Тося и Анфиса, как когда-то Вера, сидят в парке на лавочке в прохладной тени большого дерева. Снова догорает летний день. И так же слышится шум далекого моря.
Тося, стараясь не показывать виду, исподтишка наблюдает за Анфисой. Она в новом, только что купленном, летнем платье. Покрашена и... пострижена. Анфиса так поражена своему новому виду, что не замечает немного насмешливого взгляда Тоси. Она, как первоклассница, в новенькой школьной форме, боится сама к себе прикоснуться. Осторожно трогает платье, кончиками пальцев поправляет складки. И также осторожно «исследует» уложенные завитые локоны на своей голове. Тося вспоминает утреннюю сцену в кооперативной парикмахерской.
- Вы, дамочка, по верному адресу пришли! Авторитетно «гудел» как шмель, увиваясь вокруг Анфисы, Костик:
- Как Вы себя запустили... ай-яй-яй! Ну, ничего, сейчас все исправим. И славный город Евпатория будет у Ваших ног! Только волосы отрежем. И даже не спорьте!
- Нет, я не хочу! Запротестовала Анфиса:
- Меня внук испугается.
- А сколько Вашему внуку?
- Шесть лет.
- Я так понимаю, он у вас один на двоих с Настей?
- Да.
- И за что же Вы себя так не любите?
- Я? Не люблю?
- Да Вы посмотрите на Анастасию… эту... как ее.. Поликарповну! Как она из бабы Тоси превратилась в прекрасную Настеньку. Посмотрите, какая она ягодка. Фея! И посмотрите на себя. А я ведь вижу, что вы с ней примерно ровесницы. Вам не стыдно?
- Чего мне должно быть стыдно? Не поняла Анфиса.
- Вам перед самой собой не стыдно? Такая красавица и так себя запустили! Да при такой второй бабе внук с Вами скоро разговаривать не будет. Он Вас стесняться начнет! Потому что у него одна бабушка – клевая девушка, а вторая – натуральная старая грымза.
Костик, считая себя крутым профессионалом, позволял себе не стесняться в выражениях.
- Поэтому, дорогая моя, лишнее мы сейчас отрежем, а остальное причешем и покрасим. А пучок будете в доме престарелых носить!
- Ой, а если я захочу снова их отрастить? Они же так долго расти будут…
- Слушай, Анфиса! Для пущей убедительности Костик позволил себе перейти на «ты»:
- Я тебя так постригу, так постригу… у тебя волосы будут расти, как подорванные!
И вот, «жертва Костика» сидит сейчас с Тосей рядом на скамейке, понемногу приходя в себя. Тося видит: перемены, хоть и крутые, Анфисе понравились. Постепенно она к ним привыкает.
А еще сходили они сегодня на вокзал, билеты сдали и купили Анфисе билет с выездом через две недели. Как и положено.
- Тось, спасибо тебе. Даже не знаю, как тебя благодарить, я…
- Анфис, твое счастливое выражение лица – лучшая для меня благодарность.
- Правда?
Анфиса с радостью смотрит на Тосю.
- Конечно!
- Ты прости меня еще раз, Тося, я…
- Все, Анфиса, все, хватит. Кто старое помянет - тому глаз вон.
- Хорошо, Тоськ, договорились. Анфиса протягивает Тосе руку, та ее пожимает. Анфисины ногти наманикюрены и покрашены, а над лицом успела сегодня «потрудиться» Людочка.
- Завтра с утра махнем на пляж? Надо купальник обновить! Закинув руки за голову, блаженно щурясь, мечтательно произносит Анфиса.
- Конечно. Только ты давай завтра побольше в тени загорай. А то с непривычки обгоришь и облезешь.
- Не сомневайся. Людмила меня сегодня уже проинструктировала. И насчет ухода за кожей в морозы тоже. Я у нее перед отъездом побольше кремов накуплю. И на следующей неделе еще раз к ней наведаюсь. Я уже записалась. Эх, хорошо, когда город большой и южный! И море, и цивилизация и все, что хочешь, можно купить!
- Ну, не все пока, сама знаешь. Но кое-что уже начинает появляться. Анфиса, может тебе уже покинуть свой сибирский край? И к нам сюда перебраться? Что ты там торчишь в своей тайге?
Анфиса вздрогнула и напряженно посмотрела на Тосю:
- Тоськ, ты меня прости, конечно, я тебе за все благодарна. Но я распоряжаться своей судьбой права тебе не давала.
- Да ты меня не так поняла, Анфиса. Волнуюсь я за тебя. Одна ты там. Родители умерли. Единственная дочь с внуком тут. Ну, что тебя в этой глухомани держит? Привычка? Ведь если что – стакан воды подать некому. А тут и воды принесут и пельменей. И личный врач под боком. Не молодеем ведь.
Тося весело толкнула в бок Фису и подмигнула.
Анфиса помолчала, задумчиво опустив глаза в асфальт рядом с лавочкой.
- А ведь ты, права, Тось. Надо подумать. Да и переехать, наверное. Просто... прошлая ночь мне как будто всю жизнь перевернула. Поняла я, что невозможно дальше так жить. И ты права, я там совсем одна. Похоронила себя почти. Понимаешь, у меня ведь родители раскулаченные… Мы в Поволжье жили. После революции еле в тайгу убежали. И приучили меня отец с матерью, что нельзя доверять никому. И всегда надеяться только на себя. Я и Валентину так воспитала. А сегодня ночью… поняла я, как хорошо, когда у тебя семья большая есть. И помочь в трудную минуту и поплакать на плече…
Анфиса замолчала, отвернулась, достала из сумочки платок, аккуратно промокнула глаза. Тося тоже молчала. Понимала, что не нельзя Анфису перебивать – пусть выговорится.
- И хоть времени осталось немного, не по двадцать нам лет, но все-таки хочется еще пожить по-человечески. Если в сорок лет жизнь только начинается, то в пятьдесят и подавно – верно я говорю? Теперь уже Анфиса лукаво посмотрела на Тосю.
- Да, Фиса, верно. Улыбнулась ей Тося.
- В общем, буду я, наверное, сюда перебираться. Дочери с внуком помогать. Он в школу идет. Будем с ним уроки делать. Может, глядишь, еще и замуж выйду.
- И правильно сделаешь! Ты у нас красавица. Вполне можешь свою личную жизнь здесь устроить. Давай решайся и трогай к нам! А сейчас – пошли домой. Наши мужики нас, наверное, уже потеряли.
_____
- Вот это да! Настен, ты кого привела? Это что за девушка такая? Восторженно хохочет Илья-старший:
- Эх, жаль у нас в стране гаремы запрещены. А то бы второй раз женился! Как султан!
- Пошли ужинать, султан!
Илюхино восхищение Анфисой Тосю нисколько не задевает.
- Бабушка Фиса! Это ты? Или не ты? Илюшенька никак не может поверить.
- Я, внучек, я!
- Ну, теперь ты тоже не будешь больше моей бабушкой. Ты тоже будешь моей девушкой. Скажи мне, девушка, ты еще не успела выйти сегодня замуж?
- Нет, молодой человек, не успела. Смеется Анфиса.
- Тогда хорошо. Знаешь, дедушка, раз ты женат на бабушке Тосе и не хочешь мне ее отдавать, я женюсь на бабушке Фисе, пока ее кто-нибудь у меня не увел!
Дружный хохот взрослых сбивает Илью с толку, но тут дед зовет всех за стол. Пора ужинать.
- Я, Илья, наверное, к вам перееду. Мы сегодня с Тосей говорили об этом. Поможете мне?
- Конечно. Илья слегка обалдел, но старается не подавать виду:
- Поможем, какие вопросы?
- Ну, это мы еще обсудим. Потом. Сейчас не хочу думать об этом. Хочу наслаждаться покоем и отдыхом.
Тося с Ильей переглядываются многозначительно.
- И я подумала еще... А может, нам сгонять, вспомнить молодость, в наш леспромхоз? Пока тайга не решила от нас отделяться. А, правда! Давайте с девчатами это обсудим и сгоняем в гости к Надежде! В этом году или в следующем. Посмотрим на родные места еще раз. Что думаете?
- А думаем, что ты, Анфиса права. Илья решительно хлопает рукой по столу:
- Давайте сгоняем! И вообще... надо по этому поводу выпить шампанского. Сегодня исторический день.
Уважаемые читатели! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить очередную публикацию.
Также обращаю ваше внимание, что на канале выложены большие тематические подборки: 1. Фанфиков, 2. Рассказов, 3. Статей про кино.
Все доступно для чтения.
Если вам нравятся публикации на канале, его можно поддержать финансово, прислав любую денежную сумму на карту: 2200 3001 3645 5282.
Или просто нажать на кнопочку «поддержать (рука с сердечком)» справа в конце статьи.
Заранее вас благодарю!
Ну, или хотя бы поставить лайк) Вам не сложно, а автору – приятно ;)