Ксения Алфёрова – актриса театра и кино, телеведущая, основатель и соучредитель Благотворительного фонда «Я есть!», создатель проекта «Литературные посиделки».
Ксения, у вас легендарная семья, расскажите пожалуйста были ли традиции чтения в вашей семье, какие?
Скажу сразу, что именно традиций не было.
Представьте: вы семья, состоящая из двух взрослых людей, очень известных и востребованных актёров, а тем более, если один из них – мой папа.
Папа за короткий период времени успевал делать много всего, помимо работы у него всегда был миллион разных идей, поэтому дома он присутствовал не так часто, как мне хотелось бы и какие-то традиции, в смысле, мы сели всей семьей, читаем, – это мне даже представить с папой невозможно. Читающий элемент нашей семьи – это моя мама (актриса Ирина Алфёрова).
Мама – тот человек, которого я видела всегда с книгой. Её любимое занятие – забраться в дальний уголок с книжкой, с пледом, с чем-то вкусным, сидеть и читать, чтобы никто не трогал, а это было сложно с такой активной дочкой, как я.
Помню, как то вечером мама сидела с книгой и мне хотелось с ней поиграть, а ей играть совсем не хотелось, у неё были другие планы, но я ее достала и тогда она начала читать вслух. Читала она, вернее, перечитывала Булгакова- «Мастера и Маргариту»- сцену «Бал Воланда». Я ничего не поняла, но было жутко интересно. В книге же такие яркие образы. Мне тогда показалось всё это таинственным и загадочным, особенно в полутьме комнаты.
Однажды, когда я болела мама пришла ко мне, я попросила её почитать. Мама сказала: «Почитаю, но только то, что я считаю нужным для тебя» и начала читать Толстого - «Детство. Отрочество. Юность». В детстве эта книга кажется жутко занудной и сложной, но из-за того, что мне её читала мама, да ещё и днём, была не на работе, а со мной... В общем я очень люблю эту книгу, как воспоминание того момента из детства.
Как вы считаете, как можно заинтересовать детей чтением сегодня?
Мне часто задают этот вопрос, как сейчас ребёнка приучить читать – убедить, заинтересовать,научить любить книги. У меня нет готового ответа. Ведь несмотря на то что моя мама ходила с книгой с утра до вечера, я не была таким же книгочеем, как она.
Мой ребенок, Дуня, от каких-то книг отказывалась, несмотря на то, что я выполняю ровно ту роль, какую выполняла моя мама, плюс я как раз старалась больше быть с ней, и обязательно ей читала. Это как раз про традиции, я любитель их создавать. Мы вместе с ребенком в обнимку ложимся на кровать, потом я особенным образом открываю книгу и читаю вслух.
Даже когда она была у меня в животе, я уже читала ей сказки Пушкина. У меня есть книги, которые я покупала дочке ещё до её рождения – они невозможно красивые. Я тогда какое-то огромное количество денег тратила на детские книги.
Мне было важно, чтобы издания были с очень хорошими иллюстрациями – не какая-то пестрота, сейчас много такого, а обязательно хороший художник, отражающий смысл и настроение книги.
В «Спокойной ночи с Ксюшей и Мишаном» у вас были такие замечательные детские книжки, с иллюстрациями.
Да, там были именно детские книги, которыми хотелось делиться с родителями. Потому что сейчас найти книгу, в которой хороший язык, приятное оформление и иллюстрации можно, только если ты в этом разбираешься. Книг очень много и далеко не все полезны для чтения.
Сейчас есть такой модный термин – ответственное родительство. Я просто не знаю, как оно может быть безответственным, для меня это загадка. Что это значит? Это значит, что... всю ответственность за своего ребенка, за свою семью, я беру на себя.
Я не перекладываю её на школу, на врачей или учителей. То есть я, безусловно, прислушиваюсь к ним, но единственный человек, который знает, что лучше для Дуни, это я.
Для того, чтобы быть компетентной в тех или иных вопросах, я должна в них разбираться. Поэтому я беру и читаю книги, что бы это ни было, какой бы ни была сфера жизни.
Прежде чем дать книгу Дуне, я сначала читаю её сама. То есть поход в книжный магазин – это не то, что я прибежала, схватила первое попавшееся и убежала. Я обязательно читаю наискосок, чтобы понять стилистику.
А вот детские книги советского периода можно читать без фильтров. Абсолютно. Потому что тогда цензура была прекрасной. И если это детская книга, и она была рекомендована, и все её читали, то она точно хорошая.
Наверное, ваша дочь очень любит читать?
Не могу сказать, что моя Дуня это тот человек, который ходит с книгой. По-моему, она не очень любит читать. Она говорит: «Мам, я люблю читать». Правда, сейчас они так много учатся, что у них действительно не хватает времени.
Конечно хочется, чтобы она больше читала и я искала для неё и фантастику, и детективы, но потом вспомнила себя, я не читала с фонариком под одеялом с самого детства.
Я читала ровно то, что нужно. Нам задавали списки литературы на лето, и они были огромными. Мне ужасно нравилось вычёркивать из них прочитанные книги — у меня был какой-то спортивный интерес.
И сейчас я не переживаю за свою дочь, потому что понимаю, что у неё всё равно есть этот росток интереса к чтению. Она видит меня с книгой и, похоже, будет видеть до самой старости. И главное, что у неё книга ассоциируется исключительно с теплотой, любовью, вниманием и заботой. Это что-то вроде совместного времяпрепровождения. Ей 17 лет, но я до сих пор, когда у меня есть время, читаю ей. Мы выбираем книгу и читаем вместе. Раньше, когда у нас появлялись новые книги — например, в подарок от бабушки или прабабушки — она не читала их без меня, потому что понимала, что мне тоже интересно. Мы читали вместе, и я сама не знала, что будет дальше по сюжету. Я переживала всё: то плакала, то смеялась. Она волновалась: «Мама, давай не будем дальше читать. Зачем ты плачешь?» А я отвечала: «Я радуюсь, что они встретились».
Какие книги были у вас любимыми в детстве, юности?
У меня не было одной любимой, потому что она очень зависит от настроения. Более того, есть какие-то книги, которые были ну не то, что нелюбимыми, а наверное непонятыми в определенном возрасте. А потом проходит какое-то время, ты такую книгу открываешь и думаешь: «Боже, потрясающе! Что это?» И начинаешь перечитывать.
Я помню в юности, когда у тебя внутри начинает бродить слово- любовь, мы с девочками взахлёб читали Ахматову и Цветаеву. Мама мне подсунула, два томика – зеленый Цветаевой и белый Ахматовой. И вот это «Ваш нежный рот сплошное целованье», и всё, и уже ничего тебе не надо. Никаких настоящих целований не надо, потому что ты полна этой красотой.
И помню тогда мне очень понравился Цвейг. Я сейчас пробовала перечитать его, но поняла, что у него есть своё время что ли, для меня, по крайней мере. Вот тогда он был мне необходим. Цвейг и Ремарк. И Хемингуэй. Это так удивительно вообще.
Расскажите, как появилась идея создания «Литературных посиделок», что повлияло или, может быть, кто-то повлиял?
Ну, наверное, они появились, потому что я люблю читать, это во-первых. Во-вторых – хотелось поделиться этим с людьми.
У меня есть чудесная подруга, я ей страшно благодарна за то, что они появились. Если бы она меня не пнула, я бы до сих пор обдумывала эту идею. Я перфекционист, и я бы до сих пор доводила всё до идеала в своей голове.
А подруга мне говорит: «Давай уже сделаем, давай начнём. А там посмотрим, всегда же можно что-то изменить».
И изначально идея у “Посиделок” была другая. Я считала себя не вправе проводить такие встречи. Я вообще к себе отношусь хуже, чем надо бы. Сейчас учусь относиться к себе хорошо и любить себя. Сейчас это модная тема, но это на самом деле важно. Признавать и понимать свою ценность.
Так вот, изначально задумывалось, что я буду приглашать каких-то известных людей, и они будут рассказывать о своих любимых книгах и писателях, а я буду просто как хозяйка салона.
Первым гостем была моя мама, потом мой муж Егор. Я пробовала разные форматы и с гостями, и с угощением. На первых “Посиделках” у нас были чай с пирогами, хотелось создать такую особенную атмосферу.
Были ещё «Рождественские посиделки» в них принимала участие моя мама, а в зале сидела моя бабушка и некоторые коллеги, которые тоже захотели выйти на сцену.
Помню, я дико расстроилась, потому что всё пошло не так, вообще всё, хотя зрителям понравилось, просто я поняла, что не могу доверить «Посиделки» другим людям.
Поймите меня правильно, не в том смысле, что все плохо читают, а я хорошо. Нет. Просто выходили какие-то мои любимые артисты, мои коллеги. И как то здорово они читали, но это никакого отношения не имело к тому поэту или писателю, которого они читали.
Потому что, предположим, вышла одна актриса, она прочла одно стихотворение, второе, третье разных поэтов. Но во всех них это была она. Очень очаровательная, милая, очень непосредственная, но она.
Такое тоже возможно, когда тебя что-то трогает в словах другого автора, ты говоришь о чём-то, что тебе важно. Но мне важно было другое.
Мне как раз важно оживить, погрузить в автора. И поэтому я поняла, что не доверю моих любимых мужчин и женщин, другим людям.
Я чётко как режиссёр выстраиваю монолог, у меня есть структура, о чём мне хочется поговорить, к чему мне хочется привести людей.
Стихи на самом деле очень сложно воспринимать на слух. Когда их читаешь, слышишь мелодику, но иногда не слышишь смысла. Я хотела, хотя бы немножко, его передать, ну или вас влюбить, чтобы вы захотели именно стихотворение прочитать, а не меня послушать.
Мне это важнее в данной ситуации, потому что моя задача – чтобы вы потом взяли книгу в руки.
Ещё в какой-то момент я очень соскучилась по возможности остановиться. Потому что раньше, в моём детстве, например, мы ездили в Переделкино, на дачу нашего друга, и там собирались наши друзья. И вот они что-то готовили, потом за круглым столом сидели, что-то обсуждали.
Мне этого не хватает, потому что мы всегда бежим, мы стали очень редко останавливаться. Мне хотелось, чтобы люди, которые приходят, прочувствовали момент.
Я раньше телефоны собирала в корзинку, чтобы за эти два часа люди просто выдохнули,остановились и погрузились в мир автора, в мир красивых слов. Рядышком посидели, почувствовали, увидели, может быть, познакомились с кем-то. Подышали без включенности в мировую сеть и суету. А может, кому-то уже не захочется так сильно бежать после. Мне бы этого тоже очень хотелось.
И «Литературные посиделки» родились именно от того, что я поняла, что я не читаю книги, а читаю соцсети, новости и так далее. И стопка непрочитанных новых книг, она растет. А сейчас я уже обязана читать, и мне эти книги, эти авторы помогают, и я уже как-то интуитивно выбираю автора для следующих посиделок.
Получается, что это тот автор, который именно в этот момент жизни помогает мне справиться с какими-то моими переживаниями, проблемами или ещё чем-то.
Вы считаете, важно знать биографию автора, по истории которого поставлен спектакль? Помогает ли это актёру лучше понять роль?
Я немножко, наверное, расширю ваш вопрос ответом. Если мы сейчас говорим об актёрстве, то вообще, на мой взгляд, актёр обязан. Я точно знаю, что мои любимые актёры – образованные люди, ищущие, читающие, наполненные знанием.
Я люблю умных актёров. Самый любимый из советских актёров – это Даль. Дальше там много любимых, но Даль – это, пожалуй, моя прям любовь.
Из актрис – мама (Ирина Алфёрова), очень люблю Купченко и Демидову. Это очень умные женщины-актрисы. Ну еще череда есть.
Раньше, на мой взгляд, не было необразованных людей. Из школы мы всё равно выходили с определённым необходимым багажом классики, что очень откладывалось на восприятии мира.
Даже если учительница по русскому и литературе была не очень,и не пойми, что она говорит, всё равно текст книги работает сам за себя.
В этом и заключена гениальность наших поэтов и писателей, что слово работает само и входит, и наполняет. Достоевский и без учителя достанет тебя в тот или иной период жизни или Пушкин или Лермонтов.
Соответственно, на мой взгляд, нельзя приступать к работе над ролью, не зная истории автора. Чтобы понять, что хотел сказать автор, нужно хоть что-то знать про него. Он же хочет сказать нам не абстрактно, а что-то про себя, про то, как он чувствует. И конечно то, в каком историческом контексте это было написано, тоже важно.
Сейчас с режиссёра надо начать, режиссер в первую очередь обязан понять и автора, и произведение, он же главный творец в этой истории.
Мне, например, больно от того, что происходит с современными экранизациями.
Я думаю было бы очень полезно внимательно собеседовать режиссеров разговаривать: «А что вы хотите передать, зачем вы экранизируете это произведение?». Подростки идут и смотрят, и они потом в полной уверенности, что прочитали эту книгу, и что произведение именно про это.
И как правило, то, как сейчас это ставится на больших сценах, где большие проекты, вообще никакого отношения не имеет ни к автору, ни к произведению, ни к любви, ни вообще ни к чему.
Это горько, потому что я понимаю, что какой-то человек берёт и самоутверждается за счёт великих людей.
Ведь например, Фоменко – чудесный театральный режиссёр, надеюсь все помним. Он такой мастер режиссуры и мастер разбирать произведения. И всегда, в первую очередь, ему было интересно, что автор хотел сказать. Он как профессиональный сыщик, допытывался до самых мелочей. Потому что в тексте, как правило, всё есть.
Это так интересно разгадывать текст. Это уже этика. А сейчас слово «этика» и «профессия» любая как будто бы отсутствуют. Слово «служение» пропало. Везде. Что в учителе, что в актёре. А театр – это служение.
Это не «какая у меня будет ставка», и «меня обязательно будут показывать по телевизору».
Есть огромное количество чудесных актёров, которые всю жизнь в маленьких ролях были, вот они лучше всего вам расскажут про театр, и для них это – всё. Поэтому их спрашивали не «где вы работаете», а «где вы служите». В театре служат. В театре не про деньги вообще, на самом деле.
Вы вспомните как раньше в театр празднично наряжались, шли как на праздник и никогда не приходили без цветов, хоть одну гвоздичку какую-нибудь, но зрители несли в благодарность актёру потому что видели -это служение. Сейчас, условно говоря, «свои» приходят с цветами.
Другой вопрос, сейчас зрители так часто попадают куда-то, где они в ужасе от того что видят. Но виноват в этом, как правило, не актёр, виноват в этом режиссёр, а актёры – заложники ситуации.
У актера тоже колоссальная ответственность, ведь театральный зал так устроен, что зритель максимально открыт. Вы вспомните атмосферу театра, вы пришли отдохнуть вы пришли за впечатлениями, вы в предвкушении и тут вложить в вас можно всё что угодно-весь мусор который есть или светом наполнить через слово. Мне всегда очень хочется именно светом наполнить.
Почему молодёжи сегодня следует читать классические произведения?
Не только молодёжи, всем следует читать, но для молодежи, конечно, сейчас это особенно актуально.
Во-первых, классика обладает огромным количеством подсмыслов, и сейчас, мне кажется, чтение классики – это возможность встретить действительно потрясающего, интересного собеседника, который может погрузить тебя в какой-то другой мир.
У нас как будто бы таких людей стало значительно меньше. Или они где-то прячутся, или их так мало, что на всех не хватит. И тогда у вас есть книга, есть потрясающий собеседник, который столько всего искал, ошибался, то есть он живой человек с одной стороны, но с другой стороны знающий очень многое.
Есть среди них гении, есть просто великие, большие авторы. Как правило, все классики – невозможно образованные люди.
На посиделках я уже, наверное, авторах о 30 рассказывала – они все с потрясающим уровнем культуры, они все очень много читали. И они самообразовывались.
Образование этих авторов заключается в том, что была родительская библиотека, либо тётушкина, либо бабушкина, либо публичная. Они туда забирались и читали, читали, читали. Книги в семьях были главной драгоценностью. У отца Набокова, например, был открыт кредит в книжном магазине.
Вот навскидку взять любого поэта, известного писателя, у него было именно такое детство, отрочество или юность, он обязательно много читал и сам добирал что-то.
Во-вторых, классические авторы могут быть - учителями.
Классика задает правильный вектор, куда стоит двигаться. Даже если мы не получим ответы, то хотя бы задумаемся и начнём искать их.
Классика заставляет людей думать, связывать одно с другим. Ты вдруг понимаешь, что есть причинно-следственные связи. Одно связано с другим. И мой поступок здесь, в начале книги, оказывается, такое количество последствий вызывает в конце.
Это очень важно, потому что в школе сейчас этому не учат. А родители зарабатывают деньги, у них нет времени на это.
Чтобы осилить и прочитать классику, нужно потратить силы, это как тренировка.. Раскрою маленький секрет: не все классические произведения сразу как, например, фэнтези, захватывают с первых страниц.
Фейхтвангер, например, он невозможно интересный. Но осилить первые 10 страниц – это мука.
Я помню, когда мама подсунула мне Фейхтвангера, она сразу предупредила:
«Ксения, я очень тебя прошу, не захлопывай эту книжку на второй странице. Прямо заставь себя и продерись, как сквозь чащу, первые 10–15 страниц, и дальше ты уже не сможешь её закрыть».
Это как некая система координат, в которую нужно войти. То есть мы должны о чём-то договориться с автором, как мы дальше будем разговаривать.
В третьих классика - это путешествие. Мы всё ищем, всё изобретаем машину времени, но она уже давно изобретена. Это книга. То есть ты, открывая книгу, можешь попасть куда угодно в любое время и место, познакомиться с любыми интересными людьми.
Сейчас все любят в чужие дома залезать в телепередачах, но только в пустые неинтересные дома, досужие такие, сплетни, склоки.
Здесь ты попадаешь не просто в голову какого-то потрясающего персонажа, а в ситуацию, быт и это какое-то волшебство на самом деле, у классиков всё настолько живое, что у тебя появляется ощущение, как будто ты с живыми людьми.
Энергия этих людей –в их слове. Потому что талант – это энергия. Автор заключает её в слово и в слове она живёт вечно и это чудо. Ты открываешь книгу и питаешься этой энергией Пушкина или Паустовского, он тебя заряжает любовью к жизни, даже если ты уже на дне какой-то страшной, трагической своей личной истории.
Любой человек сейчас, не только молодой, находится в каком-то гигантском потоке информации и лжи. А человеку, который, читает классическую литературу, навешать на уши белиберду просто невозможно. Всё сразу становится ясно, ты просто видишь потерю логических связей и понимаешь, что это всё – ложь.
Потому что ты начинаешь мыслить немножко другими категориями. Становишься человеком думающим, чувствующим. И ты наполняешь себя и можешь потом отдавать- мысли,чувства,любовь…
Соответственно, классика тоже про это. Она не про эгоцентрично-нарциссические отношения, как в фильмах, которые сейчас снимают. Читатели поймут меня, о чём я.
Что ты можешь дать, если ты пустой, если ты бесконечно в ТикТоке или в любой социальной сети запрещенной или разрешенной? Это просто пылесос энергии. Они качают из тебя энергию, и ты перестаёшь думать, это отупляет. Тебе не хочется думать после этого, как будто в голове наступает амнезия.
Ровно всё наоборот с классической литературой. Ты начинаешь думать,видеть красоту этого мира. И тебе не скучно никогда. Мой ребёнок, слава богу, говорит: «Мам, я вообще не понимаю, когда люди говорят, что им скучно». Тебе самому с собой скучно? Естественно, ведь у тебя внутри ничего нет .
Какие 5 книг вы можете назвать своими любимыми сегодня?
У меня нет любимых книг. Просто вот сейчас я, например, читаю роман, который всем советую – «Лебединая песнь» Ирины Головкиной. Это совершенно невероятная книга, глубокая искренняя, о потрясающих людях, героях Белогвардейцах. Очень тяжелая книга, но важная и нужная сейчас.
Во время чтения очень много понимаешь о том, что мы потеряли, во что мы превратились и начинаешь задумываться над тем, как бы нам хотя бы чуть-чуть, не обладая вот этой культурой, которую мы потеряли, и всем тем, что знали и чувствовали они, как бы нам это постараться вернуть.
Очень мне нравятся «Письма о добром и прекрасном» Лихачёва, его воспоминания. «Дневник писателя» Достоевского. Паустовского «Повесть о жизни» очень люблю, могу в любое время открывать. Обязательно стихи Пастернака и Цветаевой.
Какую книгу бы вы хотели видеть на сцене?
Ну, не увидеть, я хотела бы сама сделать – страшно хочу экранизировать роман «Лебединая песнь». Это очень сложно.
У меня есть моноспектакль «Моя Цветаева», его я хотела бы чаще играть. Ещё у меня есть задумка о Достоевском, мне не хватает Саввы Морозова.
Могут ли книги помочь полюбить театр, а театр книги?
Ну, поможет ли театр полюбить книги – не знаю. Тут, мне кажется, нет такой связи, тем более в наше время. Сейчас прочитаешь, потом придёшь, и только разочарование это может вызвать, на мой взгляд, от увиденного.
А вот книги могут помочь полюбить театр. Если у автора талантливое видение, то, безусловно.
Кстати, на самом деле и в обратную сторону тоже. Даже если это ужасная постановка, вот у меня бы возникло желание «а дай-ка я сама прочитаю, если это настолько ужасно, почему говорят, что это великое произведение, или это великий автор, он что, вот этим велик?»
Я особо протестный товарищ, я поперёк люблю, я не люблю вместе с толпой, я бы пошла от обратного. Я бы узнала, что это за произведение, почему оно так поставлено или снято если говорить не только о театре,но и о кино. Неужели автор хотел именно это сказать?
Что интереснее, играть по классической книге, ориентируясь на опыт предшественников, или поставить спектакль по современному роману и быть первопроходцем?
Я бы соединила это, потому что опять же, смотря какой современный роман, есть ведь талантливые авторы.
Мне кажется, ты в любом случае всегда первопроходец. То есть понятно, что если этого никто не ставил, то ты первый и это будет твоё, то есть тебя не с кем сравнить, это, наверное, проще. Но с другой стороны, это же всё равно твой Чехов, это всё равно твой Достоевский.
При условии, что ты всё-таки отталкиваешься от автора. Твоё видение имеет право на жизнь в публичном пространстве, на мой взгляд, только если ты относишься с уважением к тому автору, которого ты ставишь. Если ты его любишь и уважаешь, тогда да. Если нет, если ты просто самоутверждаешься за счёт великих авторов и это не имеет права на жизнь, на мой взгляд.
Друзья, приглашаем на праздничные «Пасхальные Посиделки» Ксении Алфёровой!
Место встречи: Галерея “НИКО”, Большой Тишинский пер., д.19. стр.1
Дата и время: 22 апреля 19:30
Билеты можно приобрести по ссылке: https://posidelki-alferova.ru/
Билеты на онлайн-трансляцию: https://facecast.net/w/usovqf