Найти в Дзене
Факты про артефакты

Почему древние греки не носили очки, хотя могли их создать?

Оглавление

Они появились в тюремной камере монаха-еретика. 200 лет их боялись, потом носили тайком. Как обычные стёклышки перевернули историю?

Ни Помпеи, ни Афины, ни даже Александрия — нигде археологи не обнаружили следов античных очков. Это молчание древности парадоксально: римляне умели создавать цветные линзы, а греки описывали оптические иллюзии. Но когда в XIII веке в Европе появились первые «окьяли», их назвали «новыми». Почему за два тысячелетия никто не догадался соединить два стекла дужкой? Ответ кроется не в технологиях, а в самом взгляде на мир: для античности зрение было даром богов, а не проблемой, требующей механического решения.

Портрет доминиканца Гуго де Сен-Шера, кардинала-епископа Остии, умершего в 1263 году. Фрагмент фрески в зале капитула церкви Сан-Николо в Тревизо, Италия, написанной Томмазо да Модена в 1352 году. Хотя это одна из старейших картин, изображающих человека в очках, эта характеристика является анахронизмом, поскольку во времена Хьюга де Сен-Шера очков не существовало.
Портрет доминиканца Гуго де Сен-Шера, кардинала-епископа Остии, умершего в 1263 году. Фрагмент фрески в зале капитула церкви Сан-Николо в Тревизо, Италия, написанной Томмазо да Модена в 1352 году. Хотя это одна из старейших картин, изображающих человека в очках, эта характеристика является анахронизмом, поскольку во времена Хьюга де Сен-Шера очков не существовало.

В 1305 году флорентийский купец, чьё имя стёрлось из истории, записал в дневнике: «Я так стар, что не могу читать без этих стеклянных кружков — их называют лунатами». Его жалоба — один из первых бытовых отзывов об очках, изобретении, которое из медицинского курьёза превратилось в символ цивилизации. Но путь от монастырских лабораторий до венецианских мастерских был полон запретов, случайностей и борьбы за зрение — в прямом и переносном смысле.

Сошествие Святого Духа (Пятидесятница). Деталь из работы Конрада фон Зоста (1403).
Сошествие Святого Духа (Пятидесятница). Деталь из работы Конрада фон Зоста (1403).

Тень Бэкона

Когда доминиканский монах Джордано да Ривальто в 1305 году заявил с кафедры, что «искусство делать очки открыто менее 20 лет назад», он не назвал имени изобретателя. Причина — в страхе. Роджер Бэкон, францисканский учёный, ещё в 1268 году описал в «Opus Majus» линзы, способные «увеличивать буквы на любом расстоянии». Но его труды были запрещены, а самого философа бросили в тюрьму по обвинению в колдовстве.

Roger Bacon. Гравюра XVIII века
Roger Bacon. Гравюра XVIII века

Бэкон не создал очки в современном виде — он лишь теоретизировал о свойствах стекла. Практический шаг сделал его возможный последователь, Алессандро делла Спина, монах из Пизы. Согласно хроникам, он «воспроизвёл инструмент, увиденный у другого», но оригинальный изобретатель «отказался раскрыть секрет». Этим анонимом мог быть Генрих Гентский, ученик Бэкона, привёзший прототип очков в Италию в 1280-х. Церковь, однако, предпочла забыть имя опального англичанина: его связь с алхимией и критикой авторитетов делала его опасным союзником.

От бéрила до золота

Первые линзы вырезали не из стекла, а из берилла — прозрачного минерала, который не давал оптических искажений. В инвентаре Карла V за 1379 год значится «две пары берилловых очков с деревянной ручкой». Для элиты оправы делали из драгоценных металлов: Маргарита Австрийская владела парой с серебряной рукоятью, увенчанной золотым львом.

Роджер Бэкон, заключенный в тюрьму в Париже, тайно отправляет, по просьбе папы Климента IV и вопреки запретам, рукопись своего "Opus Majus" через посыльного.
Роджер Бэкон, заключенный в тюрьму в Париже, тайно отправляет, по просьбе папы Климента IV и вопреки запретам, рукопись своего "Opus Majus" через посыльного.

Но настоящий прорыв случился, когда венецианские стеклодувы освоили производство дешёвых линз. Уже к 1400 году в Нюрнберге и Флоренции работали цеха, выпускавшие «очки для бедных» — с проволочными дужками или кожаными ремнями. Их носили не только учёные: в архивах Дижона сохранился заказ на «железные лунаты для монастырского писца».

Не все приняли очки безропотно. Врач Александр Бенедиктус в 1500 году утверждал, что близорукость — «наказание за чрезмерное чтение», а исправлять её — «вмешательство в волю Бога». Даже Леон X, носивший вогнутые линзы на охоте, скрывал их от посторонних. Лишь к XVII веку медики вроде Феликса Платера признали: очки не «портят дух», а компенсируют дефекты хрусталика.

Святой Антуан л'Эрмит в очках. Фрагмент из цикла фресок в хорах собора Санта-Мария-Ассунта в Атри, Италия (около 1480 года).
Святой Антуан л'Эрмит в очках. Фрагмент из цикла фресок в хорах собора Санта-Мария-Ассунта в Атри, Италия (около 1480 года).

Очки в искусстве: между мудростью и насмешкой

На портрете кисти Яна ван Эйка кардинал Николай Альбергати сжимает в руках книгу, но очки лежат рядом — символ временного отречения от знаний. Шарль Орлеанский в стихах называл их «окнами старых глаз», а Франсуа Вийон завещал свои «Великим Слепцам» Парижа, иронизируя над тщетой человеческой прозорливости.

Но уже к XVIII веку очки стали знаком интеллекта. Бенджамин Франклин, изобретатель бифокальных линз, позировал с ними для портретов, а Наполеон брал в Египетский поход складную модель. Сегодня они — и медицинский прибор, и арт-объект, как скелетоподобные оправы Эльзы Скиапарелли или титановые линзы Google Glass.

Почему античность не увидела очков

Греки знали свойства линз: Архимед поджигал ими римские корабли. Римляне использовали стеклянные шары для чтения — но не создали очков. Разгадка в текстах Плиния: он описывал «глазных мастеров» (faber ocularius), но те делали стеклянные глаза для статуй. Античная культура воспринимала зрение как данность, а его ухудшение — как рок. Лишь средневековая схоластика, с её верой в исправление мира, дала толчок к изобретению.

Читать также....

Как делали линзы Висби в эпоху викингов без станков с ЧПУ

Минойский акробат: ключ к пониманию цивилизации Крита

Подпишитесь на канал и включите оповещения о новых материалах