Найти в Дзене

«Забытая классика: "Пропажа свидетеля" (1971) — детектив с налётом абсурда»

В советском кинематографе было немало фильмов, которые не стали блокбастерами, но остались любопытными артефактами своей эпохи. Один из таких — детектив «Пропажа свидетеля» (1971) режиссёра Вячеслава Бровкина. Это история о милицейском расследовании, которая балансирует между реализмом и почти что театральным гротеском. Сюжет: преступление без злодея Действие начинается с того, что в небольшом городке исчезает ключевой свидетель по делу о хищении социалистической собственности. Капитан милиции Колобов (его играет Александр Калягин в одной из первых своих ролей) пытается найти пропавшего, но сталкивается с абсурдностью ситуации: все вокруг — от коллег до случайных прохожих — ведут себя так, будто свидетель не исчезал вовсе. Фильм построен на парадоксе: чем активнее милиция ищет пропавшего, тем меньше люди верят в сам факт его исчезновения. В этом есть что-то от кафкианской логики, хотя формально картина остаётся в рамках соцреализма. Почему это интересно? 1. Необычный для

В советском кинематографе было немало фильмов, которые не стали блокбастерами, но остались любопытными артефактами своей эпохи. Один из таких — детектив «Пропажа свидетеля» (1971) режиссёра Вячеслава Бровкина. Это история о милицейском расследовании, которая балансирует между реализмом и почти что театральным гротеском.

Сюжет: преступление без злодея

Действие начинается с того, что в небольшом городке исчезает ключевой свидетель по делу о хищении социалистической собственности. Капитан милиции Колобов (его играет Александр Калягин в одной из первых своих ролей) пытается найти пропавшего, но сталкивается с абсурдностью ситуации: все вокруг — от коллег до случайных прохожих — ведут себя так, будто свидетель не исчезал вовсе.

Фильм построен на парадоксе: чем активнее милиция ищет пропавшего, тем меньше люди верят в сам факт его исчезновения. В этом есть что-то от кафкианской логики, хотя формально картина остаётся в рамках соцреализма.

-2

Почему это интересно?

1. Необычный для СССР детектив— вместо погонь и перестрелок здесь психологическая игра с элементами чёрного юмора.

2. Александр Калягин — до «Агонии» и «Неоконченной пьесы…» он создаёт здесь образ следователя, который больше похож на героя театра абсурда, чем на советского служителя закона.

3. Атмосфера — фильм снят так, что даже обычные диалоги звучат как намёки, а городской пейзаж с серыми домами и пустыми улицами усиливает ощущение тревожной нереальности.

-3

Почему его мало помнят?

«Пропажа свидетеля» не стал культовым, как «Место встречи изменить нельзя» или «Бриллиантовая рука». Возможно, из-за неоднозначности — в 1970-е зрители ждали от детективов ясной морали, а здесь всё слишком аллегорично.

-4

Фильм можно найти в архивах и на редких кинопорталах — он того стоит, если вам интересен **необычный взгляд на советскую эпоху через призму почти что экзистенциального детектива.

Рейтинг: 7/10 — странный, но завораживающий артефакт своего времени.

-5

А вы смотрели «Пропажу свидетеля»? Как вам этот неочевидный советский детектив?