19 апреля 1970 г. на ВАЗе собрали первую партию новейших для страны автомобилей. Шесть седанов ВАЗ-2101, выкрашенных в красный, синий и белый цвета — флаг РСФСР во многом повторяет флаг России — стали первенцами завода в Тольятти.
Ко дню рождения «Копейки» мы собрали любопытные факты из ее биографии.
В СССР был дефицит легковых машин
Зачем в конце 60-х в СССР решили строить новый завод? Даже в лучшие годы ежегодный объем выпуска автомобилей «Москвич» не превышал 150 тысяч. И это был крупнейший тогда производитель легковых автомобилей в стране.
Значительная часть «Москвичей» еще и уходила за границу. Для внутреннего рынка оставались крохи.
Завод МЗМА/АЗЛК, построенный в черте города, невозможно было кардинально увеличить, нужны были новые мощности.
Иномарка из Тольятти
Почти одновременно с решением о строительстве завода в Тольятти в СССР стали строить и другой автомобильный завод — ИЖ Авто.
Предприятие в столице Удмуртии должно было расширить производственные мощности АЗЛК. То есть, выпускать там собирались советские машины. В Тольятти же решили завести иномарку.
На большой контракт слетелось немало охотников. Пусть отношения между СССР и коллективным Западом были не очень, от больших денег не отказываются. Контракт предусматривал, в том числе, и строителей абсолютно нового завода, масштабов которого не было в Союзе.
Советская сторона хотела другой автомобиль
Главными претендентами на советское гражданство оказались итальянцы из FIAT и французы из Renault. Инженеры с советской стороны отмечали: предложенный в качестве прототипа Renault 16 куда интереснее и перспективнее конкурента. Передний привод, удобный кузов хэтчбек, более совершенный двигатель и подвеска.
Но, в итоге, решение принимали не инженеры, а политики. Говорят, мнение генсека Леонида Брежнева стало решающим. Он считал, что Италия с ее коммунистической партией куда ближе к СССР, чем Франция. На этом прения прекратились.
FIAT 124 оказался не идеальным выбором
Никто не говорит, что Renault 16 не доставил бы советским конструкторам проблем. Но FIAT 124 точно оказался далеким от идеала. Несмотря на консервативную заднеприводную конструкцию, выносливостью и надежностью машина не отличалась.
На первых тестовых экземплярах, которые прибыли в СССР из Италии, подвеска рассыпалась в труху за несколько тысяч километров. Задние тормозные диски стирались за сотни километров. Даже кузова не выдерживали нагрузок.
Поэтому, прежде чем встать на конвейер, итальянский седан ждала серьезная доработка.
ВАЗ-2101 лучше прототипа
Да, именно так. Никаких «если» или «но». На пути от FIAT 124 к советской «Копейке» автомобиль претерпел множество изменений.
Усиленный кузов и подвеска, более современный мотор с верхним расположением распредвала, хлипкие задние дисковые тормоза уступили место неубиваемым барабанам. И это не говоря уже о более мощной печке и таких удобствах, как полностью откидные кресла, которые превращали салон ВАЗ-2101 в уютное спальное место.
В общей сложности FIAT 124 претерпел свыше 800 конструктивных изменений.
Название выбирали всей страной
Про выбор имени «Жигули» мы уже подробно рассказывали. Напомним лишь, что название выбирали всем миром. Вернее, всей страной. На конкурс, организованный журналом «За рулем» и газетой «Советская Россия», пришли десятки тысяч вариантов. Причем, варианта «Жигули» не было в тройке лучших.
Потом оказалось, что в Тольятти все решили и без всяких конкурсов и опроса общественного мнения. Такие дела.
«Копейка» понравилась иностранцам
Серийный выпуск ВАЗ-2101 начался в 1970-м, а уже через пару лет «Жигули» отправились на экспорт. Там, после смены имени на более привычное иностранному слуху Lada, «Копейка» приглянулась.
Да, не самая современная, но зато недорогая и надежная конструкция. Так что в 1970-е АвтоВАЗ уверенно отобрал у АЗЛК звание главного добытчика валюты. Успех ВАЗ-2101 в дальнейшем закрепит и преумножит легендарная «Нива».
И самая первая, и самая массовая модель ВАЗа
Выпускали ВАЗ-2101 тоже темпами, которые не снились АЗЛК. Только первая очередь завода в Тольятти была рассчитана на выпуск 220 тыс. автомобилей в год. А всего их будет три! Сами посчитайте производственную мощность ВАЗа в 1970-х.
Сама же «Копейка», включая все ее версии, простояла на конвейере 18 лет — выпуск модели закончили только в 1988-м. До сих пор ВАЗ-2101 сотоварищи остается самой массовой моделью ВАЗа — 4,8 млн автомобилей.
С нее начинал свой автомобильный путь Высоцкий
Легендарный поэт, актер и исполнитель больше известен как владелец иномарок. В разное время Владимир Семенович ездил и на Renault, к слову, той самой 16-й модели, и на BMW, и на Mercedes-Benz.
Однако первой машиной Высоцкого была именно «Копейка». Машина, правда, получила сильные повреждения в аварии, а после нее Высоцкий уже переключился на иномарки.
ВАЗ-2101 признан самой важной машиной в стране
Когда в 2000-м читатели журнала «За рулем» выбрали ВАЗ-2101 главным автомобилем века, сложно было придумать более достойного кандидата.
При всем уважении к «Победе», величественным «Волгам», правительственным ЗиЛам и ранним ностальгическим «Москвичам», именно ВАЗ-2101 стал для Советского Союза аналогом «Форд-Т», современным и доступным автомобилем для всех и для каждого.
Ну, для каждого, кто готов был постоять в очереди за автомобилем пару-тройку, а то и больше, лет.
Причем тут Lada Iskra
А вот тут — современный факт. На 19 апреля 2025 г., в день 55-летия «Копейки», АвтоВАЗ назначил запуск — Lada Iskra. Ее уже называют самой важной моделью АвтоВАЗа в этом десятилетии. Что такое Lada Iskra, сколько она будет стоить, и правда ли, что она похожа на Renault Logan — писали тут.
Текст: Михаил Медведев