Многие ошибочно полагают, что компактный армейский внедорожник лишь копия американского Виллиса. На самом деле, это совсем не так. Машины схожи по габаритам и концепции, но на этом их схожесть заканчивается. Отечественный внедорожник, был проще технически и дешевле в изготовлении. Это тот же полный привод с подключением переднего моста, но конструкция подвески, рулевого управления, трансмиссии серьезно отличались.
Найти такую машину на ходу практически невозможно. Скорей всего часть деталей уже будут заменены на современные аналоги. Более менее аутентичный советский внедорожник удалось обнаружить в Музее техники Вадима Задорожного. Собственно, все фото оттуда. Рядом стоит американский образец, поэтому сравнить было с чем, не отходя от ГАЗика.
Разработкой внедорожника занимались во время Великой Отечественной. Времени рисовать, какой то дизайн или искать кузовные штампы просто не было. Поэтому обратите внимание на угловатые формы крыльев и других элементов. Листовой металл просто гнули вручную по шаблонам, создавая кузов чуть ли не голыми руками.
Часть деталей позаимствовали у других моделей ГАЗ. Например панель приборов. Вот он настоящий минимализм. Предшественника ГАЗ-67, модель ГАЗ-64 начали проектировать зимой 1941 года. Естественно, с оглядкой на американские образцы. Но потом оказалось, что модель имеет ряд проблем, которые требовали радикальных изменений.
Максимально аскетичный интерьер, при этом, в случае необходимости, мог вместить не только бойцов, но и массу разноплановых грузов.
В серию вездеход ГАЗ-67 попал только в 1943 году, а с января 1944 года получил обозначение ГАЗ-67Б. Разработкой занимался талантливый конструктор Виталий Андреевич Грачев. Обратите внимание на вентиляционные отверстия на капоте. Видели подобное решение на американских армейских внедорожниках? Кстати, бензобак у ГАЗ-67 располагался сразу за капотом. На фото ниже даже черная крышка заливной горловины видна.
Советский автомобиль должен был выполнять массу различных функций и стать универсальным помощником. К мощной раме, в обязательно порядке, крепили буксировочную проушину. Машина зачастую выступала в качестве тягача для легкой артиллерии или просто таскала прицепы.
Запаску крепили к заднему борту. В этом пожалуй и есть основная схожесть с американскими аналогами. Правда шины и сами колесные диски были другими.
Передняя подвеска тоже серьезно отличалась от того же Виллиса. Как и рулевое управление. Ну и естественно тормоза. У советского армейского внедорожника они были механические, а не гидравлические.
Рычажные амортизаторы имеют интересную конструкцию и могут удивить людей, которые никогда такого не видели. Вместо цилиндрической трубы со штоком, здесь рычаг со стойкой. Ну и двойные рессоры, тоже довольно нетривиальное техническое решение.
Далее рычаги сцепления и тормоза, закрепленные на общей оси. В современных авто такого не увидишь. Все просто и надежно. Никаких лишних "соплей". Ломаться особо нечему, а если сломается, то можно починить голыми руками.
Передний мост со смещенным редуктором. Смещение ближе к правому колесу.
Под капотом ГАЗ-67 стоит 3.3 литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью всего 54 л.с. Мощность казалась бы небольшая, но вот крутящий момент хороший. А это то, что нужно любому внедорожнику.
Вот там виднеется хвостовик раздаточной коробки передач. Судя по тому, что кардана нет, то музейная машина переднего привода уже лишена. Перемещается исключительно посредством вращения задних колес.
А вот и передний мост с голым хвостовиком. Возможно реставраторы не нашли подходящий карданный вал. Но особенность машины такова, что можно ездить и без него.
С выхлопной системой конструкторы особенно не церемонились. Небольшая банка глушителя за правым колесом и всё. Опять же просто и доступно. Возможно акустический комфорт страдает. Но в условиях войны, этот аспект волнует в последнюю очередь.
Задний мост хоть и похож на передний, но не совсем. Здесь редуктор не смещен, а стоит по центру.
Стоят те же рычажные амортизаторы, что и спереди. Хотя на соседнем Виллисе стоят уже более современные, к внешнему виду которых мы все привыкли.
Здесь карданный вал на месте. Одним концом крепится к редуктору моста, а вторым к раздаточной коробке.
Этот механизм позволяет регулировать на ГАЗ-67 угол наклона лобового стекла.
Решетка радиатора с эмблемой Горьковского автозавода им. Молотова
ГАЗ-67 выпускали вплоть до 1953 года. Автомобиль нашел применение не только в Армии, но и в других сферах народного хозяйства. Было собрано более 90 000 машин!
Из-за того, что выпуск армейского внедорожника наладили только во второй половине Великой Отечественной, то о массовом применении говорить не приходиться. Большая часть легких внедорожников для фронта поступала по лэнд-лизу. Здесь американский автопром помог Красной Армии существенно.
Но и этот советский автомобиль, безусловно, сыграл свою позитивную роль в Победе. Наши инженеры доказали, что даже в условиях полного отсутствия ресурсов, времени и сил, можно разработать, и поставить на конвейер востребованную машину.
В 1953 году, вместо ГАЗ-67Б, на конвейере горьковского автозавода появится настоящая легенда советского автопрома... ГАЗ-69. Но это совсем другая история.