Найти в Дзене
VK Play

Как Valve «убивает» Dota 2: неудобная правда о будущем игры

Оглавление

Рассуждаем, почему MOBA теряет свою аудиторию, а разработчики «ничего с этим не делают»

Как Valve «убивает» Dota 2: неудобная правда о будущем игры
Как Valve «убивает» Dota 2: неудобная правда о будущем игры

Одна из самых популярных MOBA в мире и одно из главных «детищ» Valve переживает серьезный кризис. За последние пять лет Dota 2 стремительно теряет аудиторию: если в октябре 2022-го количество одновременных игроков превышало 1 млн пользователей, то в апреле 2025-го показатель составляет всего 644 тыс. И постоянному падению онлайна не помогают ни масштабные обновления, ни релизы новых персонажей, ни даже выход сюжетных событий.

Устойчивое снижение интереса аудитории к игре, особенно у молодого поколения, связано со множеством факторов: недостаточная поддержка со стороны Valve и кадровый кризис на киберспортивной сцене создают серьезные проблемы для будущего Dota 2. В этом материале мы подробно обсудим причины упадка игры и проанализируем ошибки компании-разработчика.

В материале присутствует критика, направленная не на саму Dota 2, а на подход к ее развитию. Игра по-прежнему обладает огромным потенциалом, который медленно гаснет из-за текущей стратегии Valve.
Скоро Dota 2 отпразднует 12-летие
Скоро Dota 2 отпразднует 12-летие

Финансовая стратегия Valve: от успеха к стагнации

История Dota 2 напоминает классический сценарий взлета и постепенного спада. С момента выхода MOBA прошла путь от инновационного проекта до игры, которой, судя по всему, не хватает должного внимания со стороны разработчиков.

2013 год — после длительного периода бета-тестирования Dota 2 официально выходит. Игра становится феноменом, а также главной сенсацией в киберспорте, удивляя геймеров по всему миру огромными призовыми фондами — по меркам тех времен — на чемпионатах. Valve сосредоточила значительные ресурсы на развитие Dota 2, выпуская регулярные обновления и добавляя новый контент.

The International становится одним из главных событий в киберспортивной индустрии. Призовые фонды ежегодных чемпионатов росли в геометрической прогрессии, устанавливая новые рекорды. Это помогло как привлечь внимание миллионов зрителей к трансляциям крупных турниров, так и нарастить аудиторию в самой игре. Кстати, об упадке интереса к The International можно прочитать в отдельном материале.

В 2017 году выпустили сразу двух новых героев — Pangolier и Dark Willow
В 2017 году выпустили сразу двух новых героев — Pangolier и Dark Willow

После 2017 года ситуация начала меняться. Valve постепенно переключила внимание с активного развития на поддержку существующего контента. Крупные обновления стали выходить реже — некоторые приходилось ждать по шесть месяцев и дольше. В то же время, не стоит забывать, что компания занималась и другими играми вроде CS:GO. Шутер также приносил Valve хорошую прибыль, на фоне которой Dota 2 могла перестать быть приоритетным проектом.

Стоит отметить и уникальную систему работы в Valve: компания не делится на отделы, все разработчики берутся только за то, что им интересно. А работа над Dota 2 и ее киберспортивной составляющей требует постоянной вовлеченности и монотонных действий. Поэтому на вопрос: «Почему Valve "все равно" на игру» можно лишь ответить: «Компания и так успешна по всем показателям, зачем ей что-то менять?».

«Доте», чтобы она нормально развивалась, необходим огромный штат народу, который будет работать постоянно, кропотливо, ежедневно и ТОЛЬКО над ней. Как вы уже поняли, наверное, в Valve такая ситуация невозможна априори.
Ярослав NS Кузнецов, стример и бывший профессиональный игрок в Dota 2

В итоге финансовая стратегия Valve изменилась с активных инвестиций на постепенное сокращение ресурсов. Может, на саму компанию это никак не повлияло, но для Dota 2 подобный подход означает лишь стагнацию и потерю популярности.

Ошибки в монетизации

Баснословные призовые

Призовой фонд The International в 2021 году удивил всех
Призовой фонд The International в 2021 году удивил всех

С момента выхода монетизация Dota 2 прошла разные этапы, но сейчас она кажется системой с огромными проблемами. Одна из главных — раздутость призовых фондов на соревнованиях. На самом первом The International в 2011 году разыграли $1,6 млн, а в 2021-м — рекордные $40 млн. Рост хоть и привлек внимание со стороны геймеров, СМИ и даже политиков, но создал серьезные проблемы для игровой экосистемы.

По теме:

The International по Dota 2 больше не главное событие киберспорта?
Киберспорт — серьезный труд или развлечение?

Модель краудфандинга через Battle Pass, добавленная в 2013 году, казалась гениальной: игроки получают косметические предметы, а призовой фонд The International растет до астрономических сумм. Вроде все довольны, но система породила нездоровую динамику. Профессиональные игроки ставили для себя лишь одну цель — собрать сильный состав и выиграть TI. Пара неудач, новоиспеченная команда распадается, а стабильность киберспортивной сцены подрывается. Про-игроки перестают выполнять контрактные обязательства, а клубы не могут выстраивать долгосрочные отношения с рекламодателями. Как итог — все в минусе.

Valve, осознав масштаб проблемы, просто отменила Battle Pass в Dota 2. Теперь вместо него игроки получают «Компендиум», а призовой фонд The International соответствует уровню 2013 года, не превышая $3,1 млн. Для сравнения: на TI 2021 разыгрывают $40 млн, а на TI 2024 — $2,4 млн. Останется ли турнир престижным после настолько большого падения? Очевидно, нет.

Перенасыщение рынка «косметикой»

Battle Pass в Dota 2 с кучей действительно крутых наград
Battle Pass в Dota 2 с кучей действительно крутых наград

Другая критическая ошибка в монетизации Dota 2 — это количество косметических предметов. Каждый Battle Pass или акт недавнего сюжетного события «Павшая корона» включали в себя невероятное море «косметики». Подобная стратегия быстро обесценивает каждый предмет.

В отличие от Counter-Strike 2 (и CS:GO), где предметы сохраняют или увеличивают свою стоимость с течением времени, скины в Dota 2 практически гарантированно теряют ценность. Valve создала такую систему, что предмет в MOBA может взлететь в стоимости только в том случае, если его в дальнейшем нельзя будет получить.

Баланса между киберспортом и массовыми игроками — нет

В Dota 2 было действительно много интересных «кастомок», которые навряд ли сейчас работоспособны
В Dota 2 было действительно много интересных «кастомок», которые навряд ли сейчас работоспособны

Valve успела «взбудоражить» и другую часть пользователей, мечтающих внести свой вклад в Dota 2. Речь идет о создателях кастомных игр, которым Valve строго-настрого запретила любую коммерческую деятельность или, проще говоря, монетизацию. Это произошло после того, как юридический отдел Valve внезапно обнаружил, что в «кастомках» есть микротранзакции.

Разработчики пользовательских игр оказались в безвыходном положении, ведь поддерживать работоспособность «кастомок» и добавлять в них новый контент — все же тяжелый труд. А над некоторыми проектами работали целые команды.

Но данная проблема глубже. Valve создала систему, где игра требует постоянного обновления баланса, но все эти изменения были направлены преимущественно на профессиональную сцену. Как пример, целый киберспортивный сезон Lina была главной угрозой, после чего была ослаблена разработчиками. А что касается героев, которые «вечно не в мете»? Кому есть дело до опыта обычного игрока? Вопросы остаются без ответов. А результат заметен сразу — притока новичков в Dota 2 просто нет.

Valve не рекламирует Dota 2

Компания проявляет удивительное безразличие к продвижению своих киберспортивных продуктов. Valve не только не инвестирует в рекламные кампании, но и ограничивает маркетинговые возможности внутри игры.

В 2024 году киберспортивная сцена была крайне удивлена: Valve ввела запрет на любую внутриигровую рекламу во время The International. Ограничения охватили все формы спонсорских интеграций с командами: от рекламных баннеров до логотипов партнеров на одежде и в никнеймах про-игроков.

Возникает вопрос, а нужна ли Dota 2 реклама? Ответ очевиден: да. Отсутствие маркетинговой стратегии напрямую сказывается на притоке новых игроков. Без активного привлечения свежей аудитории Dota 2 превращается в замкнутую экосистему, в которой «варятся» лишь опытные и возрастные пользователи. Если раньше был стереотип, что в MOBA от Valve играют только школьники, то сейчас попробуйте встретить в ней хотя бы одного юного игрока.

Конкуренция на рынке

Классическое сравнение Dota 2 и League of Legends
Классическое сравнение Dota 2 и League of Legends

Пока Dota 2 переживает нелегкие времена, рынок MOBA-игр продолжает активно развиваться. Конкуренты не только привлекают новых пользователей, но и осваивают новые платформы. В пример можно привести мобильный гейминг, в котором жанр MOBA показывает отличные результаты. Успешными уже стали Mobile Legends: Bang Bang и League of Legends: Wild Rift. Valve даже предприняла попытку войти на мобильный рынок, выпустив Dota Underlords, которую за несколько месяцев после релиза скачали более 8 млн пользователей. Но вскоре компания прекратила ее поддержку.

Конкуренты Dota 2 появляются не только на глобальном рынке, но даже в самой экосистеме игры. Например, в киберспортивной индустрии у The International завелся серьезный конкурент — Riyadh Masters от Федерации киберспорта Саудовской Аравии, призовой фонд которого в 2023 году составил $15 млн. И организаторы Riyadh Masters привлекают спонсоров, в отличие от Valve.

Другим конкурентом Dota 2 стала, как ни странно, еще одна игра Valve под названием Deadlock. Соревновательный шутер с элементами MOBA по игровому процессу крайне напоминает Dota 2, из-за чего может проявить себя как киберспортивная дисциплина. Явный сигнал о смещении приоритетов компании в сторону новых проектов.

Заключение

Hoodwink в Dota 2
Hoodwink в Dota 2

Цифры не лгут: онлайн Dota 2 падает, призовые фонды The International уже не те, и игра теряет позиции на рынке MOBA-игр. Но на этом история «Доты» не заканчивается, ведь сообщество фанатов все еще насчитывает сотни тысяч преданных игроков, а трансляции собирают миллионы зрителей. «Хоронить» игру рано, но Valve стоит задуматься об изменении подхода к ней.

Будущее Dota 2 целиком и полностью лежит в руках Valve. Если компания намерена сохранить жизнеспособность игры, ей стоит найти баланс между киберспортивной составляющей и потребностями обычных пользователей, обдумать систему монетизации и привлечь разработчиков. Без этого некогда популярнейшая MOBA рискует повторить судьбу своих давних конкурентов, как, например, Heroes of the Storm.

Поделитесь в комментариях, считаете ли вы, что Dota 2 медленно «умирает»? Что нужно сделать разработчикам, чтобы исправить это?

Dota 2
38,9 тыс интересуются