Найти в Дзене
Сергей Тюнин

«Медные трубы» в изучении рукопашного боя, по стилю А.А. Соловьёва. Отзыв обучающегося.

Многие из нас приходят в зал уже в осознанном возрасте. Кто-то — маркетолог, кто-то — айтишник, автомеханик, инженер, предприниматель. Мы умеем чинить, оптимизировать, писать код, убеждать, управлять. Нам по 30, 40, 50 — и мы привыкли, что наш опыт ценен, что нас слушают и уважают. А потом — мы впервые входим в зал рукопашного боя. И тут: — «Ты вообще не стоишь!» — «Колени у тебя как у козы!» — «Опора где?» — «Рамки нет!» — «Падаешь, как мешок с картошкой!» — «Ты даже дышать не умеешь!» И если это ещё сопровождается классическими учебными “звездюлями” — нет, не из злобы, а в рамках методики — возникает внутреннее: «Что вообще происходит?» Это и есть этап «медных труб». Не боли, не страха, не физической сложности — а гордыни. Именно она вскипает внутри: — «Как это — я делаю неправильно?» — «Я взрослый, я умею учиться!» — «Я столько прошёл — а здесь вдруг ничто?» Возникает протест. Психологически — это классическая модель: «отрицание → агрессия → торг → фрустрация → принятие». Только зд

Многие из нас приходят в зал уже в осознанном возрасте.

Кто-то — маркетолог, кто-то — айтишник, автомеханик, инженер, предприниматель. Мы умеем чинить, оптимизировать, писать код, убеждать, управлять. Нам по 30, 40, 50 — и мы привыкли, что наш опыт ценен, что нас слушают и уважают.

А потом — мы впервые входим в зал рукопашного боя. И тут:

— «Ты вообще не стоишь!»

— «Колени у тебя как у козы!»

— «Опора где?»

— «Рамки нет!»

— «Падаешь, как мешок с картошкой!»

— «Ты даже дышать не умеешь!»

И если это ещё сопровождается классическими учебными “звездюлями” — нет, не из злобы, а в рамках методики — возникает внутреннее:

«Что вообще происходит?»

Это и есть этап «медных труб». Не боли, не страха, не физической сложности — а гордыни. Именно она вскипает внутри:

— «Как это — я делаю неправильно?»

— «Я взрослый, я умею учиться!»

— «Я столько прошёл — а здесь вдруг ничто?»

Возникает протест. Психологически — это классическая модель: «отрицание → агрессия → торг → фрустрация → принятие». Только здесь она проживается через тело: через падения, сбои в шаге, неуклюжие колени, напряжённые плечи.

Каждый этап важен:

1. Отрицание: «Они ошибаются. У меня просто другая школа. В йоге так принято. В боксе тоже.»

2. Агрессия: «Кто он такой, чтобы меня учить стоять?»

3. Торг: «А если я добавлю свой способ — может, и так сработает?»

4. Фрустрация: «Почему у всех выходит, а у меня — нет? Может, это не моё?»

5. Принятие: «Окей. Я не знаю. Я пришёл учиться. Пусть с нуля, но честно.»

С прохождением каждого этапа улучшается восприятие, появляется ощущение свободы в движении, приходит — пусть медленно, но неотвратимо — долгожданное расслабление.

А дальше начинается настоящее обучение. Ты перестаёшь выполнять технику “по инструкции” и начинаешь слышать суть. Ты видишь, что инструктор — не дразнится и не доминирует, а работает через образы:

— «Сучишь колени!» — сначала обидно, потом понимаешь: колени не работают по проекции, а движение идёт “от головы” — руками, корпусом, но не телом.

— «У тебя вообще коленей нет!» — понижение центра масс не происходит, загрузка партнёра отсутствует.

— «Кто как собака сутулая!» — и правда, плечи крючком, подбородок провалился вниз.

— «Опять на пятках ходишь!» — ну тут, как говорится, всё ясно. 😊

Эти фразы и манера подачи — не обидны, не злы, не случайны. Это — образная педагогика. Методика Александра Анатольевича Соловьёва, дополненная и усиленная авторским подходом Сергея Владимировича Тюнина. Инструктор точно знает, где ты теряешь равновесие, и не даёт тебе забыть об этом, потому что это — его призвание. Это и есть язык школы: в нём — строгость, юмор, точность и уважение.

И вот в том, как ты реагируешь на этот язык, и начинается путь.

— Кто-то уходит, обидевшись.

— Кто-то терпит с кислым лицом.

— А кто-то… вдруг начинает смеяться над собой — и в этот момент по-настоящему учится.

Потому, что в стиле Соловьёва учишься не «делать правильно», а видеть, слышать, чувствовать, проживать. Это не просто рукопашный бой.

Это — искусство принятия и освобождения. Через тело. Через падение. Через честное столкновение с собой.

СПА 2025

Автор: Сергушин Павел Анатольевич, инструктор Школы прикладного рукопашного боя, к.т.н. Директор СПбФ ИЗМИРАН.