При решении изучить самый большой храмовый комплекс в мире, столкнулась с ситуацией, информации в интернете много, но вся она разбросана по кусочкам, решила собрать все в одно и вот что вышло) Читайте, пишите комментарии)
Создать небесный рай на земле - вот о чем мечтали правители, построившие великие храмы Ангкора на камбоджийской равнине. Воплощение этого грандиозного замысла потребовало усилий всего кхмерского народа; плоды его трудов изумляют нас и по сей день. Сокровища Ангкора содержат сведения, помогающие изучать структуру мифологии, космологию и общественную жизнь кхмеров - создателей одной из самых могущественных и загадочных азиатских цивилизаций.
Ангкор - это общее название территории, где были построены многочисленные храмы. Само слово "Ангкор" - это искаженное кхмерское слово "нокор" или "онгкор", которое означает "столица". Оно происходит от санскритского слова "нагара" (город), которым называли города-символы, столицы государств.
Храмы Ангкора были построены между IX и XIV столетиями, когда кхмерская цивилизация достигла вершины своего экстраординарного творческого потенциала. Не имеющий аналогов в Юго-Восточной Азии, хотя храмы Багана в Мьянме (Бирма) и пытаются соперничать с ним, Ангкор является одним из выдающихся архитектурных чудес мира.
Из Ангкора короли могущественной кхмерской империи управляли обширной территорией, простиравшейся от того места, которое сегодня является южным Вьетнамом, на север до Юньнани в Китае, и от Вьетнама на запад до Бенгальского залива. Примерно 100 храмов Ангкора образуют священную основу захватывающего административного и религиозного центра. Его дома, общественные здания и дворцы были построены из древесины и давно уже превратились в прах, так как право жить в зданиях из кирпича или камня имели только Боги.
В Ангкоре можно незаметно провести неделю или больше, неторопливо осматривая храмы, и возможно возвращаясь к главным достопримечательностям по нескольку раз, чтобы разглядеть их при различном освещении. Многие путешественники считают, что примерно четыре или пять дней – это оптимальный отрезок времени, который можно потратить на осмотр, пока не начнется пресыщение. Однако, даже имея всего лишь два дня в своем распоряжении, Вы сможете получить многое от осмотра достопримечательностей, если начнете осмотр с утра. Если же ваше время ограничено и есть лишь один день, чтобы посетить комплекс Ангкор, то вероятно было бы лучше всего организовать тур, чтобы увидеть самые значимые памятники за день.
Монументы Ангкора разбросаны повсюду в джунглях. Отправившись на север из Сием Рипа вы сперва попадете в Ангкор Ват, а затем в обнесенный стеной город Ангкор Том. К востоку и западу от этого города находятся два больших водоема, которые помогали снабжать водой жителей Ангкор Тома. Далее к востоку расположены храмы, включая Та Пром. К северу от Ангкор Тома находится Преа Кан и далее по дороге на северо-востоке – Бантей Срэй и Пном Кулен. К востоку от Сием Рипа расположена группа ранних ангкорских храмов Ролуос.
Малый круг
Этот 17-километровый маршрут начинается от западной стены Ангкор Вата и ведет на север мимо храмов Пном Бакенг (Phnom Bakheng) (с него на закате открывается прекрасный вид), Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong) и Та Пром Кел (Та Prohm Kel) к южному входу в Ангкор Том (Angkor Thom).
На центральной площади Ангкор Тома за храмом Байон (Bayon) путь поворачивает на восток к Воротам победы (Victory Gate) и между удивительно похожими храмами-близнецами Чау Сэй Тевода (Chau Say Tevoda) и Тхомманон (Thommanon) следует к храму Та Кео (Ta Keo). Высота центральной храмовой башни, сложенной из песчаника - 50 м. У этого храма путь поворачивает к юго-востоку и в обход пересохшего водохранилища Восточный Барай (East Baray) (7x1,8 км) ведет к храму Та Пром (Та Prohm). Затем нужно пройти между огромным буддистским храмом Бантей Кдэй (Banteay Kdei), окруженным четырьмя концентрическими стенами, и пересохшим бассейном Срас Сранг (Sras Srang), свернуть на юго-запад и мимо индуистского храма Прасат Краван (Prasat Kravan); его легко узнать по пяти кирпичным башням) вернуться к южному входу Ангкор Вата.
Большой круг
Протяженность маршрута 26 км. Он начинается от Ангкор Вата и до храма Байон (Bayon) совпадает с Малым кругом, но из Ангкор Тома (Angkor Thom) выводит уже не через восточные, а через северные ворота (Norh Gate) и сразу же сворачивает на северо-восток к одному из крупнейших храмовых комплексов Ангкора - храму Преa Кан (Preah Khan). Затем путь ведет на восток к буддистским храмам Неак Пеан (Neak Pean) (стоит на острове посреди пересохшего бассейна в окружении четырех других, тоже пересохших бассейнов) и Та Сом (Ta Som) . Его оплетенная огромными корнями восточная гопура (надвратная башня) - одно из самых популярных мест для фотосъемки на память. После этого маршрут резко меняет направление и ведет на юг. Следуя по дну высохшего Восточного Барая (East Baray), посредине которого стоит индуистское святилище Восточный Мебон (East Mebon), украшенное вырезанными из камня слонами, можно выйти к другому индуистскому святилищу Пре Руп (Pre Rup). Около него путь поворачивает на запад, где вновь сливается с Малым кругом и возвращается к Ангкор Вату.
ИСТОРИЯ
Ранние годы
Ангкорский период, в который были построены храмы Ангкора, а кхмерская империя заявила о себе как одной из великих держав Юго-Восточной Азии, охватывает более чем 600 лет - с 802 до 1432 г. Это – отдельный отрезок истории, включающий в себя периоды взлета и падений, войн с соперничающими государствами во Вьетнаме, Таиланде и Мьянме (Бирме). Этот краткий исторический очерк касается только периодов, когда были построены храмы Ангкора.
Ангкорский период начинается с правления Джаявармана II (правил 802-50 гг.). Об этом короле известно немного. Как считают, он провел свои ранние годы на Яве при дворе Сайлендры. Он возвратился в Камбоджу в конце VIII столетия и объявил себя главой независимого кхмерского королевства. Его двор в разное время располагался в четырех различных местах, в частности в Ролуосе и в Пном Кулене в 40 км к северо-востоку от Ангкора.
Джаяварман II создал прецедент, который стал особенностью Ангкорского периода и объясняет удивительную архитектурную активность кхмеров в то время. При Джаявармане II была установлена новая государственная религия, а именно священный ритуал Девараджи, то есть бога-царя, имевший характер одной из форм шиваизма, а также связанный с традициями фунаньских и яванских «Царей горы». Под Девараджей понималась «царская сущность» либо вообще, либо определенного государя. Свое местопребывание Девараджа имел в священном лингаме. Лингам этот должен был помещаться на вершине горы — естественной или искусственной.
Если первый символ Девараджи, возможно, был просто установлен на горе Кулене, временном местопребывании Джаявармана II, то затем для него сооружались «храмы-горы», принадлежащие к интереснейшим памятникам монументального искусства Камбоджи. Такой храм рассматривался как имеющая магическую силу копия пятиглавой ступенчатой мировой горы Меру, находящейся в центре мироздания, на вершине которой пребывают главные боги индуистского пантеона. В среде высшей правящей прослойки Камбоджи были распространены представления, согласно которым придавалось очень большое значение соотношению макрокосма, то есть Вселенной, с различными формами микрокосма, то есть государством, городом, зданием, человеком. Камбоджа, как и Китай, считалась «царством середины» Вселенной, а столица — ее центром. На пересечении диагоналей столиц воздвигался главный «храм-гора» с символом Девараджи посередине, который, таким образом, отмечал ось мироздания. Понятно, что согласно такому представлению храм старались делать как можно более величественным. Этому содействовало и то, что храмовый кумир считался действительно одухотворенным богом, живым — и только неподвижным. Для основателя было важно самое присутствие божества, но не присутствие масс верующих. Если кумир не «жив», он не мог служить предметом культа. Одним из следствий этого был тот факт, что внутренность святилищ самых грандиозных храмов была поразительно мала— сюда паства не допускалась.
В этот период начинает определяться зрелый тип храмового ансамбля в феодальной Камбодже. С 10 в. изолированные прежде прасаты начали иногда окружаться узкими длинными зданиями, образующими вокруг них один или два концентрических прямоугольника. Позже эти постройки в некоторых случаях приняли форму замкнутых четырехугольных галерей, также иногда расположенных в несколько концентрических рядов; по их углам возвышаются башни. Храмовый ансамбль замыкался концентрическими оградами с величественными декоративными воротами, в поздних больших храмах принимавшими вид грандиозных тройных павильонов.
Индраврман I (правил 877-886/889 гг.), как полагают, был узурпатором, и вероятно унаследовал мантию короля-бога силой. Он создал бассейн площадью 650 га или «барай» в Ролуос и построил храм Преа Ко. Барай стал первым этапом создания огромной ирригационной системы, которая, в конечном счете, должна была доставлять воду на земли вокруг Ангкора. Но она также имела и религиозное значение, так как Гора Меру, согласно легенде, окружена по краям озерами. Как часто бывает в таких случаях, потребность и символика здесь хорошо дополняют друг друга. Последним творением Индравармана стал Баконг - пирамидальное изображение Горы Меру.
По некоторым причинам сын Индравармана I Ясоварман I (правил 889-900/915 гг.), пошел дальше, когда настало время отметить его собственную божественность и славу на горе-храме. После строительства Лолея на искусственном острове в барае, созданном его отцом, он приступил к строительству Бакенга, расположив его на холме, известном сегодня как Пном Бакенг (отличное место для фотографирования заката над Ангкор Ватом). Была построена насыпная дорога, чтобы соединить Бакенг с Ролуос, находящимся в 16 км к юго-востоку, и вырыт большой барай к востоку от Пном Бакенга – теперь он известен как Восточный Барай и полностью занесен илом. Ясоварман также построил храмы-горы Пном Кром и Пном Бок.
После смерти Ясовармана I власть при узурпаторе Джаявармане IV (правил 928-941/942 гг.) на короткое время переместилась из района Ангкора в Ко Кер, расположенный примерно в 80 км к северу. В 944 г. власть снова ввернулась в Ангкор при правлении Раджендравармана (944-68 гг.), который построил Восточный Мебон и Пре Руп. В период правления его сына Джаявармана V (правил 968-1000/1001 гг.) были построены храмы Та Кео и Бантей Срэй (начало строительства было при Раджендравармане).
Классический период
Так называемый классический период относится ко времени строительства храмов, которые теперь являются основными местами посещения любого тура по Ангкору - Ангкор Вата и города Ангкор Тома. Классическое название вызывает в воображении образы золотого века изобилия и праздного строительства храмов. Но в то время как этот период отмечен бурным строительством, он также является периодом многочисленных смут, завоеваний и неудач. Город Ангкор Том, например, обязан своему существованию тому факту, что старый город Ангкор, который стоял на том же самом месте, был разрушен во время вторжения.
Существует множество споров относительно происхождения Сурьявармана I (правил 1002-1049 гг.) - возможно, он был малайцем, но более вероятно, что он происходил из знатного рода на северо-востоке Камбоджи. Он узурпировал трон посредством стратегических союзов и военных завоеваний. Хотя он и принял индуистский культ короля-бога, он, как считают, придерживался основы махаяна-буддизма и, возможно, даже способствовал росту буддизма в Камбодже. Несомненно, статуи Будды стали более привычными в районе Ангкора в период его правления.
О правлении Сурьявармана I в Ангкоре осталось мало свидетельств, однако его военные подвиги поставили под контроль Ангкора большую часть территории Таиланда и южный Лаос. Его сын – Удаядитьяварман II (правил 1050 – 1066 гг.), продолжил военные походы, расширив империю еще больше. Он построил Бапуон и Западный Мебон.
С 1066 г. и до конца столетия Ангкор снова был поделен между различными претендентами на трон. Первым великим монархом нового режима стал Сурьяварман II (правил 1113 – 1150 гг.). Он объединил Камбоджу и начал военные кампании против Вьетнама, распространив кхмерское влияние на Малайю, Мьянму (Бирму) и Таиланд. Он также отделил себя религиозно от предшествующих королей своим поклонением индуистскому божеству Вишну, которому он посвятил самый большой и самый великолепный из всех ангкорских храмов – Ангкор Ват.
Правление Сурьявармана II и строительство Ангкор Вата знаменуют одну из самых высших точек достижений кхмерской цивилизации. Однако, если не считать, что упадок не был неизбежным, существовали признаки того, что оно приближалось. Как считают, водная система резервуаров и каналов, которая поддерживала сельское хозяйство Ангкора, к тому времени, возможно, подошла к пределу своих возможностей. Строительство Ангкора стало главным истощением ресурсов, и в придачу ко всему этому Сурьяварман II начал гибельную военную кампанию против Дай Вьета (вьетнамцев) в конце своего правления.
В 1177 г. тямы (чамы) из Южного Вьетнама, долгое время находившиеся под властью кхмерской империи, восстали и разграбили Ангкор. Они сожгли деревянный город и захватили его богатства. Четыре года спустя Джаяварман VII (правил 1181 – 1215/1220 гг.) разбил тямов, вытеснил их из Камбоджи и вернул Ангкор.
Правление Джаявармана VII вызывает среди ученых много споров. Оно представляет собой радикальный отход от того, что было у его предшественников. В течение столетий источник божественности короля основывался на индуистском божестве Шиве и изредка на Вишну. Однако Джаяварман VII принял махаяна-буддизм и стал поклоняться Авалокетишваре – Будде Сострадания, в качестве покровителя своего правления. Делая это, он очень возможно мог обратиться к религии, которая уже получила широкую популярность среди его подданных. Также возможно, что разорение Ангкора стало таким ударом по божественности короля, что введение новой религии, как считают, было просто необходимо.
Во время своего правления Джаяварман VII приступил к строительству ошеломляющего количества храмов, главным из которых являлся Байон, расположенный на месте города, разрушенного тямами. Ангкор Том – новый город Джаявармана VII, был окружен стенами и рвом (который стал другим компонентом ирригационной системы Ангкора). Центром Ангкор Тома был Байон – храм-гора, усыпанный каменными лицами, который наряду с Ангкор Ватом, является самым известным из храмов Ангкора. Другими храмами, построенными в период правления Джаявармана VII, являются Та Пром, Бантей Кдэй и Преа Кан. Более того, он перестроил большие храмовые комплексы, такие как Бантей Чмар и Преа Кан, что сделало его несомненно самым плодовитым строителем среди королей Ангкора.
Он также начал большую программу общественных работ по строительству дорог, школ и больниц по всей империи, что проводит параллель с могучей римской империей. Остатки многих из этих дорог и их изумительных мостов по-прежнему можно видеть сегодня по всей Камбодже. Мост Спеан Праптос в Компонг Кдэй в 60 км к юго-востоку от Сием Рипа на Национальном шоссе №6 знаменит больше всего, но еще больше мостов затеряно в лесах на старой ангкорской дороге из Бенг Мелеа до великого Преа Кана.
После смерти Джаяварамана VII примерно в 1215-1220 г. кхмерская империя пришла в упадок. Государственная религия вернулась к индуизму на столетие или более, и массовое иконоборство можно видеть в статуях Будды, украшавших индуистские храмы, которые были уничтожены или переделаны. Тайцы захватывали Ангкор дважды - в 1351 и 1431 годах, подвергнув его полному опустошению. После чего кхмерский двор переехал в Пном Пень, лишь на короткое время вернувшись в Ангкор в XVI в., после чего он был оставлен паломникам, святым и стихии.
Повторное открытие Ангкора
Французское «открытие» Ангкора в 1860-х годах стало международной сенсацией и вызвало большой интерес к Камбодже. Однако «открытие» со всем его романтизмом было чем-то неправильно истолкованным. Сначала, как указывает историк Дэвид Чандлер, когда французский исследователь Анри Муо впервые случайно наткнулся на Ангкор Ват, он посчитал, что это «процветающий монастырь…обслуживаемый более чем 1000 потомственными слугами». Более того, португальские путешественники в XVI в. похоже проходили через Ангкор, упоминая его как «окруженный стенами город». В XVII в. японский паломник даже нарисовал детальный план Ангкор Вата, хотя он по ошибке заключил, что видел его в Индии, а не в Камбодже.
Тем не менее, своей книгой «Путешествие по Сиаму, Камбодже, Лаосу и другим центральным областям Индокитая», изданной в 1863 г., Муо впервые сообщил общественности об Ангкоре. Хотя сам исследователь не сделал никаких таких утверждений, к 1870-м годам он был посмертно признан открывателем затерянного города-храма Камбоджи. Однако фактом является то, что французский миссионер, известный как Шарль-Эмиль Буйево (Charles-Emile Bouillevaux) посетил Ангкор за 10 лет до Муо и опубликовал свой собственный отчет о находках. Он был полностью проигнорирован. А отчет Муо с его богатым описанием и тщательными рисунками карандашом и цветными чернилами храмов, вызвал международное помешательство на этих руинах.
Со времени Муо Ангкор становится целью французских экспедиций. Несколько индивидуалов, таких как Джон Томсон (шотландский фотограф, который сделал первые фотографии храмов и первым высказавший идею, что храмы являются символическим представлением мифической горы Меру), отправились в этот район, однако большей частью не были допущены к нему французскими археологическими группами.
Первую из этих экспедиций возглавил Эрнест Дудар де Лагре и ее основной целью было определить возможность навигации по Меконгу в Китай. Дудар де Лагре умер в верховьях реки в Юньнани, но до того он сделал крюк по пути, посетив храмы Ангкора. Его команда описала свои находки в Ангкоре в Voyage d'exploration en Indo-Chine. Оно содержало ценные археологические подробности.
Луи Делапорт, который присоединился к Эрнесту Дудару де Лагре в его первой экспедиции, возглавил вторую экспедицию в Ангкор. Его целью было создать план монументов и вернуться во Францию с образцами ангкорского искусства. Делапорт привез с собой около 70 образцов, и его зарисовки вызвали интерес ряда парижских архитекторов, которые увидели в монументах Ангкора резкое столкновение форм и функций. Люсьен Фурнеро – архитектор, отправился в Ангкор в 1887 г. и составил план и тщательно выполненные поперечные разрезы храмов, которые оставались самыми лучшими до 1960-х годов.
В 1901 г. Французская школа Дальнего Востока (Ecole Françoise d'Extreme Orient) начала длительное изучение Ангкора, отправив экспедицию к Байону. В 1907 г. Ангкор, который находился под тайским контролем, был возвращен Камбодже, и Школа взяла на себя миссию по его очистке и восстановлению. В этот же год в Ангкор прибыли первые туристы – беспрецедентное число – 200 человек за 3 месяца. Ангкор был «спасен» от джунглей и возвращен современному миру.