Найти в Дзене
Arzamas

Зачем рисовать некрасивый автопортрет? История художницы Кете Кольвиц

С графического автопортрета художницы Кете Кольвиц, созданного в 1923 году, на зрителя жестким взглядом смотрит немолодая измученная женщина. Кольвиц — одна из самых важных немецких художниц первой половины XX века. Хотя ее путь к самореализации в искусстве был сложным, в Берлине она добилась профессионального успеха, несмотря на увлечение непопулярными темами — бытом нуждающихся, крестьянством. Она намеренно ограничила себя черно-белой графикой и только иногда занималась еще и скульптурой. Скорбное выражение лица, которое зритель видит на автопортрете Кольвиц, связано с тяжелейшей личной драмой. Ее младший сын Петер погиб на Первой мировой войне, и художница винила в этом прежде всего себя. В начале боевых действий она была захвачена общим воодушевлением и считала, что эта война для Германии справедлива и что она обязательно закончится скорой победой, — поэтому поддержала желание молодого сына отправиться воевать добровольцем, хотя его отец, муж Кольвиц, пытался это предотвратить. Отп
Оглавление

С графического автопортрета художницы Кете Кольвиц, созданного в 1923 году, на зрителя жестким взглядом смотрит немолодая измученная женщина.

Кольвиц — одна из самых важных немецких художниц первой половины XX века. Хотя ее путь к самореализации в искусстве был сложным, в Берлине она добилась профессионального успеха, несмотря на увлечение непопулярными темами — бытом нуждающихся, крестьянством. Она намеренно ограничила себя черно-белой графикой и только иногда занималась еще и скульптурой.

Личная драма

Скорбное выражение лица, которое зритель видит на автопортрете Кольвиц, связано с тяжелейшей личной драмой. Ее младший сын Петер погиб на Первой мировой войне, и художница винила в этом прежде всего себя. В начале боевых действий она была захвачена общим воодушевлением и считала, что эта война для Германии справедлива и что она обязательно закончится скорой победой, — поэтому поддержала желание молодого сына отправиться воевать добровольцем, хотя его отец, муж Кольвиц, пытался это предотвратить. Отправившись на фронт, Петер быстро погиб.

После смерти Петера Кольвиц стала противницей войны и посвятила свое творчество теме потери: на протяжении многих лет она исследовала оплакивание детей родителями и работала над монументом в память погибших на Первой мировой.

Признание и стиль

Художница быстро получила признание в Веймарской республике. В 1919 году ее избрали профессором Прусской Академии художеств. Ее работы активно публиковались и стали известны в разных странах. Сама Кольвиц тоже интересовалась событиями за рубежом: в частности, ей принадлежит знаменитый плакат «Помоги России», ставший откликом на просьбу правительства СССР помочь голодающим Поволжья, обращенную к мировому сообществу.

плакат «Помоги России»
плакат «Помоги России»

Стиль Кольвиц представляет собой нечто среднее между реализмом и экспрессионизмом, важным течением в германском искусстве начала ХХ века. Ее образы выразительны и трагичны, манера изображения — резкая, но в то же время не допускающая таких значительных искажений реальности, какие были свойственны работам ее немецких современников, занимавшихся более авангардным искусством.

Запрет работ и Вторая мировая

Художница была известна своими симпатиями к социалистам. В 1927 году она посетила советскую Россию, где прошла выставка ее работ. Нацистское правительство этого не простило: сначала Кольвиц уволили из академии, а позднее, в 1936 году, запретили выставлять и публиковать ее работы.

Когда началась Вторая мировая война, на фронт призвали ее внука, сына старшего уцелевшего сына, которого назвали в честь погибшего дяди — Петером. Младший Петер тоже довольно быстро погиб на фронте — история повторилась.

Муж Кольвиц в военных действиях не участвовал, но умер в военные годы, и художница осталась одна. Она продолжала рисовать, однако после начала бомбежек Берлина ей пришлось покинуть город. Кольвиц не только оказалась в отрыве от художественной среды, но и лишилась своей мастерской и материалов. Она не дожила до завершения Второй мировой войны совсем недолго, скончавшись 22 апреля 1945 года.

В 1993 году после объединения Германии по инициативе канцлера Гельмута Коля увеличенная копия скульптуры Кольвиц «Мать и сын», или «Пьета» — потому что скульптура изображает мертвого сына на коленях у оплакивающей его матери, была установлена в Новой караульне в центре Берлина на Унтер-ден-Линден. Скульптура стала одним из самых известных памятников жертвам войн и тирании.

-3

Смысл автопортрета

За свою жизнь Кольвиц создала множество автопортретов. В 1923 году, когда Германия еще не оправилась от последствий Первой мировой войны и выплачивает огромные контрибуции, когда в стране высокая инфляция и большая часть населения Берлина живет в страшной бедности, Кольвиц смотрит на себя, на свое изборожденное морщинами лицо, редкие волосы, потухший взгляд, мешки под глазами, и такой беспощадный взгляд делает из этого лица самостоятельное художественное высказывание. Оно как бы сообщает зрителю, что художница без прикрас видит и себя, и происходящее вокруг и разделяет с Германией последствия ее чудовищной ошибки.