Найти в Дзене

Станислав Жуковский - гордился тем, что его называли русским импрессионистом

Выдающийся русский пейзажист с польскими корнями конца XIX – первой трети ХХ века - художник Станислав Жуковский. Он невероятно гордился тем, что его называли русским импрессионистом и расстраивался от того, что приравнивали к французским художникам. Русскую природу следует писать только по-русски - в этом он ни на мгновение не сомневался. Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники, но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным. С. Жуковский Прекрасные пейзажи с видами старинных усадеб, интерьеры помещичьих домов...просторные комнаты, наполненные теплом и светом...семейные библиотеки и гостиные, тяжелая мебель и портреты в золоченых рамах...то, что мы так безжалостно погубили, а Станислав Жуковский смог сохранить и оставить потомкам в своих работах. После революции 1917 года он состоял в комиссии по сохранению культуры и памятников, тем самым спасая многочисленн

Выдающийся русский пейзажист с польскими корнями конца XIX – первой трети ХХ века - художник Станислав Жуковский. Он невероятно гордился тем, что его называли русским импрессионистом и расстраивался от того, что приравнивали к французским художникам. Русскую природу следует писать только по-русски - в этом он ни на мгновение не сомневался.

Моне, Сезанн и другие – прекрасные и очень искренние художники, но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя ее под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным. С. Жуковский

Прекрасные пейзажи с видами старинных усадеб, интерьеры помещичьих домов...просторные комнаты, наполненные теплом и светом...семейные библиотеки и гостиные, тяжелая мебель и портреты в золоченых рамах...то, что мы так безжалостно погубили, а Станислав Жуковский смог сохранить и оставить потомкам в своих работах.

После революции 1917 года он состоял в комиссии по сохранению культуры и памятников, тем самым спасая многочисленные произведения искусства от разрушения, отправляя их по музеям Советской России...

С. Малютин. Портрет художника С. Жуковского, 1915
С. Малютин. Портрет художника С. Жуковского, 1915

Станислав родился в 1873 году в селе Ендриховцах Гродненской губернии, входившей в состав Российской империи. Отец происходил из польского дворянского рода, только после разгрома восстания в 1863 году, он вынужденно переехал с семьей в имение Старая Воля. В свои молодые годы Жуковский-старший был человеком энергичным и жизнерадостным, только после потерь стал вспыльчивым, жестоким и замкнутым.

На новом месте семья держалась особняком. Мать Станислава посвятила себя полностью воспитанию детей. У нее было отличное образование, она занималась с ними иностранными языками, прививала вкус к живописи и музыке. Заметив в сыне художественный талант, Мария Вержбицкая наняла ему учителя рисования. Именно от матери Станислав приобрел ранимую и невероятно мечтательную душу, нежную и трогательную, как полевой цветок...

Мальчик просто рисовал и совершенно не думал о том, что когда-нибудь станет художником. Только его отец уже в те годы был крайне недоволен, упрямо считая, что дворянину не пристало мараться красками. По воле случая, молодой преподаватель реального училища Сергей Южанин рассмотрел в мальчике какое-то невероятное чувство света и страсть к рисованию. Постепенно стало приходить осознание того, что именно в этом направлении хочется двигаться и развиваться. Запрет отца привел к противоположному результату - сын решил всенепременно стать художником и точка!

Станиславу было всего пятнадцать лет, когда умерла его мать, а в свои семнадцать лет юноша тайно уедет в Москву. Отец же свою очередь отречется от сына!

В 1892 году Станислав Жуковский поступит в Училище живописи, ваяния и зодчества. Начнется новый период жизни художника. Жуковскому посчастливилось учиться у Константина Савицкого, Абрама Архипова, Исаака Левитана. Последний крайне внимательно рассматривал работы ученика и очень положительно о них отзывался. Первые работы молодого художника были очень созвучны с пейзажами учителя.

С. Жуковский "Лес. Папоротники. Закат", 1895
С. Жуковский "Лес. Папоротники. Закат", 1895

Постепенно Станислав сближается с Товариществом передвижников, принимает участие в выставках. Картины пользуются успехом. Павел Третьяков не долго думая покупает "Лунную ночь" и "Весенний вечер", отправляя их в свою коллекцию.

С. Жуковский "Лунная ночь", 1899
С. Жуковский "Лунная ночь", 1899

Картина "Лунная ночь" в разрезе своего времени стала новаторским решением, привнося в живопись свежие и совершенно невероятные нотки. Привычная помещичья усадьба , засыпанная снегом. Свет луны отражается в стеклах большого заснувшего дома, создавая блики и цветовые отблески. Высокий цоколь, заснеженная лестница и кажется, что дом возвышается над зрителем...а над ним высокое темное ночное небо с холодными, сияющими звездами, до которых рукой не дотянуться...

Невероятно тонко прописана перспектива, принося в работу пространство и объем. Четкие темные тени от деревьев и кустарников...новизна в распределении цвета...объемный, пушистый снег и темное звездное небо, как контрастное сопоставление... Картина кажется живой...и простой сюжет так мастерски, виртуозно передан мастером.

За эту работу Жуковский был удостоен Большой Серебряной медали и звания классного художника Московского художественного общества.

С. Жуковский "Весенний вечер", 1896
С. Жуковский "Весенний вечер", 1896

В своей работе "Весенний вечер" Станислав Жуковский совершенно мастерски раскрывает пространство, замыкая небо узкой полосой. Порыжевшая прошлогодняя трава с первой молодой зеленью, небольшое болотце и молодые березки...вечерний манящий туман, нежная полоса жемчужного неба...заря уже угасла, лишь за деревьями пробиваются оранжевыми вспышками огни, скрытой от глаз усадьбы... И во всем этом есть что-то задумчивое, нежное, лирическое...все это наполняет душу легкой грустью и новым дыханием зарождающейся жизни... Жуковский часто работал на природе, стараясь поймать, передать ежеминутное настроение, характер, а уже затем переходил в мастерскую, чтобы дописать картину.

В 1897 году в жизни художника происходит очень важное событие - женится на ученице училища Александре Игнатьевой. Молодая семейная пара поселится в мебелированной квартире на Вокзальной площади. Только вот не станет Александра единственной супругой талантливого художника, но всего лишь первой. Именно она станет позировать Станиславу для картины "Печальные думы".

С. Жуковский "Печальные думы", 1907
С. Жуковский "Печальные думы", 1907

Сочетание трудолюбия, целеустремленности, дисциплины и таланта от рождения привело художника к большому успеху среди коллег и знатоков искусства. Картины Жуковского пользовались большой популярностью, их покупали по высокой цене. Станислав работал быстро, писал много. Поэтому в 1906 году он смог открыть студию живописи и рисования в Москве. Через нее пройдет большое количество студентов, в том числе и поэт Владимир Маяковский.

В дома Бахрушина на Козицком переулке, напротив магазина Елисеева располагалась школа и мастерская художника. Она освещала лишь общую подготовку и вектор развития для дальнейшего серьезного обучения живописи, если для этого конечно же были основания.

Станислав Жуковский открыл в своих работах самую простую и ежедневную красоту: весенние овраги, легкие сумерки, заросшие пруды, проталины, осеннее дыхание, первые робкие лучи...было во всем этом тепло души, нежность, удивительная легкость и ощущение полета...шагнуть и напитаться, насладиться свежестью, умыться росой, в которой отражается утренний свет зари... Воздух и свет, несмотря на очень плотный и динамичный мазок кисти.

В 1907 году Станислава Жуковского избирают почетным академиком С-Петербургской Императорской Академии художеств.

В 1910-х художник много путешествует по Европе: Швейцария, Германия, Италия, Франция. Набирается впечатлений, делает зарисовки, пишет этюды, которые и представляет на выставках передвижников.

В этом же периоде в творчестве художника намечается новый вектор - интерьеры старинных усадеб. Дворянские имения притягивают, магнитят его своей "уходящей натурой".

Дома помещиков с просторными светлыми комнатами, богатым убранством, сады парки...крашеные дощатые полы, кружевные легкие занавески, букеты в вазах и цветы на подоконниках... Усадебная архитектура занимала и волновала его в разные времена года. Жуковский будто проникнулся духом исследовательского интереса или предчувствовал, что всего этого скоро не станет.

В 1916 году супруга великого князя Михаила Романова пригласила его в имение Брасово. Живописнейшие места Брянщины, невероятные интерьеры, пропитанные духом дворянства...именно здесь художник создал ряд своих замечательных полотен.

С. Жуковский "Комната в имении Брасово", 1916
С. Жуковский "Комната в имении Брасово", 1916

Удивительная, прекрасная работа художника Жуковского, согрета незримым теплом человека...скользящие солнечные лучи, ампирные вазы, портреты в позолоченных рамах, раскрытая дверь на террасу...и оставленная пестрая шаль говорит о том, что кто-то сейчас вернется своей легкой, летящей походкой, мы услышим тихие разговоры, смех...и чуть заметный шлейф французских духов...дыхание жизни и весны...

...И как не любить и ни желать воскресить эту наивную безыскуственность прежней жизни , - все же никогда больше она не вернется в Россию. Эпоха детской, почти смешной веры «всерьез» во все то, что теперь кажется нам ребяческой забавой, - вот что таила эта помещичья жизнь «в комнатах»... Барон Николай Врангель

Незадолго до революции Станислав Жуковский нежно влюбляется в свою ученицу Софью Кваснецкую и вступает во вторичный брак. Именно ее он запечатлел в своей работе "Перед маскарадом".

С. Жуковский "Перед маскарадом", 1923
С. Жуковский "Перед маскарадом", 1923

После революционных событий и смены власти Станислав Жуковский боролся за сохранение усадеб, стараясь всеми силами спасти от разрушения и хищения. Он входил в различные комиссии по сохранению памятников культуры, истории и зодчества. При его активном участии имение Кусково графов Шереметьевых получило статус музея. Но на всех сил не хватало - "дворянские гнезда" разрушались и приходили в запустение, грабежи и пожары зачищали то, что не успели растащить...душа теряла покой...

Еще в 1915 году художник Станислав Жуковский вместе со своей супругой будет проживать по Пречистенскому бульвару, 25. Это будет его последняя московская квартира со старинной мебелью и разными предметами искусства...но уже в 1919 году художник с семьей уедет в Вятку. Он снова станет много и плодотворно работать, сотрудничать с местным театром, проводить выставки...сердце его уже не станет так сильно болеть и кричать от непонимания и бесправия. Более сорока картин Жуковский привезет с собой, когда в мае 1921 вернется в Москву...но его встретит холодная критика и осуждение...не вписался! не нужен! Полотна о дворянском быте стали совсем не интересны, не соответствовали новому времени и искусству.

Да и критик Абрам Эфрос открыто говорил о том, что картины Жуковского враждебны делу революции. За что и схлопотал пощечину при личной встрече от художника. Пройдет совсем немного времени и Станислав Жуковский с семьей покинет Россию в 1923 году и переедет в Польшу. Он продолжит писать и откроет свою частную школу живописи.

С. Жуковский "Дорожка в саду", 1938
С. Жуковский "Дорожка в саду", 1938

А тучи над Европой сгущались...Исаак Бродский и первая жена Жуковского начали уговаривать художника вернуться, но тот лишь вежливо отказался. Он понимал, что к прошлому пути нет... В 1939 году на территорию Польши вошли немецкие войска. Началась оккупация. Еще через пять лет выдающегося художника Станислава Жуковского арестуют нацисты и заключат в концентрационный лагерь. Он уйдет из жизни в 1944-м, не дождавшись освобождения...и будет похоронен в общей могиле...

Станислав Жуковский - удивительный и невероятный художник, истинный и чистый, прошедший ярким солнечным лучом сквозь заросли сирени и акации, весенние проталины, нежное мартовское небо, оставшийся в памяти потомков благородным польско-русским дворянином...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))