Два дня пребывания в зимнем Торжке пронеслись удивительно быстро. Приехали мы в городок очень-очень ранним морозным воскресным утром.
Рассвет занялся, когда мы, уже основательно продрогшие, подходили к хостелу. Немного отогревшись в хостеле "Дом колхозника" и напившись горячего чая, отправились осматривать культовые достопримечательности города.
Начало нашей февральской поездки в Торжок описано здесь:
У хостела оказалось очень удачное месторасположение и всё было в шаговой доступности.
Церковь Воскресения Христова, 1779 год
"Мороз и солнце - день чудесный". По довольно скрипучему морозцу мы дошли до монастырской трапезной, что у Борисоглебского монастыря. Трапезничать не стали.
А уже оттуда было рукой подать до недействующего храма - церкви Воскресения Христова, построенного в 1779 году.
С высокого берега Тверцы от церкви открывается чудесный вид на противоположный берег. Есть даже "смотровые" качели. Мы не рискнули присесть на них. Уж слишком морозно было.
Борисоглебский монастырь, XII век
Очень холодно было фотографировать. У меня пальцы мгновенно леденели. Поэтому мы с радостью посетили богослужение в Спасской церкви Борисоглебского монастыря.
Новоторжский Борисоглебский монастырь основан в XII веке. Он практически ровесник Киево-Печерской лавры. Листайте галерею.
У монастыря довольно трагическая история, как и у всех храмовых сооружений России:
- после революции 1917 года в здании располагалась тюрьма строгого режима;
- в 1982 году здесь находился лечебно-трудовой профилакторий;
- затем помещение занял историко-этнографический музей;
- в 1993 году храмовый комплекс вернули верующим.
На территории монастыря находится Свечная башня со смотровой площадкой. До революции на втором этаже башни была церковная библиотека, а на первом - свечная лавка. Отсюда пошло и название башни.
Благовещенская церковь, 1758 год
Буквально наискосок от Борисоглебского монастыря находится Благовещенская церковь - одно из самых красивых строений в Торжке.
в зимний период создаётся ощущение, что церковь парит над землёй: голубые купола на светло-голубом небосводе над заснеженной землёй.
Она стоит на высоком холме, что позволяет любоваться изящным пятикупольным храмом издалека. Эта церковь, сочетающая в себе элементы русско-византийского стиля и эклектики, считается одним из символов города.
Благовещенский каменный храм был построен в 1758 году. Его престолы освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи, а теплый придел в трапезной — в честь Архистратига Божия Михаила.
Поскольку был воскресный день, мы с дочкой успели на утреннюю службу в Благовещенский храм, а заодно погрелись. Нас никто не пытался выгнать.
Реконструкция Новоторжского Кремля на земляном валу XI века
Через дорогу от Благовещенского храма на вершине древнего земляного вала находится Новоторжский Кремль, вернее его реконструкция.
Практически пустая поляна обнесена частоколом. Когда-то тут стояла стена высотой в 4 метра и 11 башен.
На поляне находятся реконструкция исторического вооружения и небольшая экспозиция пыточных сооружений.
Всё можно потрогать и. при необходимости, даже испытать, конечно же, на себе. Ознакомившись с исторической справкой, то есть инструкцией по эксплуатации, мы поверили на слово и воздержались от опытных испытаний.
Есть в Новоторжском Кремле деревянная избушка без окон, но с дверью. В этой избушке представлены образцы оружия и экипировки древних воинов.
Естественно. что это не исторические экземпляры, а образцы, изготовленные современными мастерами, для исторических реконструкций.
Всё это великолепие можно не только потрогать, но и поносить, то есть примерить на себя.
Собственно это и сделал Кирилл из Липецка. Я же попросила у него разрешения выложить его фото в облачении древнего воина в своей статье.
Общий вес его экипировки: шлем, кольчуга и латы. - составил 25 кг. Без помощи оруженосца очень сложно всё это на себя надеть, как, впрочем, и снять.
Рассказ о древнем оружии и амуниции был очень интересным, тем более с наглядной демонстрацией.
Спасо-Преображенский собор 1815-1822 годы
Со смотровой площадки Новоторжского Кремля открывается отличный вид на Спасо-Преображенский собор, являющийся подворьем Борисоглебского монастыря. Листайте галерею.
Этот собор эпохи ампира возведен на берегу реки Тверцы в 1815—1822 годах. Храм входит в ансамбль собора Спаса Преображения и церкви Входа Господня в Иерусалим.
Церковь св. Георгия Победоносца (1805 год) и Знаменская церковь (1784 год)
Ныне не действующая церковь Святого Георгия Победоносца, построена в 1805 году, находится в строительных лесах. Поэтому детально здание рассмотреть не представляется возможным.
Рядом с Георгиевской церковью находится один из оригинальных памятников церковной архитектуры Торжка.
Этот двухэтажный храм во имя Знамения Креста Господня в Иерусалиме с приделом святой великомученицы Екатерины построен в 1784 году.
К сожалению, здание сильно испорчено советскими послевоенными переделками и утратило свой первоначальный облик.
Время подходило к обеду и мы направились в столовую № 1 по мосту через реку Тверца.
По мостику мы с дочкой вышли на Тверецкую набережную к очень интересному угловому зданию.
На возвышенности за зданием виднелись два церковных купола, принадлежащих Воскресенскому собору и Предтеченской церкви.
Даже издали видно, что здания находятся в очень плачевном состоянии.
Отобедали в столовой № 1 - довольно популярном заведении Торжка. Местоположение у столовой очень удачное: практически в историческом центре города, на набережной, недалеко от пешеходного моста.
Из окна столовой открывается потрясающий вид на реку Тверца. Ценник небольшой: обед на двоих обошелся нам в 600 руб. К тому же мы взяли с собой в гостиницу сырники и пожарские котлеты.
Дарине котлеты не понравились, так как были изготовлены хоть и с душой, но не по классическому рецепту.
Как отметила дочка: "Мама, у тебя котлеты вкуснее, поскольку ты их готовишь не из куриного фарша, а из мелко порубленного куриного мяса".
Я ей пообещала. что по приезду домой в Белгород обязательно приготовлю настоящие пожарские котлеты по рецепту 1853 года.
Воскресенский монастырь, XVI век
После обеда в столовой поднялись по лестнице к бывшему Воскресенскому монастырю. Неприятно поразила настоящая разруха буквально в пяти шагах от Тверецкой набережной.
На плакате во дворе монастыря написано следующее:
"Новоторжский Воскресенский монастырь впервые упоминается в XVI веке (первая письменно зафиксированная дата 1597 год).
Первые церкви монастыря были деревянными. Существующий сегодня архитектурный ансамбль создан в XVIII-XIX веках.
Собор во имя Воскресения Христова построен в 1796 году, в нём два престола: верхний - во имя Воскресения Христова, нижний - во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы.
В 1840 году построен храм Иоанна Предтечи, круглый, с двумя престолами: главный посвящен Усекновению Главы Иоанна Предтечи; второй, на хорах - Сошествию святого Духа на Апостолов.
В 1778 году монастырь обнесли каменной стеной с четырьмя башнями. с двумя воротами: въездными - с запада, входными - со стороны набережной.
В одной из башен была устроена часовня, в другой - библиотека и архив.
За высокой четырехметровой оградой находились: покои игуменьи, странноприимный корпус, больница на 10 коек, хозяйственные постройки, 30 деревянных домиков, в которых жили монахини.
При монастыре был приют и школа для девочек-сирот и девочек из бедных семей.
С 1842 года на территории монастыря находилась школа для девушек духовного звания. Послушницы монастыря писали иконы, готовили приданое для богатых невест, занимались плетением кружев, вышиванием.
Монастырь закрыт для богослужения в 1925 году."
Как говорится: ни добавить. ни убавить.
Крестовоздвиженская церковь, 1750 год
Недалеко от Воскресенского монастыря находится не действующая с 1929 года Крестовоздвиженская церковь.
Каменное здание Воздвиженской церкви с колокольней было построено в 1750 году на месте деревянной церкви (упоминаемой в Писцовой книге Торжка 1625 года) на средства купца Морозова и других прихожан.
В 1788 г. и 1842 г. здание перестраивалось. В 1842 году храм был восстановлен, его обнесли каменной оградой с металлической кованой решеткой.
В Крестовоздвиженской церкви свято чтилась память преподобного Трифона Печенгского (или Кольского), просветителя лопарей. По преданию, он был сыном священника этого храма.
На этом наше знакомство с храмами Торжка завершилось. Мы устали, уходились и намерзлись. С небольшим запасом провизии для ужина мы вернулись в хостел.
Поскольку в понедельник музеи Торжка не работали, мы запланировали на этот день побывать в магазине золотного шитья и музее вертолётов. Благо, вход в эти объекты находился в одном и том же здании под названием "Сувенирный дом".
Про вертолёты читайте в следующей части.