В 1930 году в Балаклавской бухте был основан рыбколхоз "Путь социализма", который после возвращения Балаклавы в Севастополь в 1957 году переехал в Камышовую бухту, здесь на восточном берегу был построен рыбацкий посёлок, который так и назвали - Камышовая бухта, который как посёлок городского типа (в 1960-х тут активно строили хрущёвки) вошёл в состав Севастополя, а рыбколхоз на новом месте получил и новое имя - "Путь Ильича", это название предприятие носит и сегодня, в 2025 году рыбколхозу 95 лет!
Камышовая бухта довольно удачное место для рыболовных судов, это оценили наверху, и одновременно с переселением рыбаков начато строительство нового полноценного рыбного порта. Для этого нужны были умные надёжные люди.
Таким человеком стала крестница Семёна Будённого кубанская казачка Людмила Бобкова (Иванова, 1923-2004).
Людмила Иванова родилась на Кубани, и после окончания школы в 1939 году поступила в Ростовское мореходное училище имени Георгия Седова, это была первая женщина в этом училище! Поступила учиться на штурмана. В 1940 году перевелась в Батумское мореходное училище.
Летом 1941 года Людмила на танкере "Совнефть", который ходил между Батуми и Одессой, проходила свою первую учебную практику, которая сменилась боевыми вахтами матроса-сигнальщика и рулевым у штурвала. Во время бомбардировок танкера девушка занимала место наводчика 45 мм пушки и била по врагу. За отражение одной такой атаки Людмила Иванова была награждена орденом Отечественной войны 2 степени.
1941 год был для Людмилы тяжёлым, эвакуация раненых из Одессы, рейсы в осаждённый Севастополь, куда танкер доставлял пресную воду, топливо для самолётов и танков, живую силу, забирал раненых, участие в высадке десанта в Феодосию и другое.
В ноябре 1941 года танкер с потушенными огнями принял на борт в Камышовой бухте Севастополя более 2000 человек - раненые, старики, женщины и дети.
В 1943 году танкер был торпедирован, а Людмила была контужена. На лечение девушку отправили к её родителям, которые жили в эвакуации в Гаграх. Там Людмила познакомилась со своим будущим мужем Виктором Бобковым, военным лётчиком Черноморского флота, состоялась свадьба, но молодые жили вместе недолго. При освобождении Севастополя 4 мая 1944 года Виктор Бобков погиб в бою. В декабре 1944 года у Людмилы родился мальчик Станислав, но его отец так и не увидел сына.
После войны, в 1947 году Людмила Бобкова заканчивает обучение на штурмана, затем служба в "Черномортехфлоте".
Затем второй раз вышла замуж, за капитана дальнего плавания, появился второй сын, вместе со вторым мужем Людмила в 1948 году была отправлена в Калининград, где нужно было перегнать полученные по контрибуции военные корабли Германии и наладить работу порта.
Была капитаном рыболовного траулера, вела промысел в северной Атлантике, участвовала в Первой сельдяной экспедиции.
В Калининграде Людмила участвовала в восстановлении порта, с учётом этого опыта Бобкову направили в Крым, где она наладила работу портов в Феодосии и Ялте.
В 1957 году Людмила Бобкова стала первым начальником и лоцманом порта в Камышовой бухте, с первым поступлением рыболовных кораблей был образован Севастопольский морской рыбный порт, и первым начальником портофлота назначена Людмила Бобкова, на этой должности оставалась до выхода на пенсию в 1978 году.
В 1961 году Людмила Васильевна была в числе встречающих Юрия Гагарина в Севастополе, под впечатлением этой встречи Бобкова выдвинула инициативу назвать район рыбного порта Гагаринским. Её услышали. В 1975 году посёлок Камышовая бухта стал Гагаринским районом Севастополя.
Недалеко от порта известная многим 35 батарея, рядом с которой в 2008 году появилась новая улица, названная в честь Людмилы Васильевны Бобковой. Школа № 32 рядом с портом с 2010 года также носит её имя...
А вот основатель музея, Александр Буряченко, потомственный рыбак. Родился он в 1907 году в большой семье (12 детей) в посёлке Маяк, что возле Керчи.
С 14 лет Александр на рыбных промыслах, руководил молодёжной керченской артелью, которая в 1929 году вошла в состав рыбколхоза имени 1 Мая, в 1932 году возглавил этот рыбколхоз, затем до войны руководил объединением "Крымрыбакколхозсоюз", которое занималось организацией рыбколхозов по всему Крыму, чаще всего вспоминают рыбколхоз имени Красных партизан в Евпатории.
В 1941 году Александр Буряченко стал заместителем начальника Крымской военизированной флотилии, которая помогала проводить эвакуация населения и оборудования демонтированных крымских предприятий на Урал и Казахстан, доставлять личный состав, оружие и медикаменты в воинские подразделения, перевозить раненых бойцов в госпитали. Александр принимал участие в Керченско-Феодосийской операции, в 1942 году возглавил Ейскую базу военизированной флотилии, в мае того же года был тяжело ранен и контужен. После восстановления направлен в Новосибирскую область для обеспечения фронта свежей рыбой.
На новом месте под руководством Александра Буряченко восстанавливают моторно-рыболовецкую станцию, а и затем и Нарымский "Рыбакколхозсоюз".
После освобождения Крыма Александр возвращается в родные места восстанавливать рыбный промысел, Буряченко назначают управляющим областным рыбным трестом. После учёба в Астраханском техническом институте рыбной промышленности и хозяйства на курсах повышения квалификации руководящих работников Министерства рыбной промышленности, диплом получил в 1949 году.
В 1960 году в Камышовой бухте было создано Севастопольское управление океанического рыболовства, в создании управления активно участвовала Людмила Бобкова, ну а первым руководителем управления стал Александр Буряченко. История управления была большая, интересная и даже героическая. Благодаря рыбакам дальнего плавания были накормлены миллионы людей. В 1967 году предприятие переименовано в Севастопольское управление тралового флота, а в 1972 году в "Атлантику". К сожалению, в украинские времена мощь такого предприятия просто обнулили. Во флоте "Атлантики" на пике в 1980-х было 57 кораблей, в 1990-х начало деление предприятия, и уже в 2011 году "Атлантика" было ликвидировано, а имущество передано в ГП "Севастопольское управление океанического рыболовства", СУОР, воссоздано в 1999 году в результате деления "Атлантики", хотя в сети упоминается, что у СУОР был процесс банкротства в 2008 году, ну а в некоторых других источниках указывается, что СУОР создан в 2011 года как продолжение "Атлантики". В общем, путаница, нигде нет открытых понятных данных, видимо, преступления, которые натворили в украинский период с имуществом "Атлантики", в том числе с рыбным портом и рыбоконсервным заводом, ещё долго будут тёмным пятном. Но в 2020 году власти Севастополя поздравляли ветеранов отрасли с 60-летием "Атлантики" и 90-летием "Пути Ильича", последнее предприятие реально существует и в наши дни. По последним данным, в Камышовой бухте сейчас только порядка 10 кораблей участвуют в рыболовном промысле, и в основном это суда 1970-1980-х годов постройки. Такие данные в 2020 году озвучил руководитель регионального ЛДПР, депутат Законодательного Собрания Севастополя Илья Журавлёв.
Ну а Александр Буряченко 11 лет руководил управлением, собрал много данных о жизни рыбаков, и уже по выходу на пенсию в мае 1972 года открыл музей, который сейчас официально называется Музеем Истории рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна имени Александра Буряченко, который был не только основателем, ну и первым руководителем музея, проводил экскурсии.
В 1980 году к 50-летию рыбколхоза и 20-летию "Атлантики" (а может и к 110-летию Ленина) был открыт Дворец Культуры Рыбаков, и с самого первого дня музей обрёл там постоянный дом. В 1997 году Александра Васильевича не стало, и в том же году в Николаеве спустили на воду большой автономный морозильный траулер (БАМТ) "Александр Буряченко"...
Такие были первые люди, строители рыбного порта и хозяйства, закалённые в боях фронтовики, идейные, преданные своему делу до конца.
Ну а теперь больше о музее. Тут есть настоящая морская диорама!
Чайки.
Период до 1920-х.
Покажу поближе, это мотофелюга.
БМРТ - Большой морозильный рыболовный траулер, или обычно говорят Большой автономный траулер морозильного типа.
БМРТ "Жуковский" был спущен на воду в 1958 году и стал флагманом траулерного флота в Камышовой бухте. Входил в состав Первой научно-промысловой экспедиции в Атлантический океан (как флагман). В 1987 году стал учебно-тренажёрным судном. В 2019 году газета "Крымская правда" писала, что "Жуковский" "стареет, ржавеет, пытались продать хотя бы на металл, но не получилось". это о неудачном аукционе 2017 года, который прошёл после того, как "Жуковский" в 2016 году поставили окончательно в Южной бухте. Списали его в 2018 году, после неудачного аукциона. На данный момент сообщается, что корабль утилизован в Турции.
А вот тип БМРТ "Атлантик" был разработан в ГДР по заказу СССР, с 1966 по 1976 годы, за 10 лет, спущены на воду всего 171 траулер, 147 в Штральзунде и 24 в Висмаре. Самый первый, именно БМРТ "Атлантик", был приписан к Калининграду, единственный его известный снимок сделан в Латвии в 1994 году, через 3 года он был списан и продан в Индию на металл. В Крыму траулеров типа "Атлантик" было 29 штук, базировались в Керчи и Севастополе, последний списан в Севастополе в 2014 году. В мире из 171 штуки остался всего 1 действующий, в 1971 году для Румынии был построен БМРТ, который сейчас называется "Mare Nigrum", известны две фотографии этого корабля из Констанцы, 2014 и 2024 года. А в музее макет самого первого "Атлантика".
Чуть выше макета слева это Геннадий Алексеев, капитан дальнего плавания "Атлантики" и его дипломы, справа печально известный Николай Майчук, генеральный директор "Атлантики" в 1983-1998 годах, именно он допустил развал предприятия, рядом две его книги (1979 и 2012 годов выпуска), ну а после "Атлантики" это перековавшийся в капиталиста деятель был ещё председателем Севастопольской городской организации работодателей. То есть, на самом деле, Николай Платонович Майчук был прекрасным специалистом, до назначения генеральным директором он был капитан-директором новенького флагмана промыслового флота - плавучего рыбодобывающего консервного завода (ПРКЗ) "Анатолий Халин" с несчастной судьбой. Корабль построен во Франции, в Нанте, и приёмка задержалась на 3 месяца, из пожара на борту в августе 1966 года, так же и закончилось, в июле 1995 года корабль полностью сгорел прямо у причала в Камышовой бухте, кто его спалил, конечно же, осталось неизвестным. А вот капитан-директор Майчук был умелым, перевыполнял план по рыбодобыче, за это и был высоко отмечен. Что потом случилось, как он допустил развал предприятия, это неведомо, в книгах он об этом не пишет, но, будучи генеральным директором, всячески помогал музею, за это его тоже ценят. В 2018 году Николаю Майчуку исполнилось 80 лет, об этом многие писали, далее тишина...
Далее покажу два стенда. Один посвящён "Атлантике".
Верхняя часть посвящена Александру Калайде, потомственному рыбаку из Херсонщины. В первый раз вышел в море в 6 лет (это был 1915), помогал взрослым. Потом, уже сам будучи взрослым, был коком в рыбацкой артели, боцманом, кочегаром и мотористом, ходил марсовым на паруснике "Гарибальди", в 1928 году переехал в Керчь, работал в отделении "Главрыбы", в 1931 году перебрался в Кронштадт, где служил на линкоре "Марат", в 1936 году его дорога привела в Мурманск, где строился рыбный порт. Был старшим матросом, а после штурманских курсов судоводитель, к началу войны уже капитан траулера "Грозный".
В 1938 году участвовал в Первой советской экспедиции в Атлантику на сельдь.
В 1941-1944 годах ловил рыбу, подвозил боеприпасы и горючее, высаживал десанты. В 1945 году переведён в Клайпеду.
В 1950 году награждён орденом Ленина.
В 1958 году Александр Калайда прибыл в Николаев для принятия БМРТ "Глеб Успенский" для базы Гослова в Керчи, а в 1960 году переведён вместе с кораблём в Севастополь. Был капитаном БМРТ "Жуковский" и РТМ "Балаклава".
В 1966 году перевёлся обратно в Керчь капитаном траулера "Кальмар". После вышел на пенсию, не стало в 1976 году.
Чуть ниже это Анатолий Русак, родился в 1929 году в Узбекистане, он так хотел стать моряком, что в 1947 году поступил в Мурманское высшее мореходное училище, которое закончил через 5 лет на судоводителя, с 1952 года работал штурманом на судах, уже в 1953 году перешёл работать в Мурманский траловый флот помощником капитана траулера.
В 1959 году переехал в Крым, работал в Керченской базе Государственного управления рыбной ловли капитан-директором БМРТ "Успенский", в 1961 году перевёлся в Севастополь капитан-директором РТ "Евпатория". В 1963 году награждён первым орденом Ленина.
В 1966 году направлен во Францию, город Нант, для принятия БРКТ "Наталья Ковшова". В том же году присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Был инициатором смены экипажей траулеров с помощью авиации. организации спаренных рейсов траулеров, обслуживания и ремонта кораблей в иностранных портах.
В 1969 году заочно закончил Харьковский университет по специальности "Планирование промышленности". В том же году назначен капитан-флагманом "Атлантики", начальником промысловой экспедиции, а позже начальником отдела эксплуатации объединения "Азчеррыба".
В 1977 году назначен представителем Министерства рыбного хозяйства СССР в Мозамбике, в 1982 году стал директором Ялтинского рыбокомбината, в 1988 вышел на пенсию, последние годы жил в Севастополе, где и не стало в 1992 году...
Третий, ниже Русака, это Анатолий Блинов, судя по документам, в 1980 году был капитаном-флагманом "Атлантики", а в 1984 году уже заместитель начальника Промрайона по промыслу. Больше ничего не нашёл.
Далее справа почётный знак ЦК КПСС и Совета министров СССР в честь 50-летия СССР, которым награждена "Атлантика" в 1972 году. Рядом диплом к золотому сертификату качества, полученный предприятием в 1996 году.
Ну и в самом низу Аркадий Шестаков, генеральный директор "Атлантики" в 1977-1983 годах.
Родился в 1939 году в Московской области, в 1959 году закончил Херсонское мореходное училище рыбной промышленности на судоводителя, и первые месяцы служил помощником капитана сейнера моторно-рыболовецкой станции в Очакове, в том же году перевёлся матросом 1 класса БМРТ "Глеб Успенский", в 1961 году становится 2 помощником капитана на этом же корабле.
В 1962 году стал старшим помощником капитана-директора РТ "Евпатория", а затем РТ "Арго".
С 1964 года капитан-директор РТ "Канопус", затем "Натальи Ковшовой", откуда и пришёл в генеральные директоры "Атлантики".
В 1983-1985 годах Аркадий Шестаков слушатель Академии народного хозяйства при Совете министров СССР, после Аркадия назначают представителем Министерства рыбного хозяйства СССР в Мавритании.
В 1988 году назначается начальником Йеменской промысловой экспедиции объединения "Азчеррыба".
В начале 1990 года Аркадий руководит созданием тунцеловной сейнерской флотилии объединения "Южрыба", в том же году Шестакова выбрали председателем исполкома Севастопольского городского Совета.
С 1992 года председатель Государственного комитета рыбного хозяйства Украины, с 1995 года президент Морской товарной биржи Севастополя, одновременно избирался депутатом Севастопольского городского Совета.
В 2001 году избран действительным членом Международной академии духовного единства народов мира.
Погиб в 2002 году. Подробностей в сети нет.
Ну и последняя картинка в этой части, много материала получилось, буду делить.
Итак, в 1967 году Севастопольское управление океанического рыболовства было разделено на две части. Первая это Севастопольское управление тралового флота, которое в 1972 году стало "Атлантикой", а вторая часть это Севастопольское производственное управление транспортного и рефрижераторного флота ("Югрыбхолодфлот"), с 1993 года "Югрыбтранссбыт", ну в 1994 году с переходом в частную собственность устаканилось название "Югрефтрансфлот", в 2014 году компания официально зарегистрировалась в Санкт-Петербурге.
Итак, на фотографии. Верхний ряд, слева, это Евгений Алисов. Родился в 1929 году в Ростовской области, в Миллерово, в 1943 году ушёл добровольцем в Красную Армию, демобилизован в 1945, вернулся в Новошахтинск, где к тому времени жили родители, работал электриком.
В 1949 году закончил Таганрогскую мореходную школу юнг на судоводителя, направлен в Керчь на работу матросом в "Крымгосрыбтресте".
В 1950 году участвовал в перегоне кораблей с Балтийского на Чёрное моря, затем переведён в Керченскую базу Гослова помощником капитана рыболовного траулера.
В 1952 году закончил курсы судоводителей-штурманов дальнего плавания при Ростовском мореходном училище имени Седова и вернулся в Керчь, назначен капитаном РТ "Контур".
В 1954 году перешёл на работу капитаном флота Мысовского рыбзавода "Крымгосрыбтреста", в 1955 году переведён в Таллин в управление сельдяного лова Министерства рыбного хозяйства капитаном траулера, в 1958 году вернулся в Керчь, где назначен старшим помощником капитана БМРТ "Жуковский", а в 1960 году стал капитан-директором этого корабля, в 1961 году вместе с судном переведён в Севастополь.
В 1963 году заочно закончил Ростовское мореходное училище имени Седова. В том же году стал Героем Социалистического Труда.
С 1964 года - руководитель промысла, с 1967 года заместитель начальника управления по флоту "Югрыбхолодфлот", с 1969 года начальник управления по флоту.
В 1971 году заочно закончил Севастопольский приборостроительный институт по специальности "Судовые силовые установки".
В 1977 году назначен генеральным директором "Югрыбхолодфлот", с 1990 года стал представителем объединения "Югрыба" в Югославии.
С 1996 года на пенсии, жил в Севастополе, где и не стало в 2008 году. Почётный житель Гагаринского района города, хотя жил он в центре, в Ленинском районе. Также Евгений Алисов почётный работник рыбного хозяйства СССР. О нём ещё будет, во второй комнате музея есть его вещи.
Рядом, по центру, это Владимир Андреев, родился в 1947 году в Мордовии, в 1967 году закончил Ростовского мореходное училище рыбной промышленности имени Седова на судоводителя, после работал 3 и 2 помощником капитана на судах "Востокрыбхолодфлот", в 1970 году переведён в Севастополь на те же должности, с 1973 года капитан на различных судах.
В 1977 году заочно закончил Севастопольский приборостроительный институт на инженера-электромеханика, в 1987 году заочно закончил Новороссийское высшее инженерное морское училище на инженера-судоводителя.
В 1991 году заместитель технического директора объединения "Югрыба", после возглавил "Югрыбтранссбыт" и затем президент "Югрефтрансфлот".
Кстати, это компания для подготовки кадров в 2005 году создала Первый украинский морской институт, который после 2014 года перестал работать. В музее была информация об этом институте, сейчас, видимо, убрали, не видел.
Далее, между Андреевым и Котом, международный сертификат 2003 года.
Виктор Кот родился в 1956 году в Беларуси, после 8 классов школы учился в Херсонском мореходном училище на моториста, которое закончил в 1976 году с красным дипломом. Затем учился в Николаевском кораблестроительном институте имени адмирала Макарова, который закончил в 1983 году с красным дипломом. Параллельно совмещал учёбу и работу в море - перегонял новые корабли на Камчатку и Сахалин. Затем защитил диссертацию на тему "Повышение эффективности дизельных установок транспортных рефрижераторов", стал кандидатом технических наук (2003).
С 1987 года работал главным механиком на крупнотоннажных судах, в 1998 году назначен директором по развитию компании и технического менеджмента "Югрефтрансфлота", затем директор по флоту и член совета директоров в этой же компании.
В 2011 году в Севастополе при активном участии Виктора Павловича был открыт филиал Санкт-Петербургского морского собрания, который в 2013 году был преобразован в Севастопольское морское собрание, Кот стал руководителем собрания, затем почётным председателем.
В 2016 году Виктор Кот был возведён в кавалеры Императорского ордена Святой Анны с правом ношения орденского знака III степени.
Именно благодаря Виктору Павловичу Коту Дворец культуры рыбаков вернул своё название.
Конец первой части, но это даже не весь первый зал шикарного музея, который советую всем.
С уважением к читателям, фотограф и писатель Александр Рыжов.