Доброго всем дня!
Сегодня я хочу поговорить с вами о фильме Тимура Бекмабетова - Пешаварский вальс.
В сети я неоднократно сталкивался с обзорами данного фильма, основная претензия у обзорщиков была к тому, что из-за плохого качества звука не слышно, о чем говорят персонажи и от того теряется нить повествования.
Ну что же, начнем по порядку. Мое знакомство с данным творением Тимура Бекмабетова состоялось в 2008 году. Купил я тогда на пиратский диск со сборником фильмов о войне в Афганистане. Прочитав описание Пешаварского вальса, я понял, что он посвящен восстанию советских военнопленных в крепости Бадабер, в Пакистане. Я посмотрел этот фильм трижды, из за реально плохого звука, в третий раз пересмотрел через наушники с включенным на максимум звучанием.
Что же я услышал?
Начало. Сюжет, я думаю, знают все, кто хоть раз смотрел этот фильм.
Американский журналист Чарли Палмер и его друг, французский врач Витор Дюбуа приезжают в крепость Бадабер, для того, чтобы взять интервью у советских военнопленных. Моджахеды дают им такую возможность, Чарли начинает брать интервью у наших солдат.
С данной сцены и раскрываются основные персонажи фильма.
Первое интервью дает радист по прозвищу Шило. Мой самый любимый персонаж данного фильма.
Идет диалог между ним и Чарли:
-Ту участвовал в карательных операциях?
-В карательных операциях? Да я без карательных операций жить не могу! Вот ты можешь себе представить, как ты врываешься в кишлак, видишь ребеночка, она такой маленький, тепленький, ты берешь его так, штык-ножичком по пузичку!
В общем, Шило открыто глумится над Чарли и тот требует позвать другого солдата.
Далее идет пара диалогов с несколькими пленными, но я бы хотел выделить ключевых персонажей данного фильма.
Интервью с Лысым, который посылает Чарли на три русских буквы.
Затем интервью с солдатом по имени Ахмед, который на хорошем английском общается с Чарли и обещает ему рассказать много интересного, например про применение напалма и химического оружия против мирного населения Афганистана, но при условии, если Чарли заберет его с собой из плена. Чарли отказывает ему, не смотря на уговоры мольбы Ахмеда, про себя Чарли рассуждает о вине наших солдат в данной войне.
Еще в интервью участвует некий Андрей, непонятный мне немец (говорит с Чарли на немецком), азиат по клике Немой (ни с кем не говорит весь фильм).
Переходим к кульминации сюжета. Приводят еще двоих пленных, с одним из них Чарли пытается говорить, но тот не отвечает. Второй стоит поодаль, с конвоем. Это руководители восстания в крепости, Гриня и Бес.
Командир моджахедов прерывает интервью Чарли с Гриней, мол время кончилось, пока Чарли пытается выбить у командира дополнительное время на интервью, Бес и Гриня нападают на моджахедов, убивают их и завладевают оружием.
Следующие сцены менее связные, из-за плохого качества видео и звука. Но, что удалось запомнить/разглядеть – Гриня и Бес с оружием, прикрываясь Чарли и Виктором как живыми щитами, идут в казарму к моджахедам, расстреливая их солдат в спальной комнате. Затем их пути расходятся, Бес освобождает всех наших пленных из камер, Гриня в каком-то темном коридоре бьется врукопашную с моджахедом и убивает его голыми руками.
Затем, следует ряд сцен с рваным монтажом, из которых мы видим, как наши солдаты, освобожденные Бесом, выбивают моджахедов из крепости. Здесь Гриня и Бес снова встречаются, но начинается конфликт Грини с Лысым, который наезжает на Гриню – мол ты молодой, на кого рот разеваешь (я так понял, Лысый старослужащий).
Конфликт разряжает балагур Шило, бросив камень под ноги всем враждующим, под видом гранаты (отчего они падают на землю) и выдав свой очередной перл:
-Сижу вот мужики и думаю, дубовые у них гранаты, не взрываются ни ..уя. И вообще, не пристало дедушкам, войнам интернационалистам, бить друг друга по лицу.
В итоге конфликт погашен, лагерь захвачен нашими солдатами, только вот, что дальше?
Лысый находит в одной из комнат рацию (застрелив духовского радиста), зовет Шило, пояснив ему, мол твое хозяйство, давай вызови наших.
Чарли тем временем мечется по крепости, снимая все и всех и ведет диалоги с Виктором, мол не понимают восставшие солдаты, что им конец.
В это время, наши бойцы собрались у рации, ловят иностранную волну, а Ахмед на английском говорит – Ви а совиет солджерс, но результата ноль.
Бес дает команду Шилу – мол лови наших. Шило матерится (наших бл…! , будут тебе наши) и ловит нашу волну. Услышав переговоры наших, в радиоэфире на русском, с позывным Коробочка, все радостно настраиваются на то, что помощь близка, а Шило, высказав «Одесса мама» включается в эфир.
Далее идет самая пронзительная сцена фильма, Шило говорит по рации:
-Коробочка, как слышите меня мужики, прием. Мы группа советских военнопленных, находимся на территории Пакистана, примерно в двадцати километрах от границы. У нас есть рация.
Наши в ответ слышат голос командования:
-Внимание! Всем перейти на запасную волну! В эфире провокация. После чего заглушают сигнал.
Следует крик наблюдателя: Духи!
Все бойцы бегут с оружием к выходу из крепости. Шило долго, молча смотрит на рацию. К нему подходит сзади Бес, слышит, как Шило поет какую-то песню. Шило оборачивается к Бесу и поясняет, что песня называется Пешаварский вальс, затем впадает в истерику, рвет провода у рации и плачет с криком – пусти меня! Бес тщетно пытается его успокоить.
Тем временем все солдаты собрались у забаррикадированного выхода из крепости, готовы к бою.
Шило и Бес, а также Чарли приходят к ним. Солдаты видят, что моджахеды зовут их на переговоры. Сначала рвется Ахмед, затем Чарли. Встает вопрос, какие требования выдвинуть.
Далее один из моих любимых диалогов:
Лысый – Самолет проси и горючее до Термеза.
Шило – Да, да, самолеты, вертолеты, пельмешки, …уешки (в английских субтитрах это было описано как – йес, йей, аирпланс, геликоптерс, равиоли, хуциоли).
В итоге на переговоры идут Гриня и Чарли, встречает их майор США, который предлагает сложить оружие и сдаться, он им жизнь гарантирует, если сложат оружие.
Гриня с Чарли возвращаются и тут в повороте сюжета фильма начинается обратный отсчет.
У бойцов возникают конфликты старослужащих с молодыми (одного из солдат, решившего сдаться, ранит из автомата Лысый).
Гриня говорит Бесу, мол, я поверил американцу, но он же и понимает, что сдаваться никто не пойдет. Лысый отбирает у Чарли документы, теперь я Чарли Палмер, а ты, как и мы помрешь безымянным.
В итоге Бес, понимая, что всем конец, идет и расстреливает всех раненных, которых лечил весь фильм Виктор, (на что с ужасом взирает сам Виктор, цитируя вслух клятву Гиппократа на латинском).
Все бойцы собираются у костра. Гриня предлагает, кто хочет сдаться, идите – в спину шарахать никого не будем. Ахмед предлагает Чарли уйти, мол не его это дело. Чарли со своей стороны недоумевает, зачем вы гробите себя?
Тут и концовка подоспела. За нее Тимура Бекмабетова до сих пор ругают. Прилетели наши вертолеты и взорвали всю крепость с нашими пленными.
Фильм неплохой, но конец покоробил. Убил всю идею на корню. Кто в курсе про восстание пленных в крепости Бадабер, тот поймет.
Спасибо за внимание