С графического автопортрета художницы Кете Кольвиц, созданного в 1923 году, на зрителя жестким взглядом смотрит немолодая измученная женщина. Кольвиц — одна из самых важных немецких художниц первой половины XX века. Хотя ее путь к самореализации в искусстве был сложным, в Берлине она добилась профессионального успеха, несмотря на увлечение непопулярными темами — бытом нуждающихся, крестьянством. Она намеренно ограничила себя черно-белой графикой и только иногда занималась еще и скульптурой. Скорбное выражение лица, которое зритель видит на автопортрете Кольвиц, связано с тяжелейшей личной драмой. Ее младший сын Петер погиб на Первой мировой войне, и художница винила в этом прежде всего себя. В начале боевых действий она была захвачена общим воодушевлением и считала, что эта война для Германии справедлива и что она обязательно закончится скорой победой, — поэтому поддержала желание молодого сына отправиться воевать добровольцем, хотя его отец, муж Кольвиц, пытался это предотвратить. Отп