Найти в Дзене

Зачем художнику использовать референсы?

Когда я сама училась рисовать после художки, материалов для обучения было еще ооочень мало - никаких ютубов, тиктоков, пинтереста, стоков с их бесчисленными картинками. Даже книг было не так много, и достать некоторые было довольно сложно. Но, что хуже этого всего вместе взятого - не было информации, а что вообще есть, а как вообще можно. После обучения в художке у меня сидела мысль, что рисовать по фотографии - это читерство, и что настоящие художники никогда так не делают. Что рисование по фотографии - это срисовка, а срисовка - это позор для художника. И что рисовать можно либо только из головы, либо с натуры. Я довольно долго сидела в этом убеждении. Мой прогресс не то чтобы не шел вперед - он стремительно замедлялся и начинал вообще уходить в деградацию, поскольку, когда я вышла из художки, натура пропала, и учиться было не на чем. Я, конечно, пыталась рисовать людей вокруг, но, поскольку от нас это требовали, но не учили этому в художке, ни умения, ни навыка не было, и люди выход
Оглавление

Моя история взаимоотношений с референсами от отрицания до глубокой любви

Когда я сама училась рисовать после художки, материалов для обучения было еще ооочень мало - никаких ютубов, тиктоков, пинтереста, стоков с их бесчисленными картинками. Даже книг было не так много, и достать некоторые было довольно сложно. Но, что хуже этого всего вместе взятого - не было информации, а что вообще есть, а как вообще можно.

После обучения в художке у меня сидела мысль, что рисовать по фотографии - это читерство, и что настоящие художники никогда так не делают. Что рисование по фотографии - это срисовка, а срисовка - это позор для художника. И что рисовать можно либо только из головы, либо с натуры.

Я довольно долго сидела в этом убеждении. Мой прогресс не то чтобы не шел вперед - он стремительно замедлялся и начинал вообще уходить в деградацию, поскольку, когда я вышла из художки, натура пропала, и учиться было не на чем. Я, конечно, пыталась рисовать людей вокруг, но, поскольку от нас это требовали, но не учили этому в художке, ни умения, ни навыка не было, и люди выходили плохо. Натюрморты меня не интересовали как часть собственного творчества.


Я хотела рисовать персонажей, выдуманные миры, известных героев книг и игр. Мне было интересно придумывать мифических и фентезийных существ, но была проблема:
для их рисования натуры то не было.

В какой то момент мне в руки попала книга Ли Хэммонд "Учимся рисовать лошадей". В начале книги были приведен невероятно вдохновляющий пример ее ученицы, как из детского рисунка лошади за короткое время она стала рисовать полноценные работы, которые выглядят очень хорошо.

Но вот что интересно: метод Ли Хэммонд, описываемый в книге, основывался не просто на рисовании с референса - он строился на построении наброска через сетку. Сетка, кто не знает, это еще больший "позор" для художника, чем рисование по фото, потому что тогда считалось, что это вообще не рисование. За такое могли застыдить так, что рисовать бросишь вообще. Сейчас с этим, вроде бы, чуточку получше, но все равно есть убеждения против этого инструмента, очень хорошего, между прочим, для решения некоторых задач.

Метод рисования по сетке
Метод рисования по сетке

Вы не представляете, как тяжело мне было перебороть себя, вышедшую из академического класса художки, с убеждением, что художник ты только тогда, когда рисуешь с натуры или из головы, рисовать через сетку. Но ее работы и работы ее 11-летней ученицы меня восхищали, а мои работы - нет. Так что я начала пробовать.

После художки я не умела строить живых существ, потому что мы этим не занимались, так что сетка помогла мне создавать исходный набросок, а знания светотени и умение штриховать, которые в художке нам дали довольно хорошо, позволили этот набросок доводить до очень даже хорошего финала.

Когда у меня получилось таким образом несколько рисунков, я была в шоке. Это был тот самый переходный мостик, которого мне не хватало, чтобы начало наконец получаться. Да, этот метод не позволял мне рисовать из головы, он даже не позволял менять позы, но благодаря этой книжке я, во первых, вернула очень сильную мотивацию рисовать, а во вторых, начала наконец использовать референсы и рисовать по ним.

Сетку из своей практики я убрала в итоге очень быстро, использую ее только на больших холстах для крупных работ, когда нужно не эго свое потешить тем, что нарисовал набросок сам, а нарисовать его корректно, без искажений, чтобы не обнаружить досадную ошибку уже на финальном этапе работы.


Я стала рисовать по фотореференсам. В основном я использовала фотографии в конных журналах, а затем с развитием интернета и фотки из него. Это позволило наконец использовать какой то вспомогательный материал и рисовать с опорой, а не пытаться строить лошадь из головы, не особо много рисовав и не изучая ее до этого по причине неимения натуры в доступе.

И вот этот этап был важнейшим. Несмотря на то, что это называлось "срисовкой" и по прежнему ощущалось как позор, такое рисование втихую по референсам, скрывая, что рисунки рисовались по ним, позволило изучать различные фигуры, человека, животных, динозавров даже мифических существ. И ключевое здесь - именно изучать.

Потому что как можно нарисовать из головы то, что не видел ни в натуре, ни на фотографиях? Позже я полностью изменила свое мнение относительно референсов, и крайне негативно теперь отношусь не к ним, а к тому, как некоторые художники до сих пор стыдятся их использовать, а также тех, кто презрительно бросает, что это "срисовка".

Так что теперь давайте разбираться, что есть такое референсы, почему они полезны, как их избегание останавливает ваше художественное развитие, а также что такое срисовка и почему стоит навсегда избавиться от этого слова.

Референсы или натура?

Референсы - это фотографии или модели объектов, по которым очень удобно рисовать. По большому счету, когда вы рисуете с натуры, происходят практически те же самые процессы, но плюс натуры в том, что ее можно покрутить, подвигать, посмотреть на нее поближе, подальше и с разных сторон, а плюс фотографии в том, что можно рисовать то, что в натуре вам не доступно - например, многих животных, архитектуру, технику, мифических и фентезийных существ и персонажей.

В этом плане референсы могут выполнять разные роли, о чем мы поговорим дальше, но основная для них - это учебная. По референсам вы анализируете строение, светотень и форму, пропорции и цвет, и рисование по ним с параллельным их анализом и изучением позволяет рисовать ваши объекты и существ лучше и точнее.

Конечно, натура в этом плане дает больше пользы, в том числе потому, что на ней можно отследить движение, что будет крайне важно для рисования живых существ. Благодаря этому, даже не особо понимая внутреннее строение, вы сможете более-менее правдоподобно менять позы и рисовать движение живых существ. Но все же здесь есть риск ошибки, поэтому, даже рисуя с натуры, вам очень нужно будет знать строение того, кого вы рисуете. Не игнорируйте анатомию и не упирайтесь в то, что любую фигуру, даже живую, можно построить через примитивы: вписать то фигуру и ее части в них можно, но примитивы не описывают внутреннее строение и механику движения, в случае живых существ они являются вспомогательным, а не основным инструментом построения.

Итак, натура, безусловно, полезна, но у нее есть ряд недостатков:

  • очень маленькое количество натуры доступно
  • рисовать и изучать живых существ с натуры сложно из-за их подвижности (попробуйте нарисовать летящую птицу) и вместе с тем нахождении большей части времени в стандартных позах (попробуйте порисовать коров в разных позах, когда они пасутся)
  • невозможно изучить мифических и фентезийных существ, а также героев книг, фильмов и игр
-9

И вот эти все задачи отлично закрывает собой референс. Поскольку он статичен и никуда не улетит и не убежит, вы можете не торопясь его изучать, анализируя более глубоко не только строение, но и светотень и другие элементы. И это крайне важный и полезный аспект обучения. Качественная работа с референсом и его анализ параллельно с рисованием позволят значительно сократить время на изучение какого либо объекта.

Кроме того, благодаря фото референсам вы можете рисовать то, что не доступно вам в виде натуры: от архитектуры до редких животных.


Так что референсы - это прекрасный инструмент для обучения. Но здесь обязательно должна быть оговорка:
они будут полезны только в том случае, если вы не просто перерисовываете референс по контуру или используете сетку, как в моем рассказе, а если именно анализируете форму, изучаете ее поведение, и накладываете эти знания на понимание строения.

Вот это - очень важный момент, что в рисовании с натуры, что с референсов. Рисование от контура, не понимая, а почему он здесь так проходит, в некоторых случаях тоже полезно, но глобально является тупиковым. Без понимания внутреннего строения вся дальнейшая работа - это то же, что строить дом на глаз и без фундамента.

Так, например, в рисовании любых объектов - это понимание логики перспективы и умение ее изобразить и построить объект с ее учетом, а в рисовании живых существ - это, в первую очередь, их анатомия. Не бойтесь слова анатомия: вся она для всех живых существ базируется на одном общем для всех принципе, и этот принцип можно изучить за 10 минут, но зато он даст вам полное понимание, как вообще образуется рельеф поверхности существ и почему куда что сгибается.

Этот принцип вы можете посмотреть в первых уроках моего курса "Персонаж. База" - он доступен вам как демо доступ бесплатно.

Ну а если хотите научиться строить живых существ, приходите на полный курс, а если вас интересуют объекты и перспектива - приходите на курс "Скетчинг".

Итак, мы разобрали, что референсы - это очень полезный инструмент для обучения рисованию. Но давайте разберем еще несколько частых убеждений, которые вредят вашему прогрессу.

Референсы портят фантазию

И первое такое убеждение - что использование референсов портит фантазию. Но на самом деле все ровно наоборот: глядя на референсы, изучая их, вы наоборот накапливаете визуальный опыт, который дальше ляжет в основу вашей фантазии, потому что фантазия - это генерация идей на основе вашего накопленного опыта.

Таким образом, чем больше ваш опыт, чем больше всего вы видели и изучали, тем больше простор для вашей фантазии, потому что ей буквально просто будет с чем работать.

Проще говоря, если вы не знаете, как выглядит жираф, вы не сможете его нарисовать.

Если рисовать по референсам, то будет сложно рисовать без них

Второе частое убеждение - что рисование по референсам уводит от рисования из головы, что это будет делать все сложнее. Но это тоже не так. На самом деле рисование из головы базируется на 2 вещах:

  • понимание внутреннего строения объекта или живого существа
  • накопленный визуальный опыт и практика отрисовка этого объекта или существа в разных ракурсах

Особенно это касается живых существ из за того, что они имеют очень разную форму своих частей тела в разных ракурсах, разных поворотах и при разных сгибах. То есть согнутая нога лошади в профиль и согнутая нога лошади в три четверти - это, можно сказать, визуально совершенно разные ноги, которые будут выглядеть по разному из за работы мышц и их размещения на теле, которое становится видимым по разному в разных ракурсах.

-10

Соответственно, чтобы их нарисовать корректно из головы, нужно сначала нарисовать их корректно по референсу или с натуры.

Чем больше разных ракурсов и поз нарисуете, тем больше ракурсов и поз сможете выдать уже из головы. Иначе получится ситуация, когда вы освоили, например, только профиль кошки, и теперь получается рисовать только профиль. Это логично.

С другой стороны, рисование из головы складывается не только из объема нарисованных частей тела в разных ракурсах, иначе бы рисование от контура тоннами позволяло рисовать из головы, а оно не позволяет. Понимание внутреннего строения просто обязательно, если вы хотите хотя бы менять позы. И тут снова напоминаю, что внутреннее строение - это не сложно и не так страшно, как звучит. Это всего один принцип, который можно изучить и понять за 10 минут.

Так что, если вам сложно рисовать без референсов, обратите внимание:

  • рисовали ли вы в других ракурсах, чтобы положить эти самые ракурсы в свою память и память вашей руки
  • понимаете ли вы внутреннее строение

Срисовка

К сожалению, использование референсов, которое работает настолько на пользу художнику, если использовать их с умом, до сих пор часто стараются пристыдить, назвав работу, нарисованную по референсу, срисовкой.

Это абсолютно негативное явление, поскольку единственная цель такого комментария - пристыдить человека, вернуть его к мысли, что он не настоящий художник. Очевидно, что люди, которые употребляют слово "срисовка" в таком значении, вообще не имеют представления об учебном процессе и в целом того, как происходит процесс рисования.

Более того, срисовка - это бытовой термин, не имеющий никакого значения, потому что все представляют его себе по разному.

Обвинить другого в срисовке, если человек работал по референсу - ну, мало того, что бестактно, так еще и не имеет смысла, т.к. эта работа могла быть учебной, эта работа не могла быть создана без референсов, что, например, часто происходит в боле реалистичных стилях, где нужен больший контроль и информации для точности передачи, а еще эта работа могла быть коммерческой.

А в коммерческой иллюстрации имеет роль в первую очередь точность, законность, соответствие критериям заказчика и скорость выполнения работы. Но разговор про коммерческую иллюстрацию - это уже совсем другой разговор.


В общем, срисовка - бестолковое понятие, которое напрочь может затормозить весь процесс и прогресс в рисовании. Вспомните мою историю, которую я вам рассказала. Поэтому, если вы используете его по отношению к себе - прекращайте это делать и точно опишите, какой процесс вы осуществляете, например: это учебная работа и вам надо разобраться с определенным ракурсом или, например, вы работаете в стиле, в котором невозможно досконально представить себе все нюансы светотени и взаимовлияния объектов.

Если вы в свой адрес слышите, что это срисовка по фото и что "так каждый может", пожелайте успехов человеку попробовать самому и поймите, что он просто совершенно не в теме рисования. Я в таких случаях обычно отправляю человека в бан, т.к. часто обвинение в срисовке граничит с грубостью и не является продуктивным диалогом.

Можно ли рисовать по чужим рисункам и иллюстрациям?

Этот самый термин "срисовка" еще часто употребляют по отношению к рисункам, нарисованным по рисункам. И вот здесь его негативная окраска действительно более уместна, но из за того, что термин по прежнему бытовой и все его понимают по разному, использовать его тоже не корректно. Лучше понимать и называть происходящее другими словами, которые и объяснят, и определят законность и этичность.

Так, например, рисование рисунков по чужим рисункам незаконно, этот процесс нарушает авторское право. Вы не можете перерисовать чужой рисунок и считаться автором этой работы, а также, по сути, говорит, что это ваша работа. Тем более нельзя такое продавать. Но про авторское право я как нибудь отдельно запишу вам видео, дайте знать в комментах, если эта тема вам интересна.


Но при этом несмотря на абсолютно четкое определение закона существует ситуация, в которой рисовать по чужим рисункам можно. Это учебный рисунок, который вы создаете исключительно для себя, в стол, с целью понять логику автора, его работу, его стиль и т.д. В этом случае практика копирования очень полезна, но главное помнить, что такие работы идут исключительно в стол.

Другая ситуация - это учебная работа, когда работа другого автора используется как референс для вашего построения.

Здесь снова помним про особенности учебной работы и что она идет только в стол, но также помним и то, что, используя арт как референс для построения, вы можете повторять ошибки и неточности за автором исходной работы.

Поверьте, очень много работ, которые выглядят на первый взгляд неплохо, содержат кучу ошибок, и поэтому использовать их как референс не стоит, чтобы не копировать себе эти ошибки. Лучше использовать фото референс - так надежнее.

Разные способы использования референсов

И, наконец, поговорим о том, как можно использовать референсы, потому что далеко не всегда это полное копирование.

  1. Полное копирование (пойдем в списке от обратного). Этот способ используется, если вы создаете, например, фотореалистичное изображение. В этом случае крайне важно следить за законностью создания вашей работы.
  2. Учебный рисунок для построения. В этом случае можно отступать от референса, а его роль является именно учебной, он нужен для опоры, анализа и построения вашего рисунка. По таким рисункам часто понятно, по какому референсу их рисовали.
  3. Донор позы/ракурса. В этом случае референс можно использовать не полностью, а частично, и даже комбинировать рисунок из нескольких разных референсов. В этом случае исходный референс можно даже не определить по рисунку, что подходит коммерческой иллюстрации.
  4. Референс деталей - когда нужно подглядеть какой то элемент, который вы просто не знаете, как выглядит и из чего состоит. Часто используется в рисунке интерьеров, предметки, персонажей в одежде и с атрибутикой. Эта же категория референсов часто дает идеи и как раз увеличивает фантазию.
  5. Референсы на стиль/цвет/атмосферу. В этом случае могут использоваться не только фото референсы, т.к. полное копирование их не идет. Такие референсы дают вам общую информацию о цвете, линии, формах, некоторых стилистических деталях и т.д. Грубо говоря, если вы никогда не рисовали аниме стилистику, то без референсов на этот стиль сделать это похоже будет сложно. В таких референсах вы анализируете не объект, а его исполнение, и берете себе что то на заметку.

Курс "Персонаж. База"
Курс "Скетчинг"