Материал подготовлен экспертом WCF (LH/SOSH), Президентом РФОО "Коргоруши" Л.К. Есиной
Меконгские бобтейлы (старое название тайские бобтейлы) – это одна из оживших легенд кошачьего мира.
У кошек этой породы совершенно собачье поведение. Они спокойно ходят на поводке, могут носить различные вещи в зубах, просить с ними играть, бросая разные предметы. У меконг-бобтейлов не убираются когти на задних ногах, и они цокают при ходьбе, как собаки. Меконгские бобтейлы почти не царапаются и, защищая себя, скорее укусят, чем поцарапают. Интересен характер меконгов. Они очень любознательны, всегда находятся там, где и хозяин. Эти кошки, в отличие от других, никогда не отводят взгляда, могут долго смотреть в глаза человеку своими ясно-голубыми глазами. Они разговорчивы, как и другие представители восточной группы, но менее «прилипчивые», чем сиамы.
Интересно, что если в доме живет пара, то главенствующее положение занимает кошка. А при воспитании потомства большую часть заботы на себя берет кот. Он и вылизывает котят, и приучает их к новой пище и туалету, а кошка только кормит и следит, чтобы отец правильно занимался детьми. А если нет, то от затрещин жены и ее брюзжания он не застрахован. И вот что интересно, коты сносят все это стоически, даже не пытаясь противоречить. Да разве можно, если перед тобой голубоглазая «сиамская принцесса».
И еще одно отличие этих кошек от других, которое также связано с легендой: их кожа неплотно прилегает к мышцам практически по всему телу и на ее оттягивание кошка почти не реагирует. Рассказывают, что охраняющим храмы и дворцы Древнего Сиама кошкам нередко приходилось сражаться со змеями. Если бы при укусе змеи яд попадал в кровь, то сторожам бы не поздоровилось. Но укус приходился не в мышцу, а в кожу, где кровеносных сосудов значительно меньше.
История разведения меконгских бобтейлов тесно связана с племенной работой по выведению тайских и современных сиамских кошек и немного трагична. Первые сиамские (а вернее предки всех трех пород) попали в Европу в 1884 году из столицы Сиама Крунг Тхеп (Город Ангелов), позже получившей название Банког. По словам Суэна Гуда, привезшего их в Англию, пара кошек была подарена ему королем Сиама. Из Англии сиамские (как их тогда называли) кошки в 1890 году попали в США. Возможно, что сиамцы попали в Америку и напрямую из Сиама.
Сиамская кошка была у супруги президента США Р.Б.Хейса Люси Уэбб. В Россию первые сиамы попали не в 60-х годах 20 века, как считалось ранее, а были еще в покоях царской семьи в начале века. Многие из первых, попавших в Европу и Америку кошек сиамского окраса, имели ярко выраженные заломы и крючки на хвостах, что являлось для любителей кошек признаком так называемых «королевских сиамов».
Позднее развитие селекционной работы пошло по пути отбраковки кошек с укороченными и изломанными хвостами. Так бы и потерялась очень интересная и интеллектуальная порода кошек. К счастью для меконгских бобтейлов остались энтузиасты, которые в течение многих лет, несмотря на упорное непризнание породы официальной фелинологией, занимались поддерживанием популяции в России.
Кроме этого предки многих наших меконгских бобтейлов были вывезены из стран Юго-Восточной Азии, где короткохвостые кошки – обычное явление. Аль-Шах из Ирака и Кончитта из Китая (владельцы Ивановские), Лаос из Лаоса, Рама из Бирмы, Алсун из Монголии и Ньян из Вьетнама (владельцы Калугин и Лисенкова), пара Збишек и Олеся из Ирана (владелец Опачек), составившие первоначальное поголовье меконгских бобтейлов в клубе РФОО «Коргоруши» (г. Москва).
Кроме этого, потомки вязок бобтейла на длиннохвостую тайскую кошку отличаются по типу от меконгского бобтейла, да и хвосты, как правило, больше 1/4 длины туловища, что являлось и является пороком для данной породы, поэтому такие животные не попадали в племенную работу. Конечно, нам приходилось добавлять в разведение короткохвостых животных сиамского окраса неизвестного происхождения, но при этом проводилась жесткая выбраковка по типу, форме и размеру хвоста, текстуре шерсти и т.д. Кстати, короткохвостые кошки сиамского окраса, вывезенные с их родины и их потомки, очень долго (по кошачьим меркам) живут. Если не случается никакого несчастного случая, то для них 20-25 лет — это норма. При этом животные остаются активными в половом смысле практически до смерти.
Сейчас в «Коргоруши» есть кот Марс, прямой потомок Аль-Шаха и Кончитты, которому 15 октября 2005 года исполнилось 24 года, а в прошлом году он с успехом вязал домашних кошек и давал потомство. Так что его смело можно назвать секс-символом кошачьего мира. У Аль-Шаха и Кончитты последний помёт был, когда коту было 23, а кошке 22 года. Первый стандарт тайских, как их тогда называли, бобтейлов был разработан Ольгой Сергеевной Мироновой (г. Санкт-Петербург) и утвержден на семинаре экспертов-фелинологов членов WCF от России и СНГ по аборигенным кошкам России в декабре 1994 года. Затем он корректировался на заседании Международной Коллегии Экспертов-фелинологов (МКЭФ), проходившем в Москве в 1998 году.
На Международной выставке «Содружество-Гран При Royal Canin» 23-24 ноября 2003 года мы сделали презентацию породы, представив 30 животных разных племенных линий из различных городов России. Они оценивались членами Судейской Комиссии WCF Марион Майстер (Германия) и Ириной Садовниковой (Россия). Было отмечено, что тип животных резко отличается от тайского. Поэтому было рекомендовано предложить другое название для породы, чтобы для любителей кошек не возникала аналогия с тайцами. На заседании Генеральной Ассамблее WCF 14-15 августа 2004 года в Эссене (Германия) порода была утверждена под названием «Меконгский бобтейл» (Mekong-bobtail) с присвоением индексации МВТ.
Сейчас в клубах России, Белоруссии, Латвии, Польши и Германии более 300 меконгских бобтейлов. Основная часть поголовья российских меконгов находится в клубе РФОО «Коргоруши». В настоящее время в России есть животные окрасов сил-пойнт, сил-табби-пойнт, блю-пойнт, блю-табби-пойнт, сил-торти-пойнт, ред-табби-поинт, шоколад-пойнт.