Найти в Дзене
Брежневка в Купчино

Зачем сохранять ржавый ветхий Цимбалинский путепровод? Что его связывает с Эйфелевой башней и Титаником

Привет, друзья! С вами Марина — автор блога «Брежневка в Купчино». Сегодня поговорим о важной новости. Цимбалинский путепровод, также известный как Фарфоровский мост, скоро снесут. Когда шла акция в защиту зданий Фарфоровского Поста от сноса в связи со строительством высокоскоростной железной дороги, мост объектом культурного наследия не признали, а техническая экспертиза заключила, что сохранять его нет смысла. На днях же пришёл официальный ответ от РЖД на запрос инициативной группы, в котором впервые признано, что единственная причина сноса (и, видимо, невключения в ОКН) – строительство ВСМ. Меж тем, этот архитектурный объект представляет ценность для всего города как образец промышленной архитектуры начала XX века. И вот почему. Представьте себе Петербург 1910 года. Николай II на троне, до революции ещё 7 лет, а в городе активно развивается железнодорожная инфраструктура. Именно тогда появился Цимбалинский путепровод — один из старейших в нашем городе и потрясающий образец клепаных
Оглавление

Привет, друзья! С вами Марина — автор блога «Брежневка в Купчино». Сегодня поговорим о важной новости. Цимбалинский путепровод, также известный как Фарфоровский мост, скоро снесут. Когда шла акция в защиту зданий Фарфоровского Поста от сноса в связи со строительством высокоскоростной железной дороги, мост объектом культурного наследия не признали, а техническая экспертиза заключила, что сохранять его нет смысла. На днях же пришёл официальный ответ от РЖД на запрос инициативной группы, в котором впервые признано, что единственная причина сноса (и, видимо, невключения в ОКН) – строительство ВСМ.

Меж тем, этот архитектурный объект представляет ценность для всего города как образец промышленной архитектуры начала XX века. И вот почему.

История дореволюционного путепровода

Представьте себе Петербург 1910 года. Николай II на троне, до революции ещё 7 лет, а в городе активно развивается железнодорожная инфраструктура. Именно тогда появился Цимбалинский путепровод — один из старейших в нашем городе и потрясающий образец клепаных конструкций эпохи модерна.

Каждый раз, проезжая мимо него, невольно обращаешь внимание на характерные заклёпки — маленькие металлические «пуговицы», которые украшают поверхность моста и одновременно удерживают всю его конструкцию.

Конструкция Фарфоровского моста на горячих заклёпках. Фото моё.
Конструкция Фарфоровского моста на горячих заклёпках. Фото моё.

Заклепки: забытое искусство инженерии

Заклёпки — это не просто красивый декоративный элемент, а инженерное решение, создающее неразъёмное соединение. Археологи находили клёпаные изделия ещё в городищах IX-X веков, но настоящий расцвет этой технологии пришёлся на конец XIX — начало XX века.

Работая продюсером и сценаристом на канале о крепёжных элементах, я погрузилась в этот удивительный мир технических решений. На заклепках собирали:

  • Промышленные объекты
  • Паровые машины
  • Обшивку кораблей
  • Стальные мосты, как наш Цимбалинский
  • И многое другое

Звездные собратья Цимбалинского путепровода

Когда говорят о клепаных конструкциях, сразу вспоминаются всемирно известные шедевры:

  • Эйфелева башня в Париже (2,5 миллиона заклепок)
  • Шуховская башня в Москве
  • Наш петербургский Витебский вокзал
  • Мост Харбор-Бридж в Сиднее
  • Первые американские небоскребы

Технология горячей клёпки позволила возвести Эйфелеву башню всего за месяц. Раскалённые докрасна заклёпки поднимали наверх в специальных жаровнях и быстро монтировали. После остывания они сжимались, создавая прочное соединение, устойчивое к сдвигу.

Согласно одной из версий крушения «Титаника», легендарный корабль подвели не стальные листы, а именно заклёпки. Они были изготовлены из некачественного металла и лопнули при столкновении с айсбергом. Это печальный пример того, как важно качество даже в самых мелких деталях конструкции.

Почему сегодня мы почти не видим заклепок?

В наши дни заклепки используются гораздо реже — процесс слишком трудоёмкий. Их всё ещё можно встретить в конструкциях, подвергающихся серьёзным динамическим нагрузкам, или в деталях из алюминиевых сплавов (там возможна холодная клёпка).

Еще один минус: заклёпочное соединение остается по-настоящему надежным только около 10 лет, тогда как современные высокопрочные болтовые соединения служат более полувека, и их проще заменить.

Почему нам стоит сохранять такие памятники?

Узнав о планах сноса Цимбалинского путепровода, нельзя не задуматься о значимости этой потери. Замена заклёпок Фарфоровского моста, который уже не справлялся с потоком автомобилей, конечно, нецелесообразна, но в качестве пешеходного моста или культурного пространства объект прослужил бы ещё долгие годы. Кстати, конструкция собрана не только на заклёпки, но и на высокопрочные болты ХЛ (для холодных климатических условий).

Высокопрочные болты К 110 ХЛ в конструкции Фарфоровского моста. Фото моё.
Высокопрочные болты К 110 ХЛ в конструкции Фарфоровского моста. Фото моё.

Без сохранения таких образцов модерновой промышленной архитектуры мы рискуем потерять важную часть нашего культурного наследия. Уже сейчас клепаные конструкции становятся редкостью, а через несколько десятилетий могут исчезнуть совсем. Так, Фарфоровский мост – последний дореволюционный многоарочный путепровод на заклёпках.

А что вы думаете о сносе Цимбалинского путепровода? Стоит ли сохранять такие объекты или город должен развиваться, даже если это означает потерю исторических конструкций? Делитесь в комментариях.

Если было интересно, ставьте лайки, сохраняйте в закладки и делитесь публикацией!

С любовью к хорошей архитектуре и району Купчино – в моём блоге.

Мой канал в Телеграм.

Мои группы в ВК и ОК – там мне можно писать личные сообщения.

А если вы хотите отблагодарить автора условной «чашкой кофе» или на продвижение блога, сделать это можно по ССЫЛКЕ (это официальные донаты в Дзене, которые остаются нам после отключения монетизации видео).