Кажется, это уже не просто тревожные прогнозы — достаточно один раз прокатиться по апрельской М-4 «Дон», чтобы увидеть всё своими глазами. И сразу становится понятно: проблема масштабная, и, увы, вполне реальная.
Черноморская гонка начинается. Только как туда доехать?
Тысячи, нет, миллионы россиян снова мечтают о юге. Сочи, Анапа, Крым — знакомые названия, щекочущие ностальгию. На побережье Анапы, между прочим, до сих пор выносит мазут, но людей это не останавливает. Даже удивительно — отмен броней тут всего 10%. Похоже, солнце и море всё ещё важнее, чем чистота пляжа.
А Крым? Он, как всегда, «ждёт и принимает». Госдума обещает триумф сезона-2025: глубина бронирования — аж до конца августа. Уже сейчас 45% мест заняты, а в Севастополе — вообще 60%. Зампред комитета по туризму Татьяна Лобач подчеркивает: показатели лучше, чем в прошлом году. Казалось бы — радоваться пора.
Но один вопрос всё портит: как туда, собственно, добираться?
Небо закрыто. Железка перегружена. Что остаётся?
Все мы понимаем: к лету СВО не закончится. А значит, аэропорты Краснодара и Симферополя продолжают стоять на замке. Время от времени появляются слухи о возобновлении рейсов, но — увы — пока это всего лишь мечты. Беспилотники над головой надежды не оставляют.
Железная дорога? Она еле справляется. Вагоны трещат по швам, на начало мая билетов просто нет. А что будет летом — страшно представить.
Вывод напрашивается сам: остаётся только автомобиль. По словам Сергея Аксёнова, главы Крыма, прошлым летом примерно две трети туристов добрались на юг на своих машинах и автобусах через Крымский мост.
Ялта, кстати, уже в топе самых популярных автодестинаций страны. Всё бы ничего, но старые добрые пробки на подходах к мосту могут показаться цветочками по сравнению с тем, что творится сейчас.
«Таврида» — восторг, но он заканчивается на подъезде к М-4
Начинается всё как в сказке. Трасса «Таврида» — идеальна. Новенький асфальт, живописные пейзажи, ровное покрытие, быстрый темп. Дальше — обход Краснодара по ДЗОКу. Раньше тут все изнывали в пробках под палящим солнцем, теперь — проносишься за считанные минуты. Красота.
А потом — М-4 «Дон». И всё. Конец сказке.
Уже за Ростовом-на-Дону начинается настоящий дорожный апокалипсис. Почему? Потому что к основному потоку транспорта примешивается движение из новых регионов: ДНР, Запорожье, Херсон. Скоро и Луганск подтянется.
И не забываем: трасса платная. Прогулка из Москвы до Ростова обойдётся примерно в 8 тысяч рублей. Цена вроде бы подразумевает комфорт: едешь с ветерком, всё чинно и благородно.
А теперь — внимание! По закону на любую платную трассу должна быть бесплатная альтернатива. И такая имеется. Формально.
Но вот в чём подвох — раньше по этим бесплатным объездным дорогам и ехали фуры. Экономили, петляли, мирились с ямами. Сейчас ситуация перевернулась.
Фуры захватили трассу. Добро пожаловать в ад
То, что происходит на участке между ростовским обходом Аксая и Каменск-Шахтинским, иначе как кошмаром не назвать. Почти 150 километров — и всё по правой полосе — это сплошные рытвины, ямы, раскрошенные колеи. Даже тяжёлые грузовики туда стараются не соваться.
Некоторые маневрируют по обочине, но это уже из разряда экстрима. Большинство же просто плюёт на ПДД и катит по левой полосе — она в чуть лучшем состоянии.
Мигай им фарами, дави на гудок — бесполезно. Они не сдвинутся. А ты со своей легковушкой — изволь плестись в хвосте, обгонять негде, тормоза на пределе, нервишки тоже.
К северу от Каменск-Шахтинска трасса становится похожей на цивилизацию. Три полосы, свежий асфальт. Но — сюрприз! — даже тут колея на левой полосе уже начала вылезать.
И главное: поток фур растёт с каждым днём. Воронежская и Липецкая области — одно сплошное шоссе из прицепов. До Тулы — как до Луны.
Откуда вся эта армия грузовиков? Ответ прост... и грустен
Ответ нашёлся, как водится, в проверенном месте — придорожной кафешке. За шашлычком дальнобойщики разговорились. Три причины, почему теперь они все едут по платной трассе:
- Цены растут — проезд уже не так кусается. Всё подорожало, а значит, фура отбивает даже платную дорогу. Транспондеры (специальные устройства для оплаты проезда) сейчас есть у всех.
- Бесплатные объезды — как мины замедленного действия. Машину угробить можно за пару часов. Что толку сэкономить пару тысяч, если потом полмесяца в ремонте?
- Гаишников на платке почти нет. А вот на старых дорогах — целая армия. Чем южнее, тем жёстче. Штрафы, остановки, досмотры. Проще заплатить — и проехать спокойно.
И что теперь делать автотуристу?
А вот и главный вопрос. Уже в майские праздники миллионы легковушек поедут на юг. Куда они все денутся на фоне запруженной фурами М-4?
Никто — ни дорожные службы, ни туроператоры, ни сами водители — не могут предсказать, что будет. Но похоже, нас ждёт транспортный апокалипсис. А лето ещё даже не началось.
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новостей, интересных фактов и знать истории автомобилей былых времен, обязательно рекомендую подписаться на мой канал.