Найти в Дзене
Мир Библии

Ежедневное чтение Библии. 18 Апреля

1 Ангел Господень[8] пришёл из Гилгала[9] в Бохим и сказал: «Я вывел вас из Египта и привел в землю, о которой клялся вашим отцам. Я сказал: „Я никогда не нарушу Мой завет с вами, 2 а вы не заключайте союз с жителями этой земли, но сокрушите их жертвенники“. Но вы не послушались Меня. Почему? 3 Теперь Я говорю вам, что не стану прогонять их от вас; они будут вам жалом в теле, а их боги будут для вас западней». 4 Когда Ангел Господень сказал эти слова всем израильтянам, народ громко заплакал, 5 и они назвали то место «Бохим».[10] Там они совершили жертвоприношение Господу. 6 После того как Иисус отпустил народ, они пошли каждый в свой удел, чтобы овладеть землей. 7 Народ служил Господу во всё время жизни Иисуса и старейшин, переживших его, которые видели все великие дела, совершенные Господом для Израиля. 8 Иисус, сын Навин, слуга Господа, умер в возрасте ста десяти лет. 9 Его похоронили в его собственном наделе, в городе Тимнат-Хересе[11], в нагорьях Ефрема к северу от горы Гааш. 10
Оглавление

Книга Судей

Глава 2

1 Ангел Господень[8] пришёл из Гилгала[9] в Бохим и сказал: «Я вывел вас из Египта и привел в землю, о которой клялся вашим отцам. Я сказал: „Я никогда не нарушу Мой завет с вами,

2 а вы не заключайте союз с жителями этой земли, но сокрушите их жертвенники“. Но вы не послушались Меня. Почему?

3 Теперь Я говорю вам, что не стану прогонять их от вас; они будут вам жалом в теле, а их боги будут для вас западней».

4 Когда Ангел Господень сказал эти слова всем израильтянам, народ громко заплакал,

5 и они назвали то место «Бохим».[10] Там они совершили жертвоприношение Господу.

6 После того как Иисус отпустил народ, они пошли каждый в свой удел, чтобы овладеть землей.

7 Народ служил Господу во всё время жизни Иисуса и старейшин, переживших его, которые видели все великие дела, совершенные Господом для Израиля.

8 Иисус, сын Навин, слуга Господа, умер в возрасте ста десяти лет.

9 Его похоронили в его собственном наделе, в городе Тимнат-Хересе[11], в нагорьях Ефрема к северу от горы Гааш.

10 Когда всё то поколение отошло к своим отцам и выросло другое поколение, которое не знало ни Господа, ни того, что Он совершил для Израиля,

11 израильтяне стали творить зло в глазах Господа и служить Баалам[12].

12 Они оставили Господа, Бога своих отцов, Который вывел их из Египта, последовали за богами народов, которые были вокруг них, и стали поклоняться им. Они гневили Господа,

13 потому что оставили Его и служили Баалу и Астартам[13].

14 Гнев Господа вспыхнул на Израиль, и Он отдал их в руки разбойников, которые стали грабить их. Он отдал их во власть врагов, окружавших их со всех сторон, и они уже не могли им противостоять.

15 Всякий раз, когда Израиль шёл воевать, рука Господа была против них, и они терпели поражение, как Господь предупреждал и клялся им. Они терпели великое бедствие.

16 Господь ставил им судей[14], которые спасали их от рук грабителей.

17 Но они не слушали судей, а распутничали с другими богами и поклонялись им. Они быстро уклонились от пути, которым ходили их отцы, — пути послушания повелениям Господа; они не следовали их примеру.

18 Всякий раз, когда Господь ставил над ними судью, Он Сам был с ним и берег их от врагов, пока судья был жив: Господь жалел их, стонавших под гнетом мучителей.

19 Но когда судья умирал, они принимались за старое и поступали ещё хуже, чем их отцы, следуя другим богам, служа и поклоняясь им. Они не хотели оставить свои злые дела и упрямство.

20 Поэтому Господь сильно разгневался на Израиль и сказал: «Раз этот народ нарушил завет, который Я заключил с их отцами, и не послушался Меня,

21 Я больше не стану прогонять от них ни одного из народов, которые остались в этой стране после смерти Иисуса,

22 чтобы испытать Израиль — станут ли израильтяне стараться ходить по пути Господа, как делали их отцы».

23 И оставил Господь эти народы — не прогнал их сразу и не отдал в руки Иисуса.

Судьи 2 глава — Библия — Новый русский перевод: https://bible.by/nrt/7/2/

КОММЕНТАРИИ ЛОПУХИНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА

1−5. Явление Ангела Господня в Бохиме и его увещание народу. — Общий очерк смены и взаимной связи событий в истории израильского народа во время Судей (6−23)

Суд 2:1. И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим [и в Вефиль и к дому Израилеву] и сказал [им: так говорит Господь]: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим [дать вам], и сказал Я: «не нарушу завета Моего с вами вовек;

Суд 2:2. и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; [богам их не поклоняйтесь, изваяния их разбейте,] жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали?

Суд 2:3. И потому говорю Я: [не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать,] не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью.

После того как израильтяне не исполнили заповеди Господней об изгнании из земли обетованной народов Ханаанских, пришел из Галгала (ср. Нав 4:19−20) в Бохим, по LXX-ти так же в Вефиль, к представителям израильского народа, Ангел Господень, который именем Господа указал им на неисполнение ими заповеди Господней относительно хананеев, и на ожидающее их за такое неисполнение воли Божией Божие наказание: неизгнанные народы будут петлей для народа израильского и боги их — предметом соблазна. Под Ангелом Господним одни разумеют Ангела Господня, ведшего народ израильский в землю обетованную (ср. Исх 32:34, Исх 33:1−3), другие — какого либо пророка, явившегося вестником Божиим (ср. Агг 1:13, Мал 3:1), иные первосвященника Финееса, по колику первосвященник есть вестник Господа Саваофа (ср. Мал 2:7). Местечко Бохим (Плачущие) можно отождествлять с аllon bacuth ( дуб плача), который находился недалеко от Вефиля (Быт 35:8), где полагается Бохим.

Суд 2:4. Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал.

Суд 2:5. От сего и называют то место [Бохим]. Там принесли они жертву Господу..

Речь Ангела Господня вызвала в слушавшем ее народе израильском чувство раскаяния, так что народ пролил слезы, почему и это место потом называлось Бохим (Плачущие, LXX — Kλαυθυωνες).

Суд 2:6. Когда Иисус распустил народ, и пошли сыны Израилевы, [каждый в свой дом и] каждый в свой удел, чтобы получить в наследие землю,

Суд 2:7. тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю.

Суд 2:8. Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет,

Суд 2:9. и похоронили его в пределе удела его в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша;

Приступая к характеристике времени Судей, бытописатель для более отчетливой характеристики событий этого времени упоминает о состоянии народа во время последних дней Иисуса Навина и при жизни старейшин израильских, видевших дивные дела Господа во время странствования евреев по Аравийской пустыне. Ср. Нав 24:28−31.

Суд 2:10. и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, -

Суд 2:11. тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам;

Суд 2:12. оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа;

Суд 2:13. оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам.

По смерти Иисуса Навина и старейшин, видевших дела Господа и во время странствования народа по Аравийской пустыне, явившиеся вновь потомки сынов израилевых забыли Господа Бога, и стали служить богам ханаанских народов Ваалам и Астартам. Ваал, во множественном числе Ваалы (Baalim) отождествляемый с вавилонским Беном (Дан Бил), буквально «Господин» (dominus) xaнaaнское божество, был олицетворением господства, могущества, производящей силы природы. Применительно к отдельным моментам своего проявления и отдельным областям влияния он получал частные определения и названия. Как стоящий выше всего, он назывался Елион, Baaл Тамиpaл (ср. греч. Ζευς Δημαρους). Как бог неба, он назывался Ваал Самин. Как бог солнца, он назывался Ваал Шемеш или Ваал Хамман. Как производительная сила природы он назывался Таммуз (Адон, ср. греч Αδωνις). Как всепопаляющая сила солнца и как грозный царь вселенной, он назывался Ваал-Молех или Молох, а как Бог ветров и погоды, Ваал Сефон. Как покровитель города (Тира), он назывался Ваал Мелькарт. Kaк покровитель Заветов, он назывался Ваал Берит, а как покровитель плодородия, Вааллпеор и проч. Соответственно различным определениям Ваала, народная речь различала как бы многих «Ваалов» — Астарта, во множественном числе Астарты (Aschtaroth) вероятно буквально «Госпожа счастья, плодородия», называемая также Ашера (счастливая) — ханаанское божество, была олицетворением воспринимающей и рождающей силы природы, почему называлась «лицом Ваала» (facies Baali), и соответствовала вавилонской Белите (супруге Вила). Соответственно различным образом проявления Ваала, отражением которого была Астарта, как свет луны или Венеры, является отражением света солнца, Астарта представлялась иногда богиней счастья и плодородия (ср. греч Афродита, Венера), иногда же богиней войны и мщения (ср. греч Артемида, Немезида). Соответственно различным определениям Астарты, народная речь различала многих «Астарт» (ср. Троицкого И. Г., Религиозное общественное и государственное состояние евреев во время судей, — 104−124 Пальмова М. С. Идолопоклонство у древних евреев, с. 217−322, Zimmern H. und Winckler H. Die Keilinschriften und das alte Testament, von Eberhard Schrader (1902), II-te Halfte, I-te Liefer, SS. 354−358, 420−432. Iastrow Morris, Die Religion Babyloniens und Assyriens, (1902), SS. 52−55, 61−83, 140−143, 214−218). Уклонение израильтян от веры в истинного Бога и увлечение культами ханаанских народов было неоднократно во время судей.

Суд 2:14. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими.

Суд 2:15. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно.

За таковое уклонение от истинного Бога Господь, наказывающий того, кого Он милует, как орудие для неверного народа израильского, избрал те же народности, которые оставили на своей территории израильтяне и богам которых они служили: эти народности являлись притеснителями израильтян.

Суд 2:16. И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их;

Когда, под влиянием внешних притеснений, израильтяне обращались к Господу Он воздвигал им из среды народа особых лиц, которые спасали народ от внешних притеснителей и назывались судьями (schofetim) народа израильского. В спасении Израиля заключалось главное назначение судей. Их власть подобно римским диктаторам оканчивалась с их жизнью и не была наследственной. Для того, чтобы быть судией (Schofet) народа, требовались личные достоинства, а не происхождение от того или иного, хотя бы и знатного в народе, лица. Всех судей упоминаемых в книге Судей, было двенадцать.

Суд 2:18. Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их.

Судьи были только орудием спасения Господня, действительным же Спасителем народа являлся Сам Господь, как Единый и Верховный Правитель народа.

Суд 2:19. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и [не отступали] от стропотного пути своего.

Во время жизни судей как руководителей народа, израильтяне оставались верными Господу. Когда же умирал тот или иной судья, они опять уклонялись от Господа и в своей большей части впадали в идолопоклонство. Такая картина несчастия, обращения, спасения и обратного уклонения наблюдается во все время судей.

Суд 2:20. И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего,

Суд 2:21. и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, [сын Навин, на земле,] когда умирал, -

Суд 2:22. чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?

Суд 2:23. И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса.

В наказание за такую неустойчивость израильского народа в вере в Истинного Бога и неисполнение повеления Господня относительно уклонения от идолопоклонства, Господь оставил некоторые из ханаанских народностей жить в пределах обетованной земли для искушения посредством их самих израильтян.

Судьи 2 глава — Библия — Комментарии Лопухина: https://bible.by/lopuhin-bible/7/2/

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (с сайта www.gotquestions.org)

Автор: Книга Судей конкретно не называет своего автора. Традиционно им считается пророк Самуил. Внутренние данные свидетельствуют о том, что автор книги Судей жил вскоре после завершения периода судей. Самуил подходит под это описание.

Дата написания: Книга Судей, скорее всего, была написана между 1045 и 1000 гг. до н.э.

Цель написания: Книга Судей может быть разделена на две части: 1) главы 1–16, в которых рассказывается об освободительных войнах, начиная с поражения израильтянами хананеев и заканчивая поражением филистимлян и смертью Самсона; 2) главы 17–21, называемые приложением и не имеющие отношения к предыдущим главам. Эти главы отмечены как время, «когда не было царя у Израиля» (Судей 17:6; 18:1; 19:01; 21:25). Книга Руфь была изначально частью книги Судей, но в 450 году н.э. она была выделена в отдельную книгу.

Ключевые стихи: Судей 2:16–19: «Господь давал им вождей (Судей), которые избавляли израильтян от притеснителей. Но и вождей своих израильтяне не слушали: блудили с другими богами – поклонялись им! Быстро свернули они с того пути, по которому шли их отцы! Отцы соблюдали повеления Господа, а они перестали. Когда Господь посылал им вождя, Он сам был с этим вождем. Пока вождь был жив, Господь избавлял израильтян от врагов. Слыша, как стонут израильтяне под игом угнетателей и притеснителей, Господь оставлял Свой гнев. Но лишь только вождь умирал, израильтяне вновь принимались за прежнее и поступали еще хуже, чем их отцы, – почитали других богов, служили им и поклонялись. Продолжали они творить злые дела, упрямо шли по тому же пути!»

Судей 10:15: «Израильтяне сказали Господу: "Согрешили мы! Делай с нами, что хочешь, только спаси нас сейчас!"»

Судей 21:25: «В ту пору у Израиля не было царя и каждый делал, что хотел».

Краткое резюме: Книга Судей является трагической историей о том, как Божьи дети из года в год, из века в век воспринимали Его благословения как данность. Книга Судей печально отличается от книги Иисуса Навина, в которой рассказывается о благословениях, дарованных Богом израильтянам за их послушание при завоевании земли. В книге же Судей описано их непослушание и поклонение идолам, что привело к их многочисленным поражениям. Но Бог никогда не отказывался открывать Свою руку в любви к Своему народу, когда они обращались от своих худых путей и призывали Его имя (Судей 2:18). Посредством 15 судей Израиля Бог исполнил Свое обетование Аврааму, чтобы защитить и благословить его потомков (Бытие 12:2–3).

После смерти Иисуса Навина и его современников, израильтяне обратились к служению Ваалу и Астарте. Бог позволил израильтянам страдать от последствий поклонения ложным богам. Именно тогда народ Божий начал взывать к Господу о помощи. Бог послал Своим детям судей, чтобы обратить их к праведной жизни. Но время от времени они отворачивались от Бога и возвращались к своим злым путям. Тем не менее, исполняя свою часть завета с Авраамом, Бог спасал Своих людей от угнетателей на протяжении 480 лет, описанных в книге Судей.

Вероятно, самым заметным был 12 судья, Самсон, который пришел к власти над израильтянами после 40-летнего плена безжалостных филистимлян. Он привел Божий народ к победе над филистимлянами, но потерял свою жизнь после 20 лет в качестве судьи Израиля.

Предзнаменования: Сообщение матери Самсона, что она родит сына, который будет руководить Израилем, является предзнаменованием сообщения Марии о рождении Мессии. Бог посылал Своего ангела к обеим женщинам и говорил им, что они «зачнут и родят сына» (Судей 13:7; Луки 1:31), который будет возглавлять народ Божий.

Божье сострадательное спасение Своего народа, несмотря на их грехи и отказ от Него, является прообразом Христа на кресте. Иисус умер, чтобы избавить Свой народ – всех тех, кто никогда не верил в Него – от греха. Хотя большинство из людей, следовавших за Ним во время Его служения, в конце концов отступили и отвергли Его, Он по-прежнему оставался верен Своему обещанию и пошел на крест, чтобы умереть за нас.

Практическое применение: Неповиновение всегда приносит наказание. Израильтяне являются прекрасным примером того, что нам делать не следует. Вместо того чтобы учиться на своем опыте, что Бог всегда наказывает неповиновение Его заповедям, они продолжали противиться и ощущать Божье разочарование и наказание. Если мы будем упорствовать в непослушании, то навлечем на себя Божьи наказания – не потому, что Он любит наши страдания, но «потому что Господь кого любит, того и наказывает, и всякого сына, которого принимает, сечет» (Евреям 12:6).

Книга Судей является свидетельством верности Бога. Даже «если мы неверны, Он остается верным» (2 Тимофею 2:13). Хотя мы можем быть неверны Ему, как израильтяне, Он по-прежнему, будучи верен, спасает, охраняет (1 Фессалоникийцам 5:24) и прощает нас, когда мы просим об этом (1 Иоанна 1:9). «Это Он укрепит вас до конца, чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса Христа. Потому что верен Бог, призвавший вас к общению со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим» (1 Коринфянам 1:8–9).