Крутейшее кино о женской сексуальности, в котором плохая девочка вместо наказания получает сплошные вознаграждения.
Фильм начинается со сцены горячего супружеского долга, в котором Николь Кидман красиво оседлала Антонио Бандераса и испускает вздох экстаза и облегчения одновременно с ним. Как только муж засыпает героиня торопится в другую комнату, где тайком кончает под порно о доминировании. Никаких звуков сладострастия — она затыкает себе рот, чтобы никто не стал свидетелем её позора.
Героиня считает позорными свои фантазии о насилии, считает их последствиями странного детства, проведенного в секте. Она 19 лет в браке и всё это время симулировала удовлетворение. Её долг — изо всех сил стараться быть хорошей женой, матерью, красавицей, бизнесвумен.
У супругов прочные, теплые, проверенные временем отношения, но тема секса не раскрыты. Муж остается в заблуждении, что всё отлично, а жена это заблуждение поддерживает, считая свои потребности неуместными. Сцена, где она из-под покрывала стыда пытается намекнуть, что ей нравится пожестче, кончается иронично. Она: накрой мне голову подушкой ("давай уже, наконец, попробуем то, что меня возбуждает, чтоб не пришлось прикидываться"). Он: не могу, я так чувствую себя насильником (хотя настоящее насилие над собой его жена совершает каждый раз, имитируя удовольствие).
Однажды по пути в свой шикарный офис она видит как потерявшаяся собака в испуге нападает на человека. Прохожие застыли в страхе, лишь один молодой мужчина уверенным тихим движением успокаивает собаку, чешет ей за ушком, хвалит, возвращает хозяйке. Роми заворожена этим проявлением спокойной власти. Поэтому когда укротитель собаки оказывается стажером в её компании, она невольно останавливает на нём свой взгляд.
Между Роми и Сэмюэлом разворачивается почти безмолвный диалог, который быстро приводит их в номер дешевой гостиницы. Режиссер Халина Рейн выстраивает эти интеракции виртуозно, на мой взгляд. И очень круто, на полутонах играет свою роль Харрис Дикинсон. Кстати термин "babygirl" имеет слэнговое значение "миловидный, эмоционально доступный мужчина" и также может использоваться для обозначения "плохиша", который скрывает за брутальностью нежное сердце и уязвимость.
Сэмюэл может быть робким, как и ожидается от молоденького новичка в могущественной корпорации. Но в нем есть и непосредственность, похожая то ли на наивную бестактность, то ли на дерзость, в зависимости от точки зрения. Он нащупывает и проверяет границы, он отступает, как только чувствует сопротивление, а не желание. Он играет повелителя, не упиваясь безграничной властью, а используя доминирование как инструмент удовольствия в четких рамках игры по взаимному согласию.
На чем строится характер Сэмюэла, для меня остается тайной. Мы мало знаем про него, но можно предположить, что у него непростая предыстория, в которой он вынужден был вертеться ужом на сковородке. Развивать эмпатию и чувствительность к малейшим переменам воздуха. Вероятно, он формировался в стороне от понятий о добропорядочном винтике потребительского перепроизводства. Его тело покрыто татуировками, на шее золотая цепура, снаружи это прикрыто униформой будущего клерка, но ведет он себя гораздо более свободно и творчески.
Роми стала директором огромной компании, потому что на заре карьеры её выбрало строгое жюри, искавшее сотрудников определенного типажа — аналитичных, целеустремлённых, рассудительных, амбициозных. Отличных работников, способных достигать многого в рамках корпораций и посчитать, сколько шариков для пинг-понга поместится в комнате.
Сэмюэл тоже не боится математических задачек, но его карьерный путь строится, в том числе, благодаря эмоциональному интеллекту, умению видеть, что именно людям нужно. Он располагает к себе людей непосредственно, без усилий, поворачиваясь к ним той стороной, которая отвечает их потребностям. И ему нравятся все расклады, в которых он участвует. С Роми он один, с Эсме другой, с мужем Роми третий и в каждом из случаев остается собой, поэтому ему комфортно и в его поведении не ощущается лицемерия.
А для Роми притворство — важнейший способ адаптации. Она вежливо улыбается, избегает острых углов, маскирует некрасивую правду, в том числе потому, что считает, что правда может быть некрасивой, неприличной, опасной.
Финал у фильма благополучный потому, что Роми находит в себе силы прекратить притворство. Она признается мужу в связи с любовником и рассказывает о тех мотивах, что заставили её искать впечатлений вне семьи. И поскольку в их браке все-таки есть место любви, доверию и они ценят свои отношения, что-то в них меняется в лучшую сторону, в сторону большей целостности и принятия.
Интересную роль в фильме играет помощница Роми - незаменимая Эсме. Она давно просит о повышении, а в итоге получает его вроде как шантажом. Но эта манипуляция проделана настолько мягко, что можно назвать её взаимовыгодным договором и оптимальным решением. Эсме считает поведение Роми злоупотреблением властью, но эта ошибка не стирает значимости наследия Роми для компании и образа женщины в бизнесе. Эсме предъявляет Роми одновременно и свое неодобрение и свое уважение.
Когда одна женщина ревниво топит другую, проигрывают в итоге и участницы конфликта, и вообще все женщины, работающие в сфере, где до недавнего времени заправляли одни только мужчины. Осознавая это, Эсме предлагает Роми решение, в котором никто не теряет, но все приобретают.
Муж Роми явно считает себя феминистом, для мужчины поколения Антонио Бандераса он просто совершенство. Порядочный и добрый, любит свою жену, разделяет с ней семейные заботы, близок с детьми. Он стремится к равноправию и политкорректности. Джакоб - театральный режиссер и в своем творчестве он исследует противостояние женщины ограничениям мужского мира, мы видим, что он ставит пьесу "Гедда Габлер", затрагивающую эту тему. Но в его картине мира смесь патриархата и феминизма породила слепую зону: жена всегда довольна в постели - видно, мы идеальная пара; настоящий мужчина - джентльмен в постели, играть в хищника нехорошо и опасно; женский мазохизм - манипуляция, он существует только в мужских фантазиях.
И все же муж, сам того не желая, оказывается в более выгодной позиции. И сам того не осознавая пользуется преимуществом. Ведь это не ему приходится годами прикидываться, что его удовлетворяет секс в браке. Он очень доволен собой и своей жизнью в семье, своей прогрессивной моральной позицией, и не допускает мысли, что что-то не так.
Режиссёр Халина Рейн демонстрирует, что мужчина, максимально расположенный к женщине, может оставаться во власти устаревших стереотипов. Но питая искреннюю привязанность и уважение к партнёрше, он готов воспринимать новую информацию и развиваться в отношениях.
Мне кажется, ответственность за проблемы в браке лежит на обоих супругах. Жена молчала из страха потерять семью, муж не лез глубоко вникать в отношения, которые выглядят отлично. Но когда они эту ответственность на себя принимают, появляется возможность совместно решить, достаточно ли отношения ценны, чтобы принять урок к сведению и поменять устоявшуюся рутину.
А Сэмюэл и Эсме выглядят в этом эротическом триллере для тех, кому за 50, загадочным новым поколением, которое дает олдам шанс перезагрузить свою жизнь и пользоваться всеми преимуществами нового этического пространства.
В этом пространстве принципиально взаимное согласие — каждый из партнеров несёт свою часть ответственности за отношения. В нём ключевой ценностью становится честность перед собой и близкими, а эта честность невозможна без отважного принятия себя и своих особенностей. В нём, кажется, меньше ярлыков и негативных оценок (но это не точно), во всяком случае, многие устаревшие понятия о греховности и порочности пересматриваются.
Я фильм посмотрела с большим удовольствием — он красиво снят, передаёт эротическое напряжение, терзания героини, волнующую тайну непонятных, а все же понятных новых отношений. Мне понравились бережное отношение режиссёра к героям и зрителям и благополучный финал.
Интригующей загадкой для меня стал Харрис Дикинсон, из-за которого я вообще пошла фильм смотреть. До этого видела актера в сериале "Убийство на краю света", собственно, он это шоу определил для меня своим присутствием. Подумываю посмотреть ещё что-то из его фильмографии, в то же время, любопытно посмотреть и на другие работы Хелины Рейн.
Для Николь Кидман эта роль не может не стать знаковой. Она перекликается со многими другими работами в её карьере. Глядя на роботизированный конвейер доставки и идеальную семью Роми, я вспоминала "Степфордских жён", в теме измены и неудовлетворенной в браке сексуальности всплывает, конечно, ассоциация с "Широко закрытыми глазами", даже в недавнем сериале "Идеальная пара" Кидман играет героиню чем-то напоминающую Роми. Любопытно было бы расспросить актрису, как все эти роли влияют на её личное развитие.
В "Плохой девочке" много внимания уделяется красоте героини. Она появляется обнажённой, демонстрируя неподвластное времени тело, её лицо часто показывают крупным планом, так что глаз постепенно привыкает к особенностям взросления под контролем хирурга. Мы видим, как Роми делают косметические уколы. Нет сцен, где бы она сражалась с тренажёрами или бегала по утрам, но нам понятно, что выглядеть как девочка-малышка, как baby girl для Роми важно.
Широко распахнутые глаза, губки бантиком, вежливая улыбка - портрет "хорошей девочки", но в то же время портрет Николь Кидман, которая на эту роль пришла. Искусственная красота и стремление к вечной молодости становятся в картине фоновой темой. И мне даже не вполне понятно, вечно молодая героиня - это высказывание режиссёра или просто реальность, с которой в Голливуде работают по умолчанию. Впрочем, тема женской красоты и стандартов старения - отдельная, мы с вами ещё "Книжный клуб" не обсуждали, муа-ха-ха!
Скажем так, я на внешность героини реагирую нервно, могу пуститься в рассуждения и протесты. Но все остальное в фильме оказалось настолько точно сделанным, что к концу просмотра я все свои негодования утешила, всему нашла место и объяснение. Возможно, даже пересмотрю его, что по нынешним временам почти аномальный уровень моего зрительского доверия и восторга.