Найти в Дзене
УралLIVE

Частушка — гениальный модернистский жанр. Часть 1.

Поэт Андрей Санников для УралLIVE — Вы частушки любите? — Фу-фу-фу! Какое-то старьё. Деревня! …Рассказываю. Стандартное представление о частушках — старинные самодельные песенки, наивный идиотизм. Типа надписей на заборе. Ну как бы такая деревня, завалинка. Вокруг двенадцатый век. Или десятый. Корова «мууу!», курочки квохчут. Идиллия! Сидят три богатыря. И Илья Муромец на гармошке жарит, а Добрыня с Алёшей поют: Ты рябая, я рябой — Расцелуемся с тобой! Пусть люди любуются, как рябы целуются! …Но вот не было в десятом веке частушек. И в двенадцатом не было. И гармошки не было. И это не деревенский фольклор. И русская частушка — не древнерусская вообще. Она результат: — культуры немецких колонистов,
 — реформ Александра II и
 — запредельного по энергетике и гениальности варианта русской речи, возникшего в новых заводских/пролетарских кварталах Питера, Нижнего, Москвы, Казани. «Деревенских» генов у частушки нет. Она была наиновейшим, наиярчайшим и наипопулярнейшим явлением русской именно

Поэт Андрей Санников для УралLIVE

— Вы частушки любите?

— Фу-фу-фу! Какое-то старьё. Деревня!

…Рассказываю. Стандартное представление о частушках — старинные самодельные песенки, наивный идиотизм. Типа надписей на заборе.

Ну как бы такая деревня, завалинка. Вокруг двенадцатый век. Или десятый. Корова «мууу!», курочки квохчут. Идиллия!

Сидят три богатыря. И Илья Муромец на гармошке жарит, а Добрыня с Алёшей поют:

Ты рябая, я рябой —

Расцелуемся с тобой!

Пусть люди любуются,

как рябы целуются!

…Но вот не было в десятом веке частушек. И в двенадцатом не было. И гармошки не было. И это не деревенский фольклор.

И русская частушка — не древнерусская вообще. Она результат:

— культуры немецких колонистов,
 — реформ Александра II и
 — запредельного по энергетике и гениальности варианта русской речи, возникшего в новых заводских/пролетарских кварталах Питера, Нижнего, Москвы, Казани.

«Деревенских» генов у частушки нет. Она была наиновейшим, наиярчайшим и наипопулярнейшим явлением русской именно городской жизни. Впервые её зафиксировали в конце 1880-х гг. в Петербурге и Нижнем.

Сложена частушка суперстильно — силлабо-тоникой с четырёхстопным хореем. С имитированными ударными слогами.

Восторга у «образованного класса» частушка не вызвала. Несмотря на то, что автором её был, безусловно, самый что ни на есть «народ». О судьбах которого образованный класс так трогательно размышлял.

Но такой вот «народ» образованному классу не нравился. Народ же должен быть застенчивым, песни его должны быть протяжными и — эммм... — задумчивыми. А песенки с силлабо-тонической метрикой под немецкую/«тальянскую»* гармошку (недешевую, кстати говоря) — это, извините, наглость и свинство.

Шаляпин (!!!) ненавидел частушки. Говорил, что они не раздольные.

И понятно ведь, почему не нравились такие песенки. И такой народ. Чувствовали угрозу.

Он свою любимую

по спине дубиною!

С песенкой-частушкой такой народ и снёс к чертям этот образованный класс в 1917 году.

Поэзия — высшая форма речи.

Продолжение будет

*Стоила она как теперь айфон. Аналоги местного изготовления, разумеется, были в разы дешевле

Читайте колонку Андрея Санникова. Самое важное русское стихотворение. «Я вас любил…»

🚀 Подписывайся на УРАЛLIVE

Ещё больше новостей в нашем ТГ-канале!