Найти в Дзене
Эва. ЕГЭ и ОГЭ

Клише в сочинении ЕГЭ: как использовать, чтобы получить максимум баллов + шаблоны для каждой части сочинения

Клише — это готовые фразы и конструкции, которые можно адаптировать под любую тему. Многие думают, что они мешают творчеству. Но на экзамене клише — твои друзья: они экономят время, придают структуру и помогают избежать грубых речевых ошибок. Цель: показать, что ты понял, о чём текст. Клише помогут чётко обозначить проблему. Шаблоны: - Автор поднимает проблему… - В предложенном для анализа тексте рассматривается вопрос… - Автор размышляет над тем, как/почему/в чём заключается… Пример: Автор поднимает проблему нравственного выбора человека в трудной ситуации. Цель: проанализировать, как автор раскрывает проблему. Не просто пересказ, а объяснение. Шаблоны: - Первый пример, иллюстрирующий проблему… - Приведённый эпизод показывает, что… - Таким образом, автор подчёркивает… - Второй пример усиливает/дополняет… Пример: Первый пример, иллюстрирующий проблему, — описание поступка главного героя. Таким образом, автор подчёркивает, что внутренние качества человека раскрывают
Оглавление

Клише — это готовые фразы и конструкции, которые можно адаптировать под любую тему. Многие думают, что они мешают творчеству. Но на экзамене клише — твои друзья: они экономят время, придают структуру и помогают избежать грубых речевых ошибок.

1. Вступление (постановка проблемы)

Цель: показать, что ты понял, о чём текст. Клише помогут чётко обозначить проблему.

Шаблоны:

- Автор поднимает проблему…

- В предложенном для анализа тексте рассматривается вопрос…

- Автор размышляет над тем, как/почему/в чём заключается…

Пример:

Автор поднимает проблему нравственного выбора человека в трудной ситуации.

2. Комментарий (два примера + анализ)

Цель: проанализировать, как автор раскрывает проблему. Не просто пересказ, а объяснение.

Шаблоны:

- Первый пример, иллюстрирующий проблему…

- Приведённый эпизод показывает, что…

- Таким образом, автор подчёркивает…

- Второй пример усиливает/дополняет…

Пример:

Первый пример, иллюстрирующий проблему, — описание поступка главного героя. Таким образом, автор подчёркивает, что внутренние качества человека раскрываются в действии.

3. Авторская позиция**

Цель: чётко сформулировать, что думает автор.

Шаблоны:

- Автор считает, что…

- По мнению автора…

- Позиция автора заключается в том, что…

Пример:

Позиция автора ясна: только добрые поступки формируют настоящую личность.

4. Собственная позиция и аргументации

Цель: выразить своё мнение и подкрепить его литературным аргументом.

Шаблоны:

- Я согласен с мнением автора, потому что…

- Я разделяю точку зрения автора…

- Свою позицию хочу подтвердить примером из литературы.

- Вспомним произведение…

- Герой этого произведения… тем самым подтверждая мысль о том, что…

Пример:

Я разделяю точку зрения автора. Свою позицию подтвержу примером из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

5. Заключение

Цель: подвести итог, повторив основную мысль.

Шаблоны:

- Таким образом, можно сделать вывод, что…

- Подводя итог, отмечу…

- Рассмотрев проблему, можно утверждать, что…

Пример:

Таким образом, выбор, который человек делает, в полной мере раскрывает его характер и ценности.

Советы

- Не используй клише "в лоб" — адаптируй под текст.

- Не перегружай шаблонами — лучше 3–4 уместных, чем штамп через каждые два предложения.

- Тренируйся использовать их в черновиках — на экзамене пойдут «по памяти».