В четверг перед Пасхой принято красить яйца и печь куличи, а я ещё «испекла» для вас, мои дорогие читатели, подборку пасхальных натюрмортов. Пусть в Светлое Христово Воскресенье у вас будет не только вкусный праздничный стол, но и радость для глаз из красивых картин.
Сначала обратимся к дореволюционному периоду. В своей книге мемуаров художник Михаил Нестеров вспоминал:
«Ранняя весна, Пасха. Посмотришь из залы в окно или выскочишь, бывало, за ворота, что там творится? А там празднично разряженный народ движется по улице к качелям. Еще задолго до Пасхи, бывало, станут возить на нашу площадь бревна, сваливать поближе к Аллейкам, - значит, пришла пора строить балаганы, качели и прочее. К первому дню Пасхи все готово, действует с шумом, с гамом, с музыкой. Народ валит туда валом. Солнце светит особо ярко. В воздухе несется радостный пасхальный звон. Все веселится, радуется, как умеет…».
Михаил Гермашев
И в начале XX века были очень популярны открытые письма, которые отправлялись близким с поздравлениями. И одним из художников, который активно сотрудничал с изготовителями открыток, был Михаил Маркианович Гермашев (Бубело, 1867-1930). Репродукции его картин печатались на почтовых карточках, а некоторые произведения он специально создавал для открыток, делая цвета более насыщенными, а изображения стилизованными под народный лубок. Одна из таких картин, которую мы знаем по репродукции на карточке, – «Пасхальный стол».
И глядя на этот праздничный стол, вспоминается смешная история, рассказанная Иваном Буниным:
«Весной 1901 года мы с Куприным были в Ялте (Куприн жил возле Чехова в Аутке). Ходили в гости к начальнице Ялтинской женской гимназии Варваре Константиновне Харкевич, восторженной даме, обожательнице писателей. На Пасхе мы пришли к ней и не застали дома. Пошли в столовую, к пасхальному столу, и, веселясь, стали пить и закусывать. Куприн сказал: «Давай напишем и оставим ей на столе стихи». И стали, хохоча, сочинять, и я написал на скатерти (она потом вышила):
В столовой у Варвары Константиновны
Накрыт был стол отменно-длинный,
Была тут ветчина, индейка, сыр, сардинки –
И вдруг ото всего ни крошки, ни соринки:
Все думали, что это крокодил,
А это Бунин в гости приходил»
Надеюсь, вы улыбнулись, и мы переходим к следующему автору живописных пасхальных натюрмортов.
Станислав Жуковский
Впервые к теме пасхального стола Станислав Юлианович Жуковский (1875- 1944) обратился в 1911 году, когда встречал светлый праздник в Тверской губернии, снимая дачу в Удомельском крае. По воспоминаниям друзей, он специально делал деревянные ящики и сажал в них принесенные из леса первоцветы (можем увидеть их и в других работах художника), чтобы затем украсить цветами праздничный стол. На картине «Праздник весны» всё готово к торжеству.
Этот же сюжет мы найдем и в варианте 1912 года.
А вот картина «Пасхальный натюрморт» была написана в московской квартире художника. На ней изображена старинная мебель из красного дерева, дорогой фарфор и много гиацинтов, выращенных специально к празднику.
О том, как больше ста лет назад москвичи отмечали Пасху, мы узнаем не только из художественной литературы, но и из писем и воспоминаний. Так знаменитый художник Сергей Виноградов писал:
«Суббота – последний день Страстной. Все ожило, последние приготовления, носятся москвичи по магазинам, закупают к празднику последние покупки, все громче стали, спешат, суета. Москва живет до закрытия магазинов перед вечером. И когда замрет жизнь, все стихнет, как будто и нет двух миллионов-то людей. <…>
И, наконец, ровно в двенадцать высоко-высоко взвивается ракета, с треском лопается в выси, рассыпается огненным дождем и тотчас же изумительный, бархатный с Ивана Великого удар его огромного колокола. <…>
С утра до вечерен всю Святую неделю звонит Москва златоглавая веселым звоном. А весна-то, весна тоже звенит, ликует, ну, что за пора, что за чудо! Да разве все это расскажешь! И слов-то нет у меня… И в душе весенние звоны, до сих пор чувствую их я».
Николай Богданов-Бельский
А в работе Николая Петровича Богданова-Бельского (1868-1945) «Пасхальный натюрморт» появляется ещё и самовар. Богданов-Бельский и Жуковский дружили со времени учебы в Московском училище, в начале ХХ они века по соседству работали в Тверской губернии, вместе охотились и вместе справляли праздники. Кстати, Николай Богданов-Бельский прекрасно пел и играл на балалайке.
Иерей Владимир Шамонин
Открыты царские врата пред нами
Открыты царские врата пред нами,
Святой огонь сияет от свечи…
Кругом опять расставили во храме
Цветные яйца, пасхи, куличи,
Еще темно, но солнышко играет,
Играет всеми красками небес.
И радостно друг другу повторяем:
«Христос воскрес!».
«Воистину воскрес!»
Александр Маковский
Ещё одно предреволюционное произведение – это замечательный натюрморт Александра Владимировича Маковского (1869-1924) «Пасхальный стол». Столько здесь цветов в нарядных горшочках: это и разноцветные гиацинты, и цинерария, и глоксиния, и ещё цветы, названия которых я не знаю (подсказывайте:)). И кулич с пасхой тоже украшены крупными яркими цветками.
Александр Маковский, в отличии от своего знаменитого отца Владимира Егоровича, не писал обличительных полотен, он отражал обычную повседневную жизнь с её небольшими радостями и значительными событиями.
После Октябрьской революции 1917 года советские власти постепенно стали запрещать церковь, ношение креста, колокольный звон и религиозные праздники. Партийные агитаторы пытались разъяснять народу «ошибочность» праздника Пасхи. В то же время среди тех, кто эмигрировал из России Пасха стала праздником, объединяющим всех русских людей, она словно переносила их на родину, куда они все надеялись вернуться.
Такие ностальгические нотки звучат в стихотворении-воспоминании Игоря Северянина:
Игорь Северянин
Пасха в Петербурге (отрывок)
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.
И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.
Из-за вымытых к Празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.
…
1931
Георгий Лапшин
Пейзажист Георгий Александрович Лапшин (1885-1950) после революции вступил в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы и ещё некоторое время продолжал писать радостные натюрморты, напоминающие о прошлой жизни. Один из них – «Пасха». Огромный букет пионов скорей всего говорит о том, что этот светлый праздник художник встречал где-то на юге. Лапшин много путешествовал и в 1922 году всё же эмигрировал, сначала в Германию и Италию, а затем поселился в Париже.
Аркадий Пластов
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) встретил февральскую революцию восторженно. «Я уразумел <…> что сейчас мало быть только художником, но надо быть ещё и гражданином», – вспоминал он в автобиографии. Художник вернулся из Москвы в родную Прислониху и даже был избран секретарем сельского совета. Несмотря на это в конце 1920-х годов, когда уже говорить вслух о Пасхе не стоило, Пластов создал натюрморт с куличом, пасхой и фигуркой барашка, назвав его скромно «Праздничный натюрморт». Получается, что за закрытыми дверями Пасху всё же отмечали.
Александр Солодовников
На Пасхе
Хоть он теперь не богомолен,
Наш заблудившийся народ,
И звон умолкших колоколен
Его к молитве не зовет,
Но голос сердца изначальный
В его душе еще звучит,
И в светлый день первопасхальный
«Христос воскресе» говорит.
Тогда, покорный древним силам,
В распах кладбищенских ворот
Идет народ к родным могилам,
Идет, идет, идет, идет.
И на могилах теплит свечи,
И крошит хлеб, и кормит птиц,
И молится, и чает встречи
С заветным сонмом милых лиц.
Тот голос сердца не задушишь!
Его ничем не истребить!
И каждый, кто имеет уши,
Достоин веровать и жить.
Кузьма Петров-Водкин
А догадаться, что «Натюрморт на зелёном фоне» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) тоже пасхальный, можно по одному крашеному яйцу. Как это не странно, но именно через натюрморты художник передавал свои размышления о сути происходящих событий.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова
Ну а любимой дочери императора Александра III, Великой княгине Ольге Александровна Романовой (1882-1960), ничего скрывать в своих картинах не приходилось. Она была вынуждена покинуть любимую родину в феврале 1920 года. В эмиграции её любовь к рисованию стала важным источником существования для её семьи. Профессиональная художница писала живописные работы и изумительные акварели. А её любимыми жанрами были цветочные натюрморты, городские пейзажи и зарисовки домашнего интерьера. Празднованию Светлого Христова Воскресенья она посвятила целую серию чудесных пасхальных натюрмортов.
А мне встретились слова историка Евгения Плетнева: «И неслучайно, последней картиной великой княгини, которая была человеком глубоко православным и верующим, стала акварель с пасхальным праздничным столом – как символ ее веры в воскрешение, в вечную жизнь». К сожалению, саму эту работу найти не удалось, но предлагаю вам посмотреть праздничные натюрморты, написанные Ольгой Александровной в начале 1930-х годов.
Княжна Елена Горчакова
Воскресение Христово
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
«Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки –
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь».
Во время Великой отечественной войны политика партии в отношении религии и церковных праздников стала более мягкой, но окончательно наказания за празднование Светлой Пасхи были отменены в 1970-е годы. Предлагаю вам посмотреть на пасхальные натюрморты советских художников второй половины ХХ века.
Зинаида Зацепина
Зинаида Ильинична Зацепина (1913-1986) – советский украинский живописец. Она – выпускница Киевского государственного художественного института. Писала Зинаида Ильинична светлые пейзажи и яркие натюрморты, особенно любила изображать детей и счастливую семейную жизнь. Ее «Пасхальный натюрморт» просто излучает тепло и радость.
Даниил Бедношей
Даниил Пантелеймонович Бедношей (1924-1989) также учился в Киевском художественном институте. Его «Пасхальный натюрморт» уже более смелый – здесь мы находим не только кулич и крашеные яйца, но и иконы, крест, а также томик святого писания.
Ирина Воробьева
Более сдержанная по цвету и наполнению акварельная работа Ирины Николаевны Воробьевой (1932–1993) «Пасха». Ирина Николаевна – художник-график, с отличием окончила в Московский институт изобразительных искусств имени В. И. Сурикова, жила и работала в городе Щёлково Московской области.
Николай Сысоев
Ещё один выпускник знаменитого Суриковского училища, продолжатель традиций реалистической школы живописи – Николай Александрович Сысоев (1918-2001). Художник стал основателем картинной галереи в поселке Лев Толстой, которая теперь носит его имя. Николай Александрович работал во всех жанрах – он и портретист, и пейзажист, и график, и жанрист. Также он писал очень поэтичные натюрморты, такие как «Пасхальное утро».
Татьяна Маврина
И завершает нашу праздничную подборку необыкновенно радостная акварель «Пасхальный натюрморт» Татьяны Алексеевны Мавриной (Лебедева, 1900-1996). Обратите внимание на то, что этот солнечный весенний натюрморт был исполнен художницей в возрасте 92 лет. До конца жизни Татьяна Алексеевна сохраняла оптимизм, силу духа и желание творить.
Андрей Усачев
К Пасхе
На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
И верба в честь Святого Воскрешенья
Весенние надела украшенья…
И словно храм, наполнен пеньем лес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
В преддверии Светлой Пасхи желаю вам, мои дорогие читатели, добра, света, искренней любви, мира и процветания! Пусть ваша душа наполнится тихим счастьем, теплыми чувствами и светлыми помыслами. Пусть вас окружают добрые люди, красота и гармония!
С любовью, ваша Света В.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где всю пасхальную неделю я буду выкладывать репродукции картин для радости.