Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Константина Коровина. Наш выбор. Часть 2

Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Константина Коровина, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице. 8 картина. «Летним Вечером у Крыльца» Константин Коровин по праву считается первым и выдающимся русским импрессионистом. Хотя сам живописец сердился, когда его причисляли к представителям этого направления. Мастер говорил, что он выступает за «чистую» живопись, свободную как от строгих канонов академической школы, так и от всяческих направлений и «изюмов». Но глядя на полотно «Летним Вечером у Крыльца» нельзя не заметить, что оно написано в ярко выраженной манере импрессионизма. Здесь и богатство цвета, и контрастные сопоставления, и особенная световоздушная среда, и размашистая техника письма. Изучая наследие Коровина, можно отметить, что в его творчестве очень часто встречаются сельские дома, а именно веранды, крыльцо, передняя. На память сразу приходят картины «За Чайным Столом», «Портрет Фёдора Шаляпина», «Девушка

Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Константина Коровина, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице.

Константин Коровин
Константин Коровин

8 картина. «Летним Вечером у Крыльца»

«Летним Вечером у Крыльца»
«Летним Вечером у Крыльца»
  • Дата создания: 1922 год
  • Размеры: 84 х 64 сантиметра
  • Место нахождения: частная коллекция

Константин Коровин по праву считается первым и выдающимся русским импрессионистом. Хотя сам живописец сердился, когда его причисляли к представителям этого направления. Мастер говорил, что он выступает за «чистую» живопись, свободную как от строгих канонов академической школы, так и от всяческих направлений и «изюмов». Но глядя на полотно «Летним Вечером у Крыльца» нельзя не заметить, что оно написано в ярко выраженной манере импрессионизма. Здесь и богатство цвета, и контрастные сопоставления, и особенная световоздушная среда, и размашистая техника письма.

Изучая наследие Коровина, можно отметить, что в его творчестве очень часто встречаются сельские дома, а именно веранды, крыльцо, передняя. На память сразу приходят картины «За Чайным Столом», «Портрет Фёдора Шаляпина», «Девушка с Гитарой», «Бумажные Фонари» и другие. Но если действия этих произведений разворачивались, так сказать, в экстерьере, то в этой работе автор решил показать нам крыльцо издали. Утопающее в зелени, подсвеченное искусственным светом и светом луны, крыльцо выглядит гостеприимным и романтичным. Автор будто приглашает зрителя следовать дальше.

Коровин смог передать множество живописных нюансов, которые позволяют, несмотря на условную импрессионистскую стилистику, говорить нам о реальности происходящего. Это и беспокойное предсумеречное небо, которое находит своё отражение в витраже веранды, и подсвеченный потолок над крыльцом, и неровный цвет зелени – яркий у переднего плана картины, где достаёт свет, и тёмный до черноты в глубине полотна. Зелень на переднем плане изображена мазками, направленными в одну сторону, что привносит в картину с одной стороны динамизм, а с другой некоторую эфемерность происходящего. Возможно, это совсем и не реальность, а всплывающая в памяти горячо любимая обстановка. Может это именно тот дом, где собирались в своё время представители так называемого абрамцевского кружка, центром которого был меценат Савва Мамонтов.

Это произведение Константин Коровин создал незадолго до того, как навсегда покинул свою горячо любимую родину – по настоятельному совету Анатолия Луначарского живописец отбыл во Францию из нового Советского государства, где никак не мог найти себе места. Известно, что художник очень тосковал по родине. В Европе ему не хватало русской природы, родной речи, берёзок, вот таких вот вечеров у крыльца обычного деревенского дома.

9 картина. «Зимой»

«Зимой»
«Зимой»
  • Дата создания: 1894 год
  • Размеры: 37,2 х 52,5 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

В своей картине «Зимой» художник Коровин выразил чувство любви к природе. Нашему взору открывается красота зимнего пейзажа. Посреди белого снега стоит старый дом из брёвен, а из-за открытых ворот виднеются распахнутые двери. Видимо, крестьянин куда-то очень спешил, что даже двери не успел закрыть. И вот лошадка уже готова двинуться. А за домиком виднеются поля с белоснежным покровом и царственные леса. Цельности картине придаёт гармоничное сочетание серых, голубых и сиреневых оттенков. Мастер кисти придал образу русской зимы задушевности и лиричности. Считается, что рисуя картину, художник был под впечатлением удивительных пейзажей русского живописца Алексея Саврасова, который был его первым наставником. Вся композиция произведения очень сокровенна, здесь всё сосредотачивается на переднем плане картины, ведь всё происходящее замыкается с одной стороны избой, а с другой – изгородью.

Лошадка, которая впряжена в сани – это маленькое пятнышко в самом центре картины. А всё вокруг дышит обычной деревенской жизнью. В светло-серебристую палитру пейзажа художник не вносит оттенков свинца, чтобы не омрачить картину, а передать свежесть воздуха, который предвещает весну. О её скором приходе свидетельствуют тёплые оттенки: тёмно-розовые вещи, развешанные на ограде, желтоватые сани и хомут лошади цвета малины. А если присмотреться хорошенько, то можно увидеть и охристые оттенки. Их Коровин подмешал к серебристым тонам для того, чтобы внести в зимнюю картинку капельку тепла и передать всю прелесть снежного покрова. Эти пастельные тона при помощи рельефного мазка передают истинную атмосферу настоящего произведения искусства. Следует подчеркнуть, что картина «Зимой» положила начало крестьянскому циклу таких великих художников, как Валентин Серов и Исаак Левитан.

10 картина. «За Чайным Столом»

«За Чайным Столом»
«За Чайным Столом»
  • Дата создания: 1888 год
  • Размеры: 48,5 х 60,5 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Мемориальный Историко-Художественный и Природный Музей-Заповедник Василия Дмитриевича Поленова «Поленово» (Страхово, Тульская область, Россия)

Картина «За Чайным Столом» является одной из ключевых работ «жуковского» цикла. Такое название не случайно. Коровин долгое время жил в деревне Жуковка на даче своих близких друзей. Именно там он и создал многие свои шедевры. Творчество художника, без сомнения, стоит отнести к русскому импрессионизму. Во многом его стиль, подбор цветового решения и построение композиции схожи с манерой гениального художника из Франции Пьера-Огюста Ренуара. Как и Ренуар, мастер много времени уделял проработке света и воздуха. Его картины полны лёгкости и воздушности. Именно пейзаж играет первостепенную роль. Люди же на картине служат, скорее, дополнением. Это весьма роднит полотно «За Чайным Столом» с произведениями известного на весь мир Клода Моне. Интересно построена композиция. Она сдвинута относительно центра влево, что создаёт впечатление взгляда «от первого лица». Кажется, что сам Коровин сидел на отодвинутом стуле всего минуту назад.

Сюжет картины отражает обычную загородную жизнь гостеприимных домовладельцев того времени. Герои списаны с реальных персонажей. Это семья художника Василия Поленова и его гости. Среди них Наталья, занятая шитьём. Её лицо безмятежно и умиротворено. Позы остальных выдают некую неловкость и царящее напряжение. Благодаря использованию целой совокупности приёмов, полотно выглядит динамично. Оно напоминает сиюминутный взгляд на происходящее. Картина включает в себя элементы портретной живописи, лучшие пейзажные особенности, хорошо читающуюся сюжетную линию. Она сложная и многогранная, несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту.

11 картина. «Сирень»

«Сирень»
«Сирень»
  • Дата создания: 1915 год
  • Размеры: 92 х 73 сантиметра
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Константин Алексеевич был олицетворением художественной богемы своего времени. Обладающий артистичным характером и яркой харизмой, художник был знаменитостью и любимцем всея Москвы. Обладая недюжинным талантом, и имея рекомендации, он так и не закончил обучение в Академии Художеств. С одной стороны, мешала его увлекающаяся и беспечная натура, с другой – разочарование в методах преподавания и собственная, выбивающаяся на общем фоне свободная и смелая техника письма.

Коровин любил жизнь и наслаждался ею, считал главной задачей творчества делиться радостью и красками окружающего мира в картинах. Основными ориентирами его становления стали работы импрессионистов и постимпрессионистов, а также художников-символистов. Константин Алексеевич пробовал себя на разных поприщах – театр, архитектура, прикладное искусство, писал и экспериментировал с жанрами. Всю живопись творца отличает богатство и яркость красок, света и многообразность счастья.

Новые веянья привнёс Коровин в жанр натюрморта. Ещё в самых первых работах предметы прописывалась им с особой тщательностью. В 1915 году, в период расцвета своего творчества, он написал картину «Сирень». Без сомнения, эта работа исполнена мастерства уже состоявшегося художника-импрессиониста. Чистые лёгкие и выразительные мазки образуют собой многогранное соцветие. Сложные для восприятия при близком рассмотрении, на расстоянии светлые тона букета наполняются светом июньского солнышка. Танцующие на бутылках блики и «вибрирующий» танец очертаний и форм придаёт бездушной композиции живости. Каждый предмет выписан с любовью, без изысканных деталей, но сочными и экспрессивными мазками.

Лёгкость и увлечённость восприятия художника позволяет открыть богатство и особое очарование форм и цвета в простых обыденных предметах. Особая роль при этом отводится цветовым нюансам, игре оттенков, что всё вместе порождает впечатление «движения». Зритель не просто любуется букетом цветов, а чувствует аромат лета и впитывает свет и тепло яркого натюрморта.

12 картина. «Осень»

«Осень»
«Осень»
  • Дата создания: 1917 год
  • Размеры: 87 х 66 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Музей Искусств Узбекистана (Ташкент, Узбекистан)

Осень – самое красивое и грустное время года. Торжественная игра красок листвы, первые дожди и последние лучи солнца. Это во все эпохи привлекало творческих людей: поэтов, писателей, музыкантов, живописцев и фотографов. У каждого своя осень. У Алексея Саврасова она поздняя. Пора тоски и разочарований, написанная в реалистичном стиле в непростой период для автора. У Исаака Левитана это золотое, яркое время года. Много света, глубокая палитра красок, хорошее настроение. У Ефима Волкова мы видим золото листвы, ещё сочную зелень травяного покрова, тихую заводь реки. Картина дарит спокойствие и умиротворение. Ефим Волков – мастер, умеющий своим острым взглядом подметить совершенство пейзажа, отлично владеющий высшим искусством выразить это совершенство на холсте. А непревзойдённый пейзажист Иван Шишкин приглашает нас в торжественный, яркий и загадочный осенний лес.

Картина «Осень» от Константина Коровина – очень смелая работа. Здесь, как в истинном импрессионизме, нет чёткой прорисовки деталей. Широкие, небрежные яркие мазки краски создают осенний колорит и настроение. Единственная прописанная деталь на холсте – маленький сельский домик. Он серого цвета, одноэтажный, с коричневой трубой. Выглядит очень уютно. Так и хочется зайти к хозяевам в гости на чай, отдохнуть. Пастозные мазки хаотичны, лишь на первый взгляд. Рядом с хижиной чётко различима в зелени листвы белоствольная берёзка. Видна просёлочная дорога, усыпанная красными и жёлтыми листьями.

Слева растёт рябина, уже по-осеннему красная. А при более детальном рассмотрении, в вихре осенних красок можно увидеть рыжеволосую девушку, сидящую на скамейке. Будто сама осень пожаловала. На девушке белый сарафан. А рядом сидит маленький мальчик, одетый по-крестьянски. На нём белая рубашка, тёмные штанишки, а на ногах лапти. Коровин в этой работе превзошёл всех своих русских учителей реалистов и французских кумиров импрессионистов. Эта картина – загадка. Чем дольше на неё смотришь, тем больше видишь новых деталей.

13 картина. «Портрет Хористки»

«Портрет Хористки»
«Портрет Хористки»
  • Дата создания: 1887 год
  • Размеры: 53,5 х 41,2 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Полотно под названием «Портрет Хористки» стало новым словом в русском живописном творчестве. Ранее никто из отечественных художников не осмеливался писать в подобном стиле. Коровин стал в некотором роде первооткрывателем. И главной причиной этому стали ярко выраженные черты импрессионизма. Картина написана колоритно, но в тоже время её цветовая гамма отличается некой свежестью. Портрет был написан на балконе в общественном саду. Со слов Коровина, женщина была некрасивая, даже немного уродливая. В самом деле, девушка, изображённая на портрете, смотрится даже несколько несуразно. Глаза направлены куда-то вверх и смотрятся немного косыми. Излишне пухлые губы приоткрыты, а поза, в которой женщина сидит, кажется даже неестественной.

Василий Поленов даже просил Коровина убрать этот шедевр из выставочных работ, так как он никому не нравился. Позднее Коровин снова вспоминал о портрете и рассказывал, что художнику Михаилу Мамонтову напротив картина понравилась настолько, что именно благодаря ей и состоялось знакомство художников. А Мамонтову её передал тот самый Поленов, чтобы они вместе могли разобраться в этой непонятной живописи крупными грубыми мазками.

Лицо женщины в голубой шляпе на фоне зелёной листвы написано ярко и колоритно. Несмотря на холодные оттенки зарисовки, от картины ощущается какое-то солнечное тепло и летний свет. По мнению таких русских художников как Илья Репин и Михаил Мамонтов, портрет хористки вообще был написан испанским мастером. Ещё не зная, кто автор полотна, они утверждали Коровину, что русский так смело писать не может. И это творчество – всего лишь живопись для живописи.

14 картина. «Портрет Артиста Фёдора Ивановича Шаляпина»

«Портрет Артиста Фёдора Ивановича Шаляпина»
«Портрет Артиста Фёдора Ивановича Шаляпина»
  • Дата создания: 1911 год
  • Размеры: 65 х 81 сантиметр
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Хорошо знакомый с импрессионистским Парижем, Константин Коровин написал в этом стиле в 1911 году крупный портрет артиста Фёдора Шаляпина. Фигура музыкального деятеля предстаёт перед зрителем сидящей на низком кресле. Много внимания уделил художник бытовой живописи. Мужчину окружает французская терраса. Перед ним расположен стол, о который Шаляпин облокотился правой частью тела. На сияющей белой скатерти сгруппированы ваза с ярким свежим букетом роз в пышной зелени, стеклянное изысканное блюдце с фруктовым ассорти, красивый графин, большая бутыль вина и бокал с налитым алым напитком.

Фёдор Иванович одет в светлый костюм. Он непринуждённо закинул ногу на ногу. Взгляд чудесного артиста устремлён в открытое окно, откуда видны зеленеющие кусты освещённого солнцем растения. Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта. Ясные глаза открыты навстречу заоконному миру. Позже, оценивая выставленный собственный портрет, Шаляпин вспоминал, как старался удерживать эту обаятельную, артистичную улыбку, позируя Коровину в процессе работы. Задачей портрета является передача внутреннего, душевного состояния в совокупности с внешней формой человека. На полотне с Фёдором Ивановичем отсечены все детали характера и явлена нам лишь чистая эмоция – радость. Необычно и гениально решил задачу русский живописец Коровин.

Музыкант в работе творца выглядит молодым, исполненным жизненных сил, мужественным и статным. Синеватый шёлковый бант выдаёт его артистическую натуру. Счастливое выражение лица порождается утренней свежестью наступившего нового дня. Кажется, солнце отразилось в лице сидящего на веранде мужчины, одарив его теплом и бодростью. Техника портрета – выше всяких похвал. Импрессионизм явлен в динамичных мазках масляной краски, в удачно пойманном мгновении яркой жизни замечательного деятеля искусства, которым так восхищался художник Коровин.