Найти в Дзене
Однажды в мае

Элементарно, Холмс

Британский детективщик Энтони Горовиц любит постоять рядом с корифеями жанра: он написал несколько книг о Джеймсе Бонде и суперхит «Сороки-убийцы» (из-за ширмы торчат усы Эркюля Пуаро), а ещё покусился на святое: истории о Шерлоке Холмсе. Покусился, правда, с разрешения Фонда наследия Конан Дойла. В интернетах утверждают, что именно фонд обратился с творческим предложением к Горовицу, а не наоборот. В 2011 году вышел роман «Дом шёлка», в 2014 – «Мориарти». Я только что прочитала оба и готова поделиться впечатлениями. Продолжения известных книг, написанные другими авторами, редко бывают удачными. Объектами литературных экспериментов в разное время становились Холден Колфилд, бравый солдат Швейк, Робинзон Крузо, Фанни Прайс, даже Франкенштейн. К старым головам приделывали новые тулова – увы, франкенштейны и получались. В юности я мечтала о продолжении истории Ретта и Скарлетт. С трудом достала где-то роман Александры Риплей «Скарлетт» – и из всего текста запомнила только пассаж: «Её паль

Британский детективщик Энтони Горовиц любит постоять рядом с корифеями жанра: он написал несколько книг о Джеймсе Бонде и суперхит «Сороки-убийцы» (из-за ширмы торчат усы Эркюля Пуаро), а ещё покусился на святое: истории о Шерлоке Холмсе. Покусился, правда, с разрешения Фонда наследия Конан Дойла. В интернетах утверждают, что именно фонд обратился с творческим предложением к Горовицу, а не наоборот. В 2011 году вышел роман «Дом шёлка», в 2014 – «Мориарти». Я только что прочитала оба и готова поделиться впечатлениями.

Можно купить почти в любом книжном магазине, я свои экземляры нашла на маркетплейсе
Можно купить почти в любом книжном магазине, я свои экземляры нашла на маркетплейсе

Продолжения известных книг, написанные другими авторами, редко бывают удачными. Объектами литературных экспериментов в разное время становились Холден Колфилд, бравый солдат Швейк, Робинзон Крузо, Фанни Прайс, даже Франкенштейн. К старым головам приделывали новые тулова – увы, франкенштейны и получались. В юности я мечтала о продолжении истории Ретта и Скарлетт. С трудом достала где-то роман Александры Риплей «Скарлетт» – и из всего текста запомнила только пассаж: «Её пальцы – как сосиски, пуговицы – как неудержимые куски жира». Пожалуй, чтобы не быть битым поклонниками оригинала, продолжателю лучше уйти от первоисточника подальше, насытив своё творение своими же идеями – тогда получится оммаж, а не паразитирование. Кстати, что-то подобное проделали авторы сериала о Шерлоке. Они аккуратно отнеслись к образу Холмса (из просто холодного и отстранённого сыщика он превратился в «высокофункционального социопата», но суть та же), а от сюжета оставили только каркас, перенеся действие в современность.

Горовиц поступил ровно наоборот.

«Дом шёлка»

В лучших традициях книг о Холмсе, повествование ведётся от лица доктора Ватсона. Уже пожилой («два брака, трое детей, семь внуков, орден “За заслуги”») и нездоровый доктор скучает по другу, скончавшемуся год назад. Ватсон решает рассказать историю, о которой молчал раньше: уж очень она тёмная и скандальная. И пишет книгу, завещая обнародовать её через сто лет, мол, потомки стерпят, а для современников такое чересчур.

Первое, что бросается в глаза – декорации Горовиц выстроил добротные, папье-маше качественно имитирует камень. Промозглые лондонские улицы, газовые фонари, сиплые оборванцы, чай, грязь из-под колёс, аристократы с индюшачьими подбородками, трепетные девы, клубы, кэбы, пабы, пенсы и шиллинги – всё как настоящее. Но этот туман быстро рассеивается, и дело не в словечках вроде «короче»: безнадёжно осовременились сами персонажи.

✔️Холмс становится эмпатичным и рефлексирующим, переживает, что зря эксплуатировал «нерегулярные части с Бейкер-стрит» – мальчишек-беспризорников, которым и так живётся непросто.

✔️Ватсон задумывается, как мало они знают о миссис Хадсон и как невнимательны к ней.

✔️Лестрейд, оказывается, не просто вредный тип с лицом хорька, а неплохой и по-своему преданный Холмсу человек.

Той же дорогой катится и сюжет. Ватсон не соврал, история немыслимо грязная и порочная. От благородной отстранённости, сдержанности, за которые мы любим истории о Холмсе, не осталось и следа. У Конан Дойля во главе угла – красота загадки, лаконичной, как головоломка из нескольких фигурок, у Горовица – разветвлённая, сложная интрига и игра на читательском возмущении и жажде справедливости. Новых Холмса и Ватсона невозможно принять за людей девятнадцатого века, они переехали из двадцать первого. В этом смысле малозначительные персонажи: трактирщики, горничные, кэбмены и Майкрофт Холмс – гораздо правдоподобнее.

Резюмируем: если абстрагироваться от самой идеи стилизации и читать «Дом шёлка» как обычный детектив, он может понравиться. Динамичный, интересный, яркий, хоть и противный. А если вы очень любите настоящего Холмса, боюсь, будете разочарованы. Вместо кэба тут прокатят на высокоскоростном поезде.

«Мориарти»

Во второй книге ни Холмс, ни Ватсон не появятся. Их места займут детектив Чейз, следователь агентства Пинкертона, и сыщик из Скотланд-Ярда Джонс. События развиваются вскоре после эпохальной драки у Рейхенбахского водопада. Холмс то ли мёртв, то ли скрылся, а утонувшего Мориарти выловили, подивились, до чего некрасив (он и у Конан Дойля небесностью черт не отличался), и вытащили из его костюма таинственную зашифрованную записку. А дальше Чейз и Джонс будут разбираться с запутанными делами покойного.

По градусу напряжения «Мориарти» уступает «Дому шёлка». Погонь-перестрелок-крутых поворотов и тут хватает, но сюжет держится на финальном твисте. Вторая книга слабее, однако понравилась мне больше: она не так изнемогает под грузом авторских амбиций и читательских ожиданий, всё проще, спокойнее. Джонс и Чейз напоминают Холмса и Ватсона (ведущий и ведомый), но в меру, а злодеи просто злодейские, без крипоты. Особенно хорош коротышка с детскими ручками, страдающий от боязни открытых пространств – колоритный. «Мориарти» вполне можно читать как отдельную книгу, прямой связи с «Домом шёлка» нет.

А как вы относитесь к идее продолжения известных книг?