В советском кино героев Конан Дойла играли не только Василий Ливанов и Виталий Соломин. Да, нам трудно представить другого Шерлока Холмса и другого доктора Ватсона, а между тем, в СССР были и других экранизации классических английских детективов. В том числе и снятые в весьма легкомысленных жанрах.
Вечером в воскресенье 13 января 1980 года всего лишь по Четвертой программе ЦТ СССР состоялась премьера телевизионного художественного фильма «Голубой карбункул». Похоже, наши телевизионные начальники не верили, что картина придется по душе советским зрителям.
В роли Шерлока Холмса хорошо узнаваемый литовский актер Альгимантас Масюлис. По-русски он говорил с заметным акцентом, а потому в фильмах центральных киностудий его почти всегда переозвучивали. В этот раз голос у главного героя от актера Анатолия Кузнецова (товарищ Сухов).
Доктора Ватсона сыграл ленинградский актер Эрнст Романов, много снимавшийся в советском и российском кино, но в основном в эпизодах и ролях второго плана.
А сама вольная, даже чересчур вольная, экранизация одноименного рассказа о приключениях великого сыщика была поставлена на киностудии «Беларусьфильм» в 1979 году специально для Центрального телевидения.
В основе сюжета история похищения уникального бриллианта (карбункула), которого незадачливый воришка засунул в глотку рождественского гуся. Вот только птицу по ошибке отнесли на рынок и продали.
Кстати всех неравнодушных к братьям нашим меньшим нужно сразу предупредить – гусей в фильме мучают нещадно!
В том же 1979 году режиссер Игорь Масленников на «Ленфильме» и тоже для телевидения снял 2-серийную ленту «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Премьера первого фильма из великого цикла с Ливановым и Соломиным состоялась по Первой программе ЦТ СССР через 2 месяца после «Голубого карбункула».
К сожалению, такое «соседство в эфире» сыграло с картиной белорусских кинематографистов злую шутку. Никто не захотел больше видеть еще одного советского Холмса.
Да и те зрители, что познакомились с версией от «Беларусьфильма», остались в некотором недоумении…
А все потому, что «Голубой карбункул» это не классический остросюжетный детектив с непредсказуемой концовкой, а музыкальная кинокомедия, где сюжет, прежде всего, должен связывать песни, шутки и гэги. Оригинальный рассказ Конан Дойла сам по себе довольно легкомысленный, а в пересказе режиссера-дебютанта Николая Лукьянова вообще превратился в водевиль.
И если зритель правильно настроится, будет понимать, чего следует ожидать от фильма, не исключено, что «Голубой карбункул» ему придется по душе.
В картине прекрасный актерский состав. Да исполнители главных ролей хороши, но им далеко до дуэта Ливанова и Соломина. Тут даже нечего сравнивать и дело не в жанре. Нет харизмы ни у Масюлиса, ни у Романова,.
Но зато порадуют остальные персонажи.
С неожиданной стороны раскрывается молодой Борис Галкин, которого чаще звали на роли крутых и серьезных мужиков, а здесь его герой - добродушный и наивный раздолбай.
От красавицы Ирины Печерниковой, сыгравшей femme fatale, просто не оторвать глаз. А мастера ролей второго плана Игорь Дмитриев и Валентина Титова, как всегда неподражаемы.
Местами в фильме довольно неплохой текстовый юмор. Особенно понравилась реплика злодея в исполнении Игоря Дмитриева о том, что пора «завязывать» - прекращать криминальный бизнес и становиться респектабельным джентльменом:
- На эти деньги можно завязать и тебе, и мне, и им, - кивает он в сторону девиц легкого поведения. – Впрочем, они не завяжут!
Съемки фильма проходили в Риге (здесь снимал и Игорь Масленников), Юрмале, Минске и Ленинграде.
Почему же «Голубой карбункул» не стал шедевром, а довольно быстро, хотя и не совсем заслуженно, забылся?
Кроме того, что водевильную экранизацию затмили серьезные и в меру ироничные фильмы Игоря Масленникова, есть и другие объективные причины.
В советское время картина не шла в кинотеатрах, а по телевидению ее показали всего два раза – в 1980 и в 1989 гг.
Эрнст Романов вспоминал, что члены съемочной группы относились к фильму, как к проходному. Никто не собирался долго вживаться в образ. Роль доктора Ватсона была прописана в сценарии в общих чертах, а сам актер в те годы, к своему стыду, вообще не прочитал ни одного произведения о Шерлоке Холмсе.
Для мюзикла в фильме довольно слабая музыкальная составляющая. Кроме песни Бориса Галкина, которая тоже не фонтан, остальные вообще не запоминаются.
Самое интересное, что музыку для «Голубого карбункула» и для классической серии Игоря Масленникова написал один и тот же композитор – Владимир Дашкевич. И судя по всему, писал он одновременно для обеих картин.
Представляете, если бы всем известную увертюру Владимир Сергеевич отдал бы не на «Ленфильм» Масленникову, а на «Беларусьфильм» Лукьянову?
Проблема фильма и в том, что авторы так и не определились для себя с жанром.
Если собрались делать пародию на всем известный сюжет, так следуйте в этом до конца. Доводите расследование до легкого абсурда, а персонажей делайте более эксцентричными.
Но создатели картины, в духе времени, больше уделяют внимание обличению социального неравенства в Англии.
И все же, несмотря на все недостатки, «Голубой карбункул» это тот фильм, который поднимет настроение и заставит по-новому взглянуть на классический сюжет. Кто смотрел фильм?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: