Найти в Дзене

Смоленские знамена. Часть 2. О поделке стрелецких знамен

В прошлый раз мы писали о сохранившемся стрелецком знамени полка Вилима Лицкина, но как знамена вообще появлялись в стрелецких войсках? За ответом на этот вопрос стоит обратиться к документам. В 1685 году к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу обратились смоленские стрельцы полка Якова Камбеля («Смоленского втораго Яковлева приказу Камбеля»). Они писали, что имевшиеся у них знамена совсем ветхие и уже не годятся к службе, а потому просили изготовить новые: «служат де они великим государям службу а которые знамена для их государских служеб были и построены и те все знамена ветхи и изодралися и от древко отпадали потому что живут многие годы а ныне у их знамен нет и против послов и посланников на встречи и на караулы в строе быть им несчем и самим построить нечем». Как рассказывал пятидесятник Васка Иванов, вероятно один из ветеранов полка, старые знамена были даны из Москвы и созданы на средства казенные. Для службы в Киеве в 1680 году им пришлось брать починенные в Смоленске ст

В прошлый раз мы писали о сохранившемся стрелецком знамени полка Вилима Лицкина, но как знамена вообще появлялись в стрелецких войсках? За ответом на этот вопрос стоит обратиться к документам. В 1685 году к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу обратились смоленские стрельцы полка Якова Камбеля («Смоленского втораго Яковлева приказу Камбеля»). Они писали, что имевшиеся у них знамена совсем ветхие и уже не годятся к службе, а потому просили изготовить новые:

«служат де они великим государям службу а которые знамена для их государских служеб были и построены и те все знамена ветхи и изодралися и от древко отпадали потому что живут многие годы а ныне у их знамен нет и против послов и посланников на встречи и на караулы в строе быть им несчем и самим построить нечем».

Как рассказывал пятидесятник Васка Иванов, вероятно один из ветеранов полка, старые знамена были даны из Москвы и созданы на средства казенные. Для службы в Киеве в 1680 году им пришлось брать починенные в Смоленске старые солдатские знамена, но и они не прослужили долго, поскольку были все гнилы:

«в прошлом де во 1680 году как они были на службе в Киеве и для той службы даны в Смоленску старые салдацкие знамена починил а починивали в смоленску из государевой казны и все починенные знамена будучи на службе в киеве и после того ходя на караулы в смоленску все изодрались того что были гнилы».

По царскому указу старые знамена было велено снять с древка и отправить в Москву для образца. К сожалению, описания самого знамени полка Камбеля не приводится. Есть только уточнение, что «древки были изкрашены красною краскою в яблоки», да и та краска вся стерлась. С образца следовало сделать новые знамена и прислать в Смоленск в стрелецкий полк:

«велено послати в Смоленск в Смоленский стрелецкий приказ два знамени полковничьих два подполковничьих 6 знамен рядовых тафтяных».
-2

Количество знамен совпадает с количеством солдат в полку. Как следует из документа, в полку насчитывалось 5 сотников и 520 рядовых стрельцов.

Знамена изготавливали в Москве в мастерских Оружейной палаты, над ними трудились художники, вышивальщицы, золотошвеи. Большие знамена представляли собой настоящие произведения искусства. Они богато украшались растительным орнаментом, религиозными символами, надписями. Рисунки и надписи часто делались в технике вышивки золотом, серебром, разноцветным шелком, использовалось лицевое шитье, вставки из дорогих тканей. Другой способ создания знамени предполагал нанесение живописного изображения при помощи специальных красок, которые применялись в иконописи.

Как пишет Л.П. Зайцева, знамена государевых полков, воеводские знамена, сотенные знамена изготавливались за счет государственной казны. Знамена наемных иностранных частей «иноземного строя», рейтарские, драгунские, солдатские изготавливались за счет средств самой части, «как ротмистр укажет сам». Приходившие в негодность знамена возвращались в Оружейную палату, где по образцу создавались новые. Однако этот процесс был долгим и порой дело затягивалось настолько, что посылка знамени была уже делом неактуальным.

Для создания знамени использовались такие ткани как камка, тафта, парча, шелк, киндяк. Закройщик кроил знамя, портной сшивал. Затем знамя растягивалось на специальных пяльцах, и к работе приступали вышивальщицы. Если знамя писалось, то прежде всего живописец делал образец рисунка на бумаге, затем переводил рисунок на ткань и начиналось письмо.

К числу живописных знамен относится знамя смоленского стрелецкого полка Вилима Лицкина. Помимо двуглавого орла знамя украшено изображениями Иисуса Христа и пророка Ильи, фигуры иконописные, а краски до сих пор сохраняют яркость. Готовые знамена выносились для осмотра государем, одобренные знамена в специальных ящиках отправлялись на место службы.

Подробнее по теме:

РГАДА. Ф. 145. Оп.2. Д. 479. О поделке стрелецких знамен. 1685 год
Зайцева Л.П. Исторический опыт знаменного производства в России (XVII – нач. ХХ вв.) // Гербовед. 2007. №3 (95). С. 107-133.