Найти в Дзене

Реставрация Замка

В начале нового века все, проезжающие по трассе Симферополь – ЮБК могли видеть живописные руины. В 2004 году, будучи в Крыму, мы впервые близко рассмотрели разрушающийся «Замок». Мы следили за судьбой погибающего здания по страницам газет и рассказам удрученных свидетелей разрушения. Когда-то этот дом-замок был украшением Симферопольского района, да и всего Крыма, но к 2000-м годам журналисты, ученые и местные жители забили тревогу: "Состояние сооружения аварийное и, кажется, никому оно не нужно…". "Увы, сегодня дом почти полностью разрушен: в стенах трещины, обвалились балконы, из десятка фигурных башенок уцелела лишь одна. Крыша и внутренние перекрытия рухнули. Все комнаты засыпаны ракушкой, кирпичом и обломками досок. Готические окна дворца заложены кирпичом…". Внутри здания картина была еще более печальной. "Следы пожара, горы мусора и стекла, рухнувшие лестницы, крыши нет, перекрытий тоже…". Действительно, Дом Кесслеров-Ферсмана к 2010 году стоял в руинах. "Но руины эти помнили

В начале нового века все, проезжающие по трассе Симферополь – ЮБК могли видеть живописные руины. В 2004 году, будучи в Крыму, мы впервые близко рассмотрели разрушающийся «Замок». Мы следили за судьбой погибающего здания по страницам газет и рассказам удрученных свидетелей разрушения. Когда-то этот дом-замок был украшением Симферопольского района, да и всего Крыма, но к 2000-м годам журналисты, ученые и местные жители забили тревогу:

"Состояние сооружения аварийное и, кажется, никому оно не нужно…".
"Увы, сегодня дом почти полностью разрушен: в стенах трещины, обвалились балконы, из десятка фигурных башенок уцелела лишь одна. Крыша и внутренние перекрытия рухнули. Все комнаты засыпаны ракушкой, кирпичом и обломками досок. Готические окна дворца заложены кирпичом…".

Внутри здания картина была еще более печальной.

"Следы пожара, горы мусора и стекла, рухнувшие лестницы, крыши нет, перекрытий тоже…".

Действительно, Дом Кесслеров-Ферсмана к 2010 году стоял в руинах.

"Но руины эти помнили былое величие имения, ставшего одним из центров научной мысли не только Крыма, но и Российской империи…".

К 2010 году Контрольно-ревизионное управление Крыма констатировало, что здание «восстановлению не подлежит». Фондом имущества Крыма было предпринято четыре безрезультатных попытки продать развалины. Покупателя не нашлось. Тем более, что даже в разрушенном виде он считался памятником архитектуры, а это накладывало на потенциального владельца определенные обязанности по реконструкции, восстановлению и реставрации сооружения в соответствии с действовавшими нормами.

В сентябре 2010 года нам продали полностью разрушенное здание без земли за 250 тыс. гривен (с условием вложить в реставрацию не менее 1 млн. 600 тыс. гривен в течение полутора лет). Уже в октябре мы приступили к реставрации. Было выполнено инженерное обследование здания, в ходе которого установлена конструктивная схема, состояние несущих конструкций и декоративного убранства. По результатам обследования были сделаны выводы, что состояние памятника аварийное (крыша отсутствовала полностью, межэтажные перекрытия рухнули внутрь здания, частично были обрушены наружные и внутренние стены, архитектурный облик основного здания был утрачен на 80%, отсутствовали все лестницы, окна и двери, обвалились или были в аварийном состоянии все башенки, стены первого этажа имели сквозные вертикальные трещины, почти не сохранились декоративные элементы (башенки, карниз и балюстрады балконов) и требует немедленного проведения первоочередных противоаварийных мероприятий.

Сотрудники НТПО «Крым» разработали проектную документацию по проведению первоочередных противоаварийных работ и проведение реставрации, а в дальнейшем сопровождали все работы на объекте, осуществляли контроль, фотографировали результаты, обсуждали, советовали. Строительные работы велись бригадой квалифицированных специалистов организации СИЭСТЕЛ, лицензированной для проведения реставрации. В ноябре с Республиканским Комитетом по охране культурного наследия был подписан Охранный договор на памятник.

Непосредственная работа началась с очистки близлежащей территории и вывозом накопившегося за десятилетия мусора. Территория была огорожена и защищена от попадания на опасную стройку посторонних лиц и детей из расположенного вблизи интерната. Была восстановлена альтернативная дорога, по которой осуществлялся подвоз строительных материалов и техники. Здание стянули тремя поясами временного стального каркаса, позволившего зафиксировать стены от расползания и обрушения. Оно было окружено строительными лесами от первого этажа до площадки башни и закрыто специальной пленкой, защищавшей от снега и дождя. Таким образом, подлинные стены были сохранены от разрушения в зимний период.

В 2011 году были разобраны оставшиеся аварийные части крыши, демонтированы признанные опасными башенки и верхние части несущих стен, а также межэтажные перекрытия. Началось их восстановление. Проводились работы по фиксации стен - усиление их сейсмостойкими конструкциями, для чего установлены особые пояса защиты. Затем смонтировали стропила крыши, усилили башни северной стены. После перешли к установке двенадцати башенок по периметру здания и внутренних стен первого этажа. Затем перешли к выкладыванию из кирпича арочных окон, изготовлению и монтажу зубчиков – машикулей и обрешетке крыши и декоративных элементов для крыльца и балконов.

В 2012 году для удобства посещения будущей экспозиции, посвященной А. Е. Ферсману, восстановили утраченный еще в 30-е годы ХХ века вход-крыльцо на Северо-Западном фасаде. По плану восстановлены внутренние стены второго этажа, разведены инженерные коммуникации, канализация и электричество; изготовлены по чертежам и установлены оригинальные двери и окна. Были залиты все балконы и восстановлены колонны на террасе. Расчищен подвал, и усилены его перекрытия. Особенно нас порадовала неожиданная находка: под грудой мусора обнаружилась подлинная металлическая лестница. Ее удалось отреставрировать и вернуть на прежнее место – в верхнюю башню.

В 2013 году штукатурились фасады, велась внутренняя отделка, изготавливались элементы декора и устанавливались капители и балюстрады. Была восстановлена чаша фонтана перед домом.

В 2014 году выполнялась шпаклевка и покраска фасадных стен и декоративных элементов; сделаны водостоки; восстановлено парадное крыльцо и перила; воссоздана по сохранившейся фотографии парадная лестница первого этажа. После этого были демонтированы строительные леса.

Основной целью реставрации было максимальное сохранение исторического архитектурного облика здания. К 2016 году Дом Кесслеров, в котором жил А. Е. Ферсман в Симферопольском районе был практически восстановлен. Внешне он полностью соответствует прекрасному миниатюрному замку, возведенному Оскаром Клаузеном в XIX веке.

"Ни одному крымскому дому-памятнику, будучи разрушенным и признанным не подлежащим восстановлению, не удавалось, как Кесслеровской даче, буквально восставать из руин…".
"Шедевр Салгирской долины восстановлен!..".
"Обреченное на утрату, руинированное здание, было грамотно и обстоятельно восстановлено!..".
"Национальное достояние восстановлено без какой-либо копейки из бюджета Автономии…".

То, что казалось абсолютно невозможным даже профессионалам, которые по этой причине не брались за реставрацию уже несуществующего объекта, стало реальным благодаря огромному желанию и колоссальному труду небезразличных к нашей общей истории людей.

-6