Найти в Дзене

Матвей Блантер и его "Катюша"

В творчестве этого отечественного композитора ярко представлены песенные и танцевальные жанры прошлого века. Будучи почти его ровесником, он отразил в своей музыке все изменения и потрясения, коснувшиеся человека в XX веке. Более того, именно его музыка, чутко откликающаяся на запросы времени, стала звуковым образом эпохи 1920-х, 1930-х, 1940-х, 1950-х годов. Даже если вы не слышали его имени, то вы точно знаете его всемирно известные песни: «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Моя любимая», «В городском саду» и многие другие. 10 февраля исполнилось 122 года со дня рождения Матвея Исааковича Блантера. В содружестве с отечественными композиторами он создавал то, что многие из нас назовут «советской песней», такой душевной и такой разной. Матвей Блантер родился 10 февраля (по новому стилю) 1903 года в маленьком городке Почепе Черниговской губернии (на Украине), в семье крупного промышленника, владевшего стружечным заводом, керосиновыми складами, успешно торговавшего зерном. В скором времени

В творчестве этого отечественного композитора ярко представлены песенные и танцевальные жанры прошлого века. Будучи почти его ровесником, он отразил в своей музыке все изменения и потрясения, коснувшиеся человека в XX веке. Более того, именно его музыка, чутко откликающаяся на запросы времени, стала звуковым образом эпохи 1920-х, 1930-х, 1940-х, 1950-х годов. Даже если вы не слышали его имени, то вы точно знаете его всемирно известные песни: «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Моя любимая», «В городском саду» и многие другие. 10 февраля исполнилось 122 года со дня рождения Матвея Исааковича Блантера. В содружестве с отечественными композиторами он создавал то, что многие из нас назовут «советской песней», такой душевной и такой разной.

Матвей Блантер родился 10 февраля (по новому стилю) 1903 года в маленьком городке Почепе Черниговской губернии (на Украине), в семье крупного промышленника, владевшего стружечным заводом, керосиновыми складами, успешно торговавшего зерном. В скором времени семья переехала в Курск, где судьба мальчика только определялась.

Музыка в его жизни появилась случайно. Зайдя по поручению мамы к соседке, он увидел открытый рояль. Инструмент был старый, «разбитый», но будущего композитора к нему тянуло как магнитом.

Родителям не оставалось иного выбора как купить у соседки рояль. Обучение музыке проходило довольно легко и уже через год мальчик играл довольно сложный репертуар – сонатины М. Клементи и инвенции И.С. Баха. Композитор вспоминал, что «Мама покровительствовала моей увлечённости музыкой, пригласила для меня учительницу. Когда в начале войны четырнадцатого года в Курск эвакуировалось из Риги музыкальное училище, я был принят туда на фортепианное отделение». Кроме того, он не пропускал ни одного концерта в Курске! Так как билеты были дорогими, он договорился о том, что будет переворачивать страницы аккомпаниаторам и пианистам. Знакомство с виртуозом-виолончелистом Григорием Пятигорским и скрипачами Михаилом Эрденко, Михаилом Прессом привело юного музыканта к решению осваивать новый инструмент – скрипку!

Но и великим скрипачом ему было не суждено стать. Найти свой путь в музыке ему вновь помог счастливый случай: «на уроке теории и сольфеджио, посмотрев мой четырёхголосный хорал, профессор Н.С. Потоловский спросил меня, четырнадцатилетнего юнца, не пробовал ли я сочинять? Вопрос этот я запомнил и позволил себе роскошь подумать о сочинительстве». Но времена были суровыми, в стране шла гражданская война и юноша устраивается работать концертмейстером в клубе воинской части, где ему предоставляется полный простор для импровизации. Направлением его музыки в 1920-е годы становится так называемая «легкая» музыка – эстрадные песни и танцы. В них слышны отголоски джаза, фокстрота и танго – например, «Джон Грей», «Фудзияма», «Багдад», «Сильнее смерти». Запрос на эту музыку был столь высок, что появились многочисленные джаз-банды, для которых писали будущие классики советской песенной и танцевальной эстрады – А. Цфасман, И. Дунаевский и, конечно, М. Блантер.

Но все было не столь радужно и приходилось вести ожесточенную борьбу за существование, искать новый стиль – советский джаз (см. сюжет кинофильма «Мы из джаза» (реж. К. Шахназарова, 1983) как раз рассказывает об одном таком коллективе). О композиторах-песенниках не лестно высказывались их коллеги из академической среды, что добавляло трудностей на пути к «своему слушателю».

-2

Однако Матвею Блантеру вновь повезло и его пригласили работать в Магнитогорский драматический театр. Блантер вспоминал: «Было это в тридцатом году. Города Магнитогорска как такового ещё и не существовало. Улицы только проектировались. Рабочие жили в бараках. Но одним из первых зданий они возвели Драматический театр. На премьеру спектакля шли со знамёнами, как на праздник. Билеты распределялись по бригадам — в качестве награды за выполнение плана. На Магнитке я стал писать другие песни. Но первой, если можно так сказать, удачей моей считаю «Мальчишку взяли под Иркутском» на стихи Иосифа Уткина, написанную в тридцать первом году».

Характер его произведений изменился, как изменилась и массовая песня. Она стала главным жанром советской пропаганды, она стремилась отразить явления, происходящие в жизни страны. И в этом она конкурировала только с кино, которое стало звуковым. Впрочем, это не было настоящей конкуренцией, так как вскоре песня «полилась» с киноэкранов. Радио и грампластинки также делали песню популярной. Поменялось отношение к «легкой» музыке, она звучала в парках, около каруселей и аттракционов, на танцевальных площадках. Палитра интонаций и ритмов была крайне широка: от цыганских напевов до неаполитанских мелодий, от фокстрота и танго до дроби чечетки и звучания гавайской гитары. Интонации бытовых жанров – романса, вальса, плясовой, лирической песни – получили необычное особое продолжение в творчестве Матвея Блантера. И вот наступает 1938 год... Напряжение чувствуется в каждом глотке воздуха: «близится война» ... Именно тогда рождается знаменитая песня «Катюша», ставшая поистине народной! (По материалам публикации https://proza.ru/2015/03/02/1950)

-3

Стихи будущей песни Михаил Васильевич Исаковский (1900 – 1972) начал писать в начале 1938 года. Поэт сочинил первые две строфы, а потом работа застопорилась… И может быть, они так и остались бы не дописанными, если бы не композитор Матвей Блантер. Он как-то спросил у Исаковского, нет ли у него стихов, на которые можно написать музыку. Поэт предложил первые 8 строк «Катюши»

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла...»

Работа над песней тоже шла нелегко, композитор сочинил много вариантов, пока не появилась мелодия «Катюши», в которой оригинально соединились и лирическая песня, и плясовые ритмы, и героические интонации.

Но песни всё ещё не было, так как стихотворение по-прежнему оставалось незаконченным… Так продолжалось до лета того же года, пока авторы не встретились вновь, и Исаковский передал Блантеру несколько вариантов окончания песни. «Мы выбрали из них строчки о бойце-пограничнике, которого любит и ждёт Катюша», – вспоминал композитор.

По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на неё. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и сёлам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой весёлой, что когда-то пела над рекой».

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Её именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, – реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом –
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.

Впервые песня «Катюша» прозвучала 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Вместе с оркестром под управлением Виктора Кнушевицкого её исполнила певица Валентина Алексеевна Батищева. Она так понравилась офицерам, сидевшим в зале, что еще трижды прозвучала на «бис».

https://vkvideo.ru/video403901846_456241826

Достаточно любопытным является тот факт, что «Катюша» стала использоваться в марше «Primavera» («Весна» в переводе с испанского) в 250-й дивизии вермахта, состоявшей из испанских добровольцев, так называемой «Голубой дивизии». Как ни странно, любили песню и другие противники СССР в той войне: гитлеровцы, распевавшие её на немецком языке, и финны, исполнявшие «Карельскую Катюшу». Со временем «Катюша» разошлась по всему миру: стала гимном итальянских партизан под названием «Свистит ветер». В той же Италии был и второй вариант исполнения легендарной песни под названием «Катарина». Союзникам по антигитлеровской коалиции «Катюша» также пришлась по вкусу, а после войны песню запели даже китайцы... (По материалам публикации https://arzamas.academy/materials/2107)

Во время Великой Отечественной войны композитор ездил на передовую в составе фронтовых бригад. Сюжеты песен появлялись не за письменным столом, а непосредственно через сопереживание боли, горя и радости побед. Так появилась песня на слова К. Симонова «Жди меня», она звучала в фильмах «Парень из нашего города (1942) и «Жди меня» (1943).

Композитор М. Блантер, поэт М. Светлов, композитор Т. Хренников, редактор корпусной газеты М. Козловский и др. (слева направо) в освобожденной советскими войсками Польше
Композитор М. Блантер, поэт М. Светлов, композитор Т. Хренников, редактор корпусной газеты М. Козловский и др. (слева направо) в освобожденной советскими войсками Польше

В послевоенные годы тема войны в песнях М. Блантера (например, «Летят перелетные птицы» (слова М. Исаковского, 1948), «Пушки молчат дальнобойные» (слова М. Матусовского, 1963)) сочеталась с песнями о мирной жизни («Лучше нету того цвету» (слова М. Исаковского, 1946) «В городском саду играет» (1947), «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (1962), «Черноглазая казачка» (1966)). Особым лирическим чувством проникнут цикл песен-размышлений на стихи Булата Окуджавы, созданный в 1967 году.

Всего М. Блантер написал около 2 (!) тысяч песен. «По моему глубокому убеждению, — говорил композитор, — лирика — один из важнейших жанров песенного искусства. Через лирику можно раскрыть большую тему общественно-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека».

-5

Матвей Блантер – подлинный мастер песенного жанра, его композиции навсегда вошли в золотой фонд песенной культуры, его песни стали символом своего времени. И теперь они способны «рассказать» молодому поколению многое о жизни и подвигах их предков. Уникальность песен композитора состоит в том, что в них сочетаются и чувства его современников, и вечные непреходящие ценности – долг, верность и любовь.