Найти в Дзене
Nadiamobail

Почему мы красим яйца?

Окрашивание яиц на Пасху – это древняя традиция, имеющая несколько слоев символического значения. "Самым почитаемым праздником в Древнем Египте являлся разлив Нила. Известно, что 6000-7000 лет назад египтяне в эти дни дарили друг другу яйца, ими также украшали храмы и различные святыни. Похожие традиции были у древних греков, персов, римлян. Археологи часто натыкаются на гробницы, а также на простые могилы, где лежат яйца. При этом древние египтяне для погребенных ритуалов много тысяч лет назад раскрашивали яйца символами. Более того, для самых богатых делали золотые или мраморные яйца — древние верили, что благодаря яйцу мертвый сможет переродиться. Археологи встречали подобные находки также при раскопках Трои и в Центральной Африке. Первые крашенные яйца были красными. Этот цвет у большинства древних народов, как и само яйцо, являлся символом новой жизни. К примеру, племена эпохи Каменного века посыпали могилы красной охрой, а позже многие азиатские народы окрашивали яйца в красный ц

Окрашивание яиц на Пасху – это древняя традиция, имеющая несколько слоев символического значения.

"Самым почитаемым праздником в Древнем Египте являлся разлив Нила. Известно, что 6000-7000 лет назад египтяне в эти дни дарили друг другу яйца, ими также украшали храмы и различные святыни. Похожие традиции были у древних греков, персов, римлян. Археологи часто натыкаются на гробницы, а также на простые могилы, где лежат яйца. При этом древние египтяне для погребенных ритуалов много тысяч лет назад раскрашивали яйца символами. Более того, для самых богатых делали золотые или мраморные яйца — древние верили, что благодаря яйцу мертвый сможет переродиться. Археологи встречали подобные находки также при раскопках Трои и в Центральной Африке.

Первые крашенные яйца были красными. Этот цвет у большинства древних народов, как и само яйцо, являлся символом новой жизни. К примеру, племена эпохи Каменного века посыпали могилы красной охрой, а позже многие азиатские народы окрашивали яйца в красный цвет и ставили их на стол во время поминальных обедов. И они тоже верили, что яйцо, окрашенное в красный цвет — это символ перерождения. Известно также, что древние римляне красили яйца охрой и брали их с собой в храм, так как верили, что они помогут очиститься от грехов. На дальнем севере тоже были похожие традиции. Древние ирландцы обмазывали яйца кровью принесенных в жертву животных за неделю до весеннего солнцестояния, потом прятали их, а в праздник съедали всей семьей.

Таким образом, можно заметить, что яйцо и красный цвет — это символы жизни. Одними из самых почитаемых праздников у большинства древних народов были дни весеннего солнцестояния. Весна — это время посева, а люди всяческими способами просили богов и духов дать им в этом году хороший урожай. Пасха тоже приходится на эти дни, и постепенно традиция красить яйца перешла в христианство."https://www.dvaveka.ru/blog/istoriya-paskhalnogo-yaytsa/

Яйцо как символ новой жизни и воскресения: Яйцо само по себе является символом жизни, скрытой внутри скорлупы, и нового начала. В христианской традиции оно стало символом воскресения Иисуса Христа, символизируя выход из гроба и переход к вечной жизни.

Красный цвет как символ крови Христа: Красный цвет – самый распространенный цвет пасхальных яиц. Он символизирует кровь, пролитую Иисусом Христом на кресте ради спасения человечества.

Легенды и предания: Существует несколько легенд, объясняющих происхождение традиции. Одна из них гласит, что Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию сообщить о воскресении Христа. Император не поверил ей и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем мертвый воскреснет. В этот момент яйцо, которое держала Мария Магдалина, стало красным.

Наиболее близкая к Евангелию — про пи́санки: Христос несет крест, ему встречается Симон Киринеянин, который несет корзину яиц. Он ее ставит на землю и помогает нести крест на Голгофу. Вернулся — а яйца у него красные, красивые, пестрые. Это удивительное превращение обычного повседневного предмета в красивый путем божественного вмешательства — и одновременно символ отличия человека, как награда.

Другой сюжет: Христос воскрес и пошел по деревне в сопровождении детей, лепил снежки и детям раздавал. Эти снежки с кровью, которая капала из его рук, — как раз яйца. Тут важно не только то, что они красные, а что они красные именно по этой причине.

Во всех сюжетах много нюансов, но важен прецедент, который возводит к начальной точке истории — к распятию Христа, из-за которого красный цвет оказывается базовым. При этом в некоторых культурах яйца могли красить и в другие цвета. Например, у сербов существовало разделение: красный для мужчин, желтый — для женщин. В синий и черный их красили к поминальным дням пасхального цикла. На самом деле, яйца много где красят, не только на Пасху — к Фомину воскресенью, Красной горке, Юрьеву дню, Радунице, Проводам и на Троицу.

-2

  • Весенний обряд: До принятия христианства яйца красили в языческих культурах как символ весеннего обновления и плодородия. С приходом христианства этот обычай был адаптирован и получил новое религиозное значение.

-3

Таким образом, окрашивание яиц на Пасху – это многозначный символ, объединяющий в себе темы воскресения, новой жизни, жертвы и надежды.

Несмотря на то что сегодня продается огромное количество специальных красителей, многие все равно предпочитают старый бабушкин способ – луковую шелуху. Если подержать яйца в отваре совсем немного, получится желтый оттенок, подольше – коричневый, а кожура красного лука может подарить даже оригинальный фиолетовый цвет. Чтобы крашенки получились более красивыми, отвар шелухи лучше приготовить заранее. Сначала надо залить ее на 2-3 часа холодной водой, потом поставить на огонь и кипятить в течение 10 минут. После этого отвар процедить и остудить. На следующий день в нем можно варить и красить яйца.

-4

Первое пасхальное яйцо имеет символическое толкование. Во время пасхального завтрака оно могло делиться между членами семьи. У балканских славян, наоборот, существовал запрет на съедение первого яйца целиком. В Полесье первое яйцо иногда съедали вместе со скорлупой — веря, что это поможет им не страдать от жажды во время жатвы.

У сербов и болгар первое яйцо называется «страшник». Он защищает от грома — а это одна из серьезных фобий для традиционной культуры. Его хранят год: держат у икон, кладут в садовые деревья, чтобы они хорошо росли. Идея в том, что при множественности предметов первый наделяется особым смыслом, и страшник играет важную роль. Это же яйцо могли помечать восковым крестом и в Юрьев день обносить вокруг деревни, чтобы уберечь посевы от града.

Мы все знаем, что яйцами нужно биться. Но это верхушка айсберга. Главное — их надо есть. Ими разговляются. Люди отстояли пасхальную службу, при том, что накануне они ничего не ели, они возвращаются домой, у них накрыт стол.

Со скорлупой существует много сюжетов, часто связанных с потусторонним. Ее можно отправить по реке, бросить в текучую воду — река в конечном счете попадает на тот свет, и по скорлупе покойники узнают, что наступила Пасха. И можно ее вторично использовать в ритуалах, потому что любой освященный предмет обладает некоторым свойством менять к лучшему положение дел. Скорлупу можно закопать под садовые деревья, в огород, дать клевать курицам. Болгары скорлупу первых пасхальных яиц смешивали с навозом и залепляли ей ворота двора для защиты.В советское время получилось так, что Пасха стала основным поминальным днем. Эта традиция осталась и сейчас: в последние годы организуются специальные автобусы, которые возят на кладбища. Между тем, с точки зрения церкви, это категорически неправильно. Пасха — праздник новой жизни, а для поминовения усопших установлены специальные родительские дни — среди них Радоница, 9-й день после Пасхи.

В фольклорной традиции Радоница понимается как Пасха мертвых. Считается, что весть о воскресшем Христе приходит мертвым с запозданием, но если не посетить кладбища в этот день, они так и не узнают о воскресении. В Белоруссии это официальный выходной, в который все поголовно едут на кладбище.

Для традиционной культуры посещение кладбища важно — это отрефлексированная идея, что мы приходим к покойникам в гости на совместную трапезу и их угощаем. И яйца им тоже носят. Их катают по могиле, крестообразно или просто туда-сюда от головы к ногам, потом разбивают и там оставляют — либо закапывают в могилы или привязывают к могильным крестам.

Любая традиция многослойная и многоуровневая, и в пасхальных обрядах и верованиях существует нечто вне христианских сюжетов и предписаний: интерпретации, символы, игры. Это относится и к символике пасхального яйца. В нем иногда пытаются увидеть символику оплодотворения, важную для аграрного цикла — весна, скоро время, когда надо пахать и сеять. Но и шире того — яйцо символизирует новую жизнь, вечную и бесконечную.

-5