Найти в Дзене
UGRA-TV.RU

95-летняя сургутянка рассказала, как в годы войны расстреляла фашиста

   95-летняя сургутянка рассказала, как в годы войны расстреляла фашиста
95-летняя сургутянка рассказала, как в годы войны расстреляла фашиста

На всю Югру сегодня осталось 538 ветеранов Великой Отечественной войны, ещё 18 763 человека с присвоенным статусом «дети войны». У каждого из них своя история.

Сургутянка Галина Васильевна Руденко в то время жила в городе Сталино, ныне Донецке. Населённый пункт 4 раза переходил под контроль враждующих сторон. Так что маленькой Гале в юные годы пришлось лечить раненных и партизанить.

Несмотря на солидный возраст, память у Галины Васильевны в порядке. Возможно, благодаря постоянной мозговой деятельности - она до сих пор пишет стихи и рассказы. До мельчайших подробностей помнит события Великой Отечественной войны и попытку эвакуации: «И вдруг налетают немецкие «мессершмитты» и бомбят нас. 2 вагона разбомбили, а третий остался, удачливая я? Вы спросили. Наш вагон остался, хлеб, всё, но пробитый весь».

Пришлось 13-летней Галине вернутся в Сталино, один из самых привлекательных для Германии городов Союза.

«А когда шахты открылись, в рудниках добывали и руду, и всё, что хотите, что все паразиты-фашисты хотят добывать. Там всё есть и руда, там и золото даже находили», - говорит Галина Васильевна.

Именно в эти шахты оккупанты и отправили работать советских пленных солдат, а местные жители с их широкой русской душой не могли остаться в стороне: «А наши все бабки, живые кто остались, молодые, деды, идут, хромают, но идут, за пазухой хлеб несут и картошку. «Деточки, повернитесь!». Хлоп, туда кинут хлебчик, а немец стреляют. «Никаких кусков хлеба! Брут!». Подойдут, всех ощупают, хлеб выкинут, раздолбят и наши голодные так и пошли».

Пока свою еду отдавали пленным, сами голодали. Приходилось побираться в немецкой столовой, кому кусок хлеба достанется, а кому и дырка от бублика. Там же, возле столовой, юную Галину заметили советские разведчики, переодетые в фашистские кители.

«Постарайся, - мне говорит этот комбат, раз мама там работает, я всё время там, - постарайся помогать немцам». Я говорю: «Да вы что! Вам или немцам?». Он говорит: «Со стола вытирай, убирай. Бумажки там какие скомканные бросай, ну и по одной там захватывай». И ещё я ему рассказывала, мамке кто звонил, и что немцы отвечали, мамка не понимала, а я то уже немецкий почти знала».

Так прошли годы, Красная Армия пришла освободить Сталино, а молодая Галя продолжала помогать. Подружилась с пулемётчиком Лёшкой, которому при осаде, оторвало руку, прямо во время стрельбы.

«А мы уже видели, знали, как они отрезают, уши, рты, головы, всё. А я и думаю, значит капец. Я держу, а я ж не знаю ничего, а Лёшка на мне лежит, а на меня кровь течет, Лёшка убитый, всё, я уже поняла. Я сижу, и немец так близко подошёл, а я держусь за эти и думаю: «Гад, если б я что-нибудь умела» и он передо мной один стоит, а дальше вот это идёт «татататата». Я как зажала ручки, а пулемёт как застрочит, я перепугалась ещё больше, чем смерти боялась, и мой пулемёт строчит, я его туда-сюда».

Так Галина Васильевна помогла приблизить Победу. После войны вышла замуж, вместе с супругом работала на стройках городов Советского Союза. В 1976 году приехала в Сургут, и до сих пор пытается найти место захоронения своего отца, который служил в Америке. Съёмочная группа ОТРК «Югра» отправила запрос в Сургутский архив в надежде помочь Галине Васильевне почтить память полковника Василия Иринина.

Читать в источнике