Найти в Дзене
Андрей Макаров

Эмбиент: звуковые обои для тех, кто предпочитает растворяться в воздухе

Если представить, что музыка — это дом, то эмбиент окажется его стенами. Не теми, что давят углами, а теми, что растворяются в полумраке, обволакивая вас тёплым светом проектора. Это звуковая штукатурка, которая не просит внимания, но настойчиво меняет геометрию пространства. Вы не слушаете её — вы дышите ею, как атмосферой планеты, где время течёт вспять, а секунды превращаются в капли мерцающего сиропа.

История эмбиента начинается там, где человек впервые задумался: «А что, если музыка — это не марш, а дверь в параллельный шкаф?». В 70-х некий британский алхимик, уставший от рок-н-рольных кульбитов, запустил в эфир пластинку, назвав её «Музыкой для аэропортов». Это был звуковой кокон, где пианино парило, как пыль в луче света, а синтезаторы напоминали дыхание спящего компьютера. Так родился саунд, который не играл, а существовал — как погода за окном или шум крови в ушах.

BRIAN ENO -Ambient 1: Music for Airports LP 45 RPM [Full Album]

Эмбиент — это музыкальные обои, узор которых зависит от угла вашего бессознательного. То они переливаются градиентами космического шторма (привет, Tangerine Dream), то рассыпаются пикселями цифрового леса (Boards of Canada), то заворачивают реальность в целлофановую плёнку меланхолии (Stars of the Lid). Его можно сравнить с экраном заставки, который, кажется, вот-вот оживёт, но не делает этого — чтобы не нарушить священный ритуал вашего ничегонеделания.

Гении жанра — это шаманы обратного отсчёта. Aphex Twin, например, превращает эмбиент в квест по лабиринту собственных сновидений, где мелодии оборачиваются сюрпризами, как конфеты в ядовитой фольге. Huerco S ткет звуковые гобелены из шорохов умерших радиоволн, а Brian Eno — тот самый алхимик — продолжает наполнять Вселенную звуками, которые Бог, вероятно, слушает в перерывах между созиданием миров.

Aphex Twin - Selected Ambient Works II (Full Album - 2017 Reissue with Bonus Track)

Критики скажут: «Это же фон для медитации!». Но разве не в этом величие? Эмбиент не требует танца, не продаёт эмоций в яркой упаковке. Он — зеркало, в котором отражается ваше внутреннее небо. И если однажды, включив записи Loscil или Grouper, вы вдруг поймёте, что музыка давно перестала звучать, не пугайтесь. Она просто перешла в режим осязания, став частью той тишины, из которой рождается всё — от Большого взрыва до вашего следующего вдоха.

loscil - plume (full album)

Так выпьем же за жанр, который не завоевывает мир, а тихо подкладывает под него звуковую подушку. Ибо в эпоху, где каждый кричит, эмбиент шепчет: «Приляг. Вселенная сыграет тебе колыбельную. Или нет. Но это уже детали»