Найти в Дзене
Адвокат Ирина Царёва

Новая глава в российском оружейном экспорте: Правительство предлагает особый правовой режим для гражданского экспортного оружия

Оглавление

На фоне укрепления позиций России на международных рынках товаров двойного и специального назначения правительство РФ инициировало новый законопроект, цель которого — упростить правила экспорта гражданского оружия и боеприпасов к нему. В частности, речь идет о введении специального правового режима для так называемого «гражданского экспортного оружия», что позволяет российским производителям выпускать продукцию по стандартам стран-импортеров, не нарушая при этом внутреннее законодательство РФ.

Эта инициатива отражает необходимость устранения текущих противоречий между российскими техническими регламентами и зарубежными требованиями к характеристикам гражданского оружия. Анализируем, в чем суть предложенных поправок, какие законы затрагиваются, и какие последствия будут иметь изменения как для производителей, так и для системы государственного контроля.

Действующее регулирование экспорта гражданского оружия

В настоящее время экспорт гражданского оружия регулируется несколькими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»
  • Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «Об утверждении Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»
  • Приказ МВД РФ от 17 апреля 2009 г. № 288 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы гражданского и служебного оружия»
  • Таможенное законодательство, включая положения ТК ЕАЭС и закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

В рамках действующего регулирования любой образец оружия, предназначенный для экспорта, должен проходить экспертизу в Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД), даже если он не предназначен для внутреннего рынка и изначально спроектирован под стандарты иностранного государства. Это создаёт избыточную административную нагрузку и снижает конкурентоспособность российских производителей на международной арене.

Что предлагает законопроект

1. Введение нового понятия — «гражданское экспортное оружие»

Предлагается дополнить Закон «Об оружии» новой статьей 3.1, в которой будет закреплено понятие:

Гражданское экспортное оружие — оружие и патроны, производимые исключительно с целью поставки за пределы Российской Федерации в соответствии с техническими требованиями зарубежного контрагента, предусмотренными внешнеторговым контрактом.

Ключевая характеристика — невозможность его легального использования или обращения внутри РФ.

2. Освобождение от российской криминалистической экспертизы

Законопроект предусматривает отмену обязательного прохождения сертификации и испытаний на соответствие российским требованиям (в том числе ГОСТ, МВД и т. д.) для "экспортных" образцов, если они:

  • Не предназначены для использования в РФ;
  • Производятся в соответствии с контрактом с иностранной организацией;
  • Соответствуют стандартам страны-импортера (например, SAAMI, CIP и т.д.).

Это исключит ситуацию, при которой продукция, соответствующая международным стандартам, не может быть экспортирована из РФ из-за несоответствия российским криминалистическим требованиям (например, длина ствола, емкость магазина, бесшумная стрельба и пр.).

3. Специальная маркировка экспортного оружия

Каждая единица гражданского экспортного оружия будет подлежать обязательной отличительной маркировке, которая:

  • Должна быть ясно видимой;
  • Не может быть удалена без механического вмешательства;
  • Будет однозначно отличать данное оружие от моделей, разрешенных к обороту в РФ.

Это требование гарантирует невозможность нелегального попадания экспортного оружия на российский рынок, а также упрощает контроль со стороны надзорных органов.

4. Установление особого режима государственного контроля

Проектом предполагается создание отдельного механизма таможенного и экспортного контроля, включая:

  • Прямую фиксацию экспорта в соответствии с контрактами;
  • Возможность упрощённого оформления в ФТС;
  • Ведение отдельного реестра "экспортного" оружия и его компонентов.

Правовое обоснование изменений

1. Отграничение оборота оружия на территории РФ и за ее пределами

Принцип территориальности российского законодательства позволяет законодателю установить отдельные режимы оборота для продукции, не предназначенной для использования внутри страны.

Согласно ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ:

«Права и обязанности по гражданскому законодательству возникают, изменяются и прекращаются в силу действий лиц и событий, с которыми закон связывает наступление юридических последствий».

Если гражданское оружие изначально не предназначено для использования в России, к нему не должны применяться те же правила, что и к внутреннему обороту.

2. Соответствие международным обязательствам России

Законопроект не противоречит Конвенции ООН 2001 года против транснациональной организованной преступности, а также международным соглашениям по экспортному контролю, включая:

  • Конвенцию о международных стандартах для огнестрельного оружия;
  • Стандарты Брюссельской постоянной комиссии (CIP);
  • Требования международных торговых ассоциаций (SAAMI, ANSI и др.).

Таким образом, нововведение не создаёт пробелов в контроле и соответствует обязательствам РФ по международному регулированию торговли оружием.

Практические последствия и преимущества

Для производителей:

  • Упрощение процедуры сертификации — меньше издержек на экспертизу;
  • Ускорение поставок — больше гибкости при выполнении экспортных контрактов;
  • Расширение географии экспорта — возможность создавать оружие под любой стандарт, включая экзотические модели.

Для государства:

  • Снижение нагрузки на МВД и ФТС за счёт исключения избыточных проверок;
  • Прозрачный контроль благодаря обязательной маркировке;
  • Рост экспортных доходов и развитие оружейной промышленности как сектора высоких технологий.

Для международных партнёров:

  • Прямой выход на российский рынок производителей с возможностью выпуска оружия "под заказ";
  • Более предсказуемые сроки поставок и соответствие локальным нормативам.

Заключение

Предложенный законопроект — важный шаг в модернизации законодательства об оружии в контексте экспортной политики России. Он позволяет снять устаревшие ограничения, которые затрудняли российским компаниям конкуренцию на международном рынке оружия и боеприпасов, при этом обеспечивая высокий уровень контроля и безопасности.

Создание специального режима для "гражданского экспортного оружия" придает ясность, юридическую определенность и эффективный баланс между экономическими интересами государства и требованиями безопасности. Его принятие не только укрепит экспортный потенциал отрасли, но и станет примером точечного законодательного вмешательства, направленного на оптимизацию регулирования без ущерба для правопорядка.

.