театр терял что-то невосполнимое.

Галина Волчек
Галина Волчек

Торпеда, которая не спасла

Когда в 1973 году Даль в очередной раз возвращался в «Современник», Олег Табаков и Галина Волчек поставили условие: актер сможет приступить к работе, только если принесет справку о кодировании от алкогольной зависимости. И Даль согласился на «зашивание» — процедуру, которую в актерской среде называли «торпедой».

Олег Даль
Олег Даль

Мы нашли в книге Ирины Кравченко «Актеры советского кино» потрясающую деталь: Даль «зашился» одновременно с Высоцким! Два гения, два невероятных таланта в один день решились на этот шаг. Но потом случилось то, что часто бывает с творческими людьми — кто-то ляпнул, что больше полугода «торпеда» не действует. И Даль... «расшился».

Что это значит? Он сам нейтрализовал действие препарата, чтобы вернуть себе «свободу». Свободу, которая, как мы понимаем сейчас, была его главным врагом.

Двое в одном теле

Знаете, что самое поразительное в этой истории? То, как Даль сам описывал свое состояние. В своей короткой художественной прозе «Собачий вальс» он написал диалог, который многое объясняет:

«Человек... Всю жизнь... Бывает... Вернее, пребывает... С самим собою... Понимаете?.. Он – двое... Их... Он... Двулик. Нет, я не говорю двуличен... Я говорю – двуедин... Вот это, пожалуй, точнее...»
Олег Даль
Олег Даль

Мы видим в этих словах ключ к пониманию его борьбы. В Дале словно жили два человека: один — гениальный актер, способный на невероятные высоты, а второй — человек, который не выдерживал напряжения и искал способ сбежать от реальности.

Актер был тонкий и легкий по-своему, а человек — по-своему. И то, что прежде в этом, втором, было легкостью, стало слабостью, как часто у людей бывает. Вероятно, актерская природа Даля оказалась сильнее человеческой, и со временем тому, второму, «Даленку», все труднее было угнаться за первым, не выносил он уже этой «погони», этих «взлетов» и «падений».

Милицейский конвой на съемки

А вы знали, что фильм «Женя, Женечка и "катюша"» Даль частично снимал... под конвоем? Да-да, во время работы над картиной у него произошел алкогольный срыв, и он получил административное наказание — пятнадцать суток. Актера ежедневно под конвоем доставляли на съемочную площадку, а в конце дня возвращали в камеру.

Самое удивительное, что по сценарию в те дни снималась сцена пребывания его героя Жени Колышкина на гауптвахте. Внутреннее состояние артиста идеально совпало с настроением персонажа. Вот такое трагическое слияние искусства и жизни.

Единственный, кому прощал Козинцев

Даже великий режиссер Григорий Козинцев, снимавший Даля в роли Шута в «Короле Лире», делал для него исключение. Козинцев имел репутацию человека, умевшего находить общий язык с актерами, но при этом проявлявшего жесткость по отношению к безответственным коллегам. Единственным, кому он прощал слабости, оказался Даль.

Когда из-за алкогольных проблем Олега была фактически сорвана последняя съемочная смена, режиссер не стал применять строгие санкции, а попросил ассистентов подождать, пока актер придет в рабочее состояние:

«Положите его, пусть поспит».
 Григорий Козинцев
Григорий Козинцев

Жена, которая понимала

В этой борьбе Далю помогала его жена Елизавета. Она не просто любила его — она понимала. Когда муж, даже будучи трезвым, в бешенстве срывал на ней злость, она поначалу обижалась. Но потом поняла, что весь этот гнев к ней не относится, что Олегу просто надо выплеснуть эмоции, освободиться от них.

жена Елизавета
жена Елизавета
Олег Даль и жена Елизавета
Олег Даль и жена Елизавета

«Если ты моя жена, поймешь»,

— говорил он.

И она понимала. Понимала, что иногда ему необходимо, как он сам выражался, «окунуться в грязную лужу». Лиза могла лишь догадываться, что он имел в виду. Но «безобразия» были для Даля способом на время уйти от себя, выскочить из себя, превратиться в ничто, обнулиться. Это был его парадоксальный способ очиститься.

жена Елизавета
жена Елизавета

Что мы поняли

Мы в редакции долго обсуждали эту историю и пришли к выводу: зависимость Даля — это не просто слабость характера. Это была часть его творческого метода, его способ существования в мире, который казался ему слишком тесным, слишком обыденным.

Его «зашивание-расшивание» — это метафора всей его жизни: постоянная борьба между стремлением к свободе и попытками удержать себя в рамках. Между желанием взлететь и необходимостью оставаться на земле.

Даль прожил всего 39 лет. Но за эти годы он создал галерею образов, которые останутся с нами навсегда. И, может быть, именно его внутренняя борьба, его «двуединость» сделали эти образы такими пронзительными и настоящими.

Мы не призываем никого повторять его путь. Наоборот. Но мы хотим, чтобы вы увидели за маской «спившегося актера» человека невероятной глубины и таланта, который просто не смог найти другого способа существовать в этом мире.

А вы что думаете об этой истории? Пишите в комментариях, мы обязательно ответим.

Материал подготовлен на основе книги Ирины Кравченко «Актеры советского кино».

💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!