Найти в Дзене
Регина Молчанова

Пикник на высокогорном серпантине

В докоронные времена мы часто ездили в Альпы, причем летом, рассматривая известные курорты не только как лыжные, но и как всесезонные климатические. Наиболее часто мы ездили в Целль-ам-Зе (Австрия).

Как-то увидели в отеле предложение: корзина для пикника. Решили заказать такую корзину и поехать с ней кататься по горной дороге Гроссглокнер. Дорога нам была уже знакома – в предыдущие приезды хорошо исследовали ее. 

В назначенный день утром нам принесли нашу корзину, мы загрузились в машину и отправились. Корзину комплектовали сэндвичи, фрукты, клубника, выпечка, бокалы, полотняные салфетки, вода и вино. Которое к итогу выпила я, так как не была за рулем. 

Фото автора
Фото автора

Альпийская дорога Гроссглокнер («Высокогорная дорога Гроссглокнер», Großglockner Hochalpenstraße) – это уникальное панорамное шоссе, соединяющее австрийские земли Зальцбургерланд и Каринтия, проходящее по территории национального парка Высокий Тауэрн. Это горный серпантин с 36 поворотами длиной около 48 км, приводящий к высочайшей вершине Австрии – горе Гроссглокнер (3798 м), в честь которой названа дорога, и ее леднику Пастерце. Ледник летом изрядно подтаивает, и его «язык» выглядит не столь эффектно, как, должно быть, зимой. Но зимой дорога закрыта. 

Подъезжаем. Фото автора
Подъезжаем. Фото автора

Ширина дороги – 7,5 м, движение двустороннее. Проезд по дороге для моторизованного транспорта платный. Максимальная высота – перевал Хохтор (2504 м).

Видно чуть более чем ничего. Фото автора
Видно чуть более чем ничего. Фото автора

Но можно начинать пикник. Фото автора
Но можно начинать пикник. Фото автора

Дождь не помеха. Фото автора
Дождь не помеха. Фото автора

Дорогу запланировали построить в 1924 году, проект был реализован в 1930-1935 годах. Дорогу открыли 3 августа 1935 года, таким образом в этом году ей 90 лет.

Текущая информация с официального сайта дороги: в этом сезоне она открыта с 19 апреля в часы 8.00 – 17.00, последний въезд до 16.15. Работать будет до конца октября / начала ноября. Проезд машины по дороге сейчас стоит 45 евро, мотоцикла – 35. Кажется, мы платили меньше. Инфляция, однако.

Ежегодно до миллиона туристов совершает поездку по этой живописнейшей трассе. Дорога оснащена туристической инфраструктурой – здесь есть смотровые площадки, информационные стенды, гостиницы, точки питания. Одним из аспектов постройки дороги был социально-экономический: в сложный для страны период нужно было дать людям работу. В строительстве дороги принимали участие 3200 рабочих. Проект разработал инженер Франц Валлак. Он полностью отвечал за все аспекты строительства, предварительно изучив опыт более чем 40 горных европейских дорог, и создал технический шедевр. 

Дорога спроектирована таким образом, чтобы нанести как можно меньше урона окружающей среде. Она идеально вписана в ландшафт и воспринимается как его органичная часть. 

В условиях высокогорья воздух уже сильно разреженный, поэтому на прогулке двигаться нужно медленно. Как-то мы приехали в дождь (погода внизу и наверху может очень сильно отличаться), и я побежала от машины к зданию туристического центра. Точнее, попыталась побежать. Вот тут я впервые почувствовала, что такое ватные ноги и когда тебе нечем дышать. Пришлось перейти на шаг. При этом тут же подкатили на велосипедах веселые спортсмены, улыбаясь, спешились для фото на память. Железные люди.

Ещё одна милая особенность дороги – это сурки. На туристических стендах отмечены точки их проживания. Если повезёт – есть шанс увидеть этих забавных толстеньких зверьков, мне лично повезло лишь один раз. Некоторым туристам везёт больше – они их прикармливают (хотя я не уверена, что так можно делать) и успевают налюбоваться и нафотографировать. А сурочий жир считается очень эффективным средством в борьбе с артрозами и продаётся по всему Зальцбургерланду, в том числе и в туристическом центре у Гроссглокнера. И я его тоже покупала. Двойные стандарты, да.

Дорога является одной из самых живописных достопримечательностей Австрии. В 2016 году ее заявили на включение во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

На одной стороне горы была зима. Настоящая зима, снег лежал. Это, напомню, был июнь. На случай меняющихся погодных условий надели кожаные куртки. 

Видимость ноль, идем по приборам. Фото автора
Видимость ноль, идем по приборам. Фото автора

Фото автора.
Фото автора.

В одном из тоннелей мы застряли в пробке из овец! Целое стадо зашло погулять. Многие водители выходили из машин, гладили животных. Конечно, все терпеливо ждали, когда стадо покинет тоннель.

Неожиданная пробка. Фото автора
Неожиданная пробка. Фото автора

Потом ухудшилась видимость, горы окутал туман, ехали медленно. Хотя там быстро и ни к чему даже при идеальной видимости.

Фото автора
Фото автора

На высшей точке дороги спустились к леднику Пастерце на лифте. Вершина горы была скрыта за облаками.

Вот он, «язык» тающего ледника. Фото автора
Вот он, «язык» тающего ледника. Фото автора

Такое образовалось озерцо из-за таяния ледника. Фото автора
Такое образовалось озерцо из-за таяния ледника. Фото автора

На другой стороне. Фото автора
На другой стороне. Фото автора

На другой стороне горы сияло солнце и бушевало альпийское разнотравье. Именно там мы и увидели сурков, греющихся на солнце. Но сфотографировать их не получилось – они убежали в свои норки. Фотографировались сами, фото отличные вышли.

Фото автора
Фото автора

Одна из моих любимых фотографий
Одна из моих любимых фотографий

Фото автора
Фото автора

На обратном пути заехали еще в замок Хоэнверфен. Такая красота – он построен на 155-метровой скале, облака спят на крышах замка. 

В замке Хоэнверфен. Фото автора
В замке Хоэнверфен. Фото автора

Хоэнверфен. Фото автора
Хоэнверфен. Фото автора

Потом вернулись в отель, вернули корзину и посуду. Как удивительно избирательна наша память: она не хочет сохранять плохое, а вот один счастливый день запечатлевается навсегда.