Найти в Дзене
Parnas on-line gallery

Неожиданный оборот портрета монашки: Мартин ван Мейтенс

Оглавление
Картина Мартина ван Мейтенса и ее оборот
Картина Мартина ван Мейтенса и ее оборот

Придворный художник Мартин ван Мейтенс писал невероятной красоты портреты знатных особ, от герцогинь до королевы. Но были у него и свои увлечения вне цензуры.

Писать эротические сюжеты художники начали еще до нашего тысячелетия. Правда назначение и восприятие обнаженной натуры менялось от эпохи к эпохе.

Мартин ван Мейтенс родился в 1695 году в Швеции, но основная слава пришла к художнику в австрийской столице, где он быстро добился признания, став не только придворным художником, но еще и директором Венской академии изобразительных искусств. Для парадных портретов ему позировала эрцгерцогиня Мария Амалия Австрийская, Эрцгерцогиня Мария Антония Австрийская, 1767 (впоследствии Мария-Антуанетта, королева Франции) и многие другие. Но потомки запомнили его не только этим.
Мартин Мейтенс Младший. Автопортрет. 1740
Мартин Мейтенс Младший. Автопортрет. 1740
Эрцгерцогиня Мария Антония. 1767—1768.
Эрцгерцогиня Мария Антония. 1767—1768.
Эрцгерцогиня Мария Амалия Австрийская. 1760-е гг.
Эрцгерцогиня Мария Амалия Австрийская. 1760-е гг.

«Монашка на коленях» - пикантный сюжет, который высмеивает неискренние монашеские обеты, которых в ту эпоху было вдоволь. Ведь уходили в монастыри женщины не всегда по собственной воле и уж тем более не всегда были готовы искренне отречься от мирских слабостей. В монашество, в отличие от современности, вступали не всегда бескорыстно и чистыми помыслами. иногда это было насилие, нужда, позор и т.д. Разумеется, из таких послушниц не могло получиться примерных монахинь. Именно сюжеты с лжемонахами и лжемонашками стали объектом безжалостной художественной сатиры.

Двусторонняя картина австрийского художника Мартина ван Майтенса младшего. 1731 год.
Двусторонняя картина австрийского художника Мартина ван Майтенса младшего. 1731 год.

Правда в этом конкретном случае художник слегка завуалировал свою идею, сделав картину двусторонней. Лицевая часть изображения почти пристойная. Молодая монашка стоит на коленях, сложив руки в молитве. При этом девушка хитро оборачивается, слегка повернув голову и заглядывая за свое плечо. Она не выглядит смущенной, когда замечает, что за ней подглядывают.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

А причина подглядывать есть, ведь обратная сторона изображения – тот самый обнаженный тыл, что привлек внимание старого монаха. И зритель тоже может его увидеть. Скабрезный сюжет не должен вызывать у зрителя чувства вины за интерес к картине и подглядыванию, художник об этом позаботился. Ведь это не зритель озабочен видом сзади, а старый монах, на него можно перенести ответственность за любопытство, все равно, ему терять нечего, он уже виновен перед богом.

Двусторонняя картина австрийского художника Мартина ван Майтенса младшего. 1731 год.
Двусторонняя картина австрийского художника Мартина ван Майтенса младшего. 1731 год.

Таким образом Мартин ван Мейтенс одновременно и развлекает зрителя и выдает ему «индульгенцию» за греховные помыслы с помощью введенного в сюжет персонажа монаха – отличная подача, учитывая особенности эпохи.

О нерадивых священнослужителях, которые полны греха, как и миряне, писали многие авторы, были и те, кто повествовал менее деликатно, но каждый такой сюжет является отличной иллюстрацией нравов и эротической культуры определенного художественного периода.