На Кинопоиске вышел сериал Wink Originals «Между нами химия». Это трагикомедия про соло-маму, которая, узнав о смертельном диагнозе, начинает срочно искать мужа, чтобы оставить с ним детей на случай, если болезнь победит. На фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» сериал выиграл в двух категориях: режиссера Карину Чувикову признали главным открытием года, а исполнившую главную роль Сашу Бортич — лучшей актрисой. Обе награды заслуженные, убежден Никита Демченко.
Никита Демченко
Редактор российского направления медиа Кинопоиска
Таня (Бортич) — молодая мать, в одиночку воспитывающая двух детей и едва сводящая концы с концами. Ночью она крутит баранку под «Любочку» «Маши и медведей» и помогает столичным кутежникам добраться до дома, а днем опекает очаровательных, но беспомощных в быту Ваню и Марту (Мирон Проворов и Людмила Юлова), которым нужно то модельку Солнечной системы в школу сделать, то блузку для фотосессии погладить. На помощь — за не то чтобы символические пару тысяч — иногда приходят сестра со своим мужем (Нелли Уварова и Павел Ворожцов), но Таня их, по правде говоря, недолюбливает. Впрочем, жизнь приготовила девушке испытание похуже, чем меркантильные родственники: во время одной из смен она теряет сознание и узнает о прогрессирующем онкологическом заболевании.
Втайне от всех героиня начинает курс химиотерапии и знакомится с неунывающим Борисом (Никита Ефремов) — болтливым завсегдатаем клиники, который за время лечения успел не только обаять всех своим бассет-хаундом Селей, но и пофлиртовать с каждой местной медсестрой. Встреча с Борей окончательно убеждает Таню, что ситуация серьезная и, вероятно, необратимая. Но фатальный исход пугает ее не перспективой небытия, а тем, что Тане не на кого оставить сына и дочь, которым светит детдом. Отдавать их раздражающе жлобской родне не вариант, а ближайшие друзья не готовы на махинации с оформлением опекунства. В итоге у девушки остается только одна возможность решить вопрос — как можно быстрее найти мужа, готового усыновить ее детей.
«Между нами химия» — духовный наследник всех фильмов, герои которых узнают о смертельном диагнозе, от уже классической немецкой одиссеи «Достучаться до небес» до слезовыжимательной экранизации Джона Грина «Виноваты звезды» и чуть менее банальных примеров вроде «Клео от 5 до 7». Сравнение дебютной режиссерской работы Карины Чувиковой с шедевром Аньес Варда было бы слишком лестным, но кое-что от французской новой волны в «Химии» все же есть. Например, эпизодические камео близких по духу коллег (тут халат онколога примеряет одногруппник Чувиковой Евгений Сангаджиев) или подвижная ручная камера с резким прыгающим монтажом (не годаровские джамп-каты, но по ритму похоже). Рискнем предположить, что любовь к слегка панковским склейкам выпускница школы «Индустрия» (учиться Чувикова пришла, оставив должность управляющей универмага в Санкт-Петербурге) и ее команде передалась от Жоры Крыжовникова. Он как раз был мастером Чувиковой в «Индустрии», а также работал вместе с монтажером сериала Александром Пузырёвым.
Завязка настраивает зрителей на слезливую социально-бытовую драму для телевизионного прайм-тайма, но Чувиковой, ученице в том числе и Андрея Золотарёва, удается пройти по грани и не поддаться соблазну дешевых эффектов. За грустным здесь следует смешное, за каждой большой трагедией — маленькая комедия положений. На этой цепочке микроситуаций-аттракционов и строится сценарная механика «Химии». Осознав, что новый муж нужен в короткий срок, Таня начинает искать достойную партию незамедлительно и меняет худи, кепку и поясную сумку на элегантные рубашки и юбки.
Первым кандидатом в женихи становится лечащий врач Дмитрий Олегович, но довольно быстро герой Сангаджиева превращается в своего рода коуча по отношениям, ведь Таня патологически неловка в любовных делах и на первых же свиданиях начинает отпугивать потенциальных женихов фотографиями детей. Под чутким руководством доктора она регистрируется в дейтинг-приложении и полагается на судьбу-злодейку и удачный свайп вправо. В онлайне доверчивая Таня знакомится с Женей (Илья Лыков) — статным красавцем, якобы заядлым театралом, успевающим и в IT поработать, и сироткам помочь. Нетрудно догадаться, что в реальности все оказывается не так радужно, и с этим в «Химии» связан отдельный трагикомедийный сюжет.
С каждой серией возможных суженных становится все больше, в какой-то момент на сцене появляются участливый, добродушный сосед-бездельник (Кузьма Котрелёв) и состоятельный брат-близнец онкобольного Бори (снова Никита Ефремов). Поиск отца-молодца превращается в запутанный квест, а сериал — в ромком.
К сожалению, эффекта новизны в этом не так много: на эту тему успели высказаться даже на русском языке («Я буду рядом» Павла Руминова примерно с таким же сюжетом). Но все-таки в «Химии» есть определенное своеобразие, позволяющее примириться с ее вторичностью. Прежде всего это актерская индивидуальность Бортич, в которой остроумно сочетаются трогательность и твердый характер, позволяющие видеть в героине не очередную красотку в беде и не чей-то обезличенный любовный интерес, а живого (что в контексте происходящего особенно иронично) человека.
В общем-то именно витальности в этом сюжете об умирании больше всего. Не впадая в пафос, создатели показывают, что онкологический диагноз — некое новое обстоятельство жизни, не отменяющее при этом самой жизни. Разумеется, такая концепция подразумевает наличие эпикурейского мотива (жизнь одна, лови момент!), и сериал бодро гедонистичен, без причитаний и слепой уверенности в том, что все образуется. Зато в «Химии» есть здоровый цинизм и черный юмор. В одной сцене Таня использует свое положение, чтобы продать подороже машину, в другой — ее несмышленые дети собирают конфеты с чужих могил. Но, несмотря на шутки о неизлечимых болезнях, работа Карины Чувиковой — в высшей степени комфортное кино, провозглашающее победу любви над страхом и смертью.
Материал впервые опубликован в марте 2025 года и обновлен в связи с выходом сериала на Кинопоиске.