Даже на самую надуманную, даже на самую неадекватную претензию в бизнесе все равно надо отвечать. Почему? Потому что есть статья 111 АПК РФ, Арбитражного процессуального кодекса, которая гласит следующее. Если вы не отвечаете на досудебную претензию, если вы не соблюдаете досудебный порядок урегулирования спора, то, даже если вы выиграете суд, судебные расходы могут лечь на вас. Например, к вам подали иск на 10 миллионов рублей, а вы его отбили. Вы спор не проиграли, проиграла спор та сторона, которая подавала иск. Но, поскольку вы не ответили на досудебную претензию, все судебные расходы были возложены на вас, в том числе государственная пошлина 325 тысяч рублей, а также расходы на юридические услуги, 100-200 тысяч рублей.
Поэтому даже на самую бредовую претензию мы отвечаем, отвечаем письменно. Вот несколько правил ответа на "досудебку".
Не нужно ничего признавать раньше времени
Иногда ко мне как к юристу попадает дело уже на стадии искового производства, на стадии суда. Читаешь ответ клиента на досудебную претензию и понимаешь, что он там "напризнавал" то, что признавать, конечно, было не надо. Потом, естественно, истец (тот, кто подает иск) начинает на этот ответ ссылаться и усиливать всячески свою позицию. Например, можно ответить так: "Да, мы направили вам документы не на тот адрес, но вы их получили." А можно ответить так: "Вы документы от нас получили, и, соответственно, претензий к нам никаких иметь не должны."
Не давайте своему контрагенту раньше времени козырь, особенно по вопросам, которые могут являться предметом спора. Особенно - если вы уверены в том, что контрагент пойдет в суд.
Не раскрывайте козыри раньше времени
Дайте оппоненту допустить ошибку в своем исковом заявлении, а потом на этой ошибке его и подловите. Например, вернемся к той же ситуации отправки документов не на тот адрес. В иске контрагент вас обвиняет в том, что вы направили документы не на тот адрес электронной почты. Допустим, это так. Допустим, вы здесь нарушили. Но вы можете потом в рамках судебного производства заявить, что на тот адрес электронной почты, на который вы все-таки отправили документы, вы также направляли счета на оплату, которые были в последующем контрагентом оплачены.
Соответственно, вы создаете вокруг вашего контрагента ореол недобросовестности. Мол, на какой-то формализм ссылается, что он ничего не получал. Все он врет, все он получал. Таким образом, вы сможете выстроить эту цепочку доказательств.
Вы не сможете этого сделать, если в ответе на досудебную претензию этот аргумент прозвучит. Когда ваш контрагент его увидит, он это обойдет в своем иске, и вы не сможете вокруг него создать заветный ореол недобросовестности.
Признания долга - только устные
Допустим, вам пришла претензия, вы согласны и готовы погасить долг добровольно. Какие ваши действия? Вы звоните контрагенту и говорите: "Слушай, приезжай ко мне в офис, я тебе сейчас все компенсирую, все погашу. Мы с тобой подпишем соглашение о закрытии этого вопроса, и ты уйдешь с деньгами, я уйду слегка недовольный."
Может быть, вы не хотите доводить дело до суда. Не нужно именно писать о том, что вы согласны с требованиями в ответе на досудебную претензию, потому что контрагент потом на это сошлется и подаст иск в суд. Если вы звоните контрагенту, чтобы подписать соглашение с вами, и он никак не реагирует на ваше предложение, значит, он 100% хочет идти в суд, он хочет с вами судиться. Когда вы в ответе на досудебную претензию все уже признали, он просто это использует и дополнительно с вас какие-нибудь неустойки довзыщет.
Поэтому здесь возвращаемся к рекомендации номер один: не нужно раньше времени что-то признавать. Когда вы согласны с какими-то требованиями, берите телефон, звоните, ничего письменно не признавайте.
Проверьте точный адрес и способ обмена информацией
Когда получили досудебную претензию, внимательно смотрите, куда ее отправляете. Для этого откройте договор и посмотрите, какой установлен порядок обмена сообщениями. Если электронная почта, смотрите, на какой электронный адрес нужно отправлять все документы, в том числе ответ на досудебную претензию.
Если у нас никак переписка не регламентирована или указано на бумажную почту, то, соответственно, отправляем мы ответ через ценное письмо с описью вложения. Подробнее об отправке ценного письма с описью вложения у меня на YouTube-канале есть ролик, обязательно его посмотрите.
Если вы отправите ответ на досудебную претензию простым письмом или заказным письмом, но без описи, то вы не сможете доказать, что вы конкретно этот документ отправили. А когда вы не можете доказать, что вы отправили конкретный документ, считайте, что вы не ответили на досудебную претензию, и вы рискуете получить все судебные расходы по делу, даже если вы иск потом выиграете.
Нет строгих требований к ответу на претензию
Здесь нужно опираться исключительно на здравый смысл. Достаточно даже будет такого ответа: "Мы с вашей претензией не согласны, потому что вы подписали акт выполненных работ, все обязательства между сторонами полностью исполнены."
Не нужно в ответе на досудебную претензию расписывать какую-то огромную простыню. Тем более - не нужно приводить огромное количество цитат из закона. Единственное исключение, если вы хотите убедить вашего контрагента не подавать иск, покажите ему глупость и необоснованность его аргументации. Тогда ссылки на законы и цитирование закона могут быть приемлемы (если эти ссылки позволят выстроить логическую цепочку). Однако в подавляющем большинстве случаев достаточно краткого ответа на "досудебку".
Ссылка на YouTube-канал
Ссылка на Telegram-канал по бизнесу
Ссылка на Telegram-канал для Продавцов WB
Александр Телешинин, кандидат юридических наук, магистр корпоративного права МГУ имени М.В. Ломоносова, частнопрактикующий юрист
Номер телефона: +7 926 497 24 25 (WhatsApp, Telegram)