"Перемен!" — требуют наши сердца.
"Перемен!" — требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен: "Перемен!
Мы ждем перемен!"
(из песни рок-группы "Кино")
В апреле 1985 года начались события, которые без сомнения ждала вся страна, но при этом каждый вкладывал свои надежды, каждый ожидал своей Перестройки. Настроение на необходимость кардинальных перемен было всеобщим, потому любой заявивший о реформах мог рассчитывать на быструю популярность.
23 апреля 1985 года в г. Москве состоялся пленум, то есть такое расширенное совещание, Центрального Комитета КПСС, официальным поводом для которого было решение вопроса о созыве через год очередного съезда Коммунистической партии Советского Союза. Никакой особой экстренности в самом этом решении вроде бы не предвиделось, всё по установившейся уже схеме — одна пятилетка заканчивалась, другая должна была начаться, а партийный съезд как связующее звено, обеспечивающее поступательность. И, однако, от доклада нового генерального секретаря ждали очень многого. Как никак 5 лет уже как наступили 1980-е, но вряд ли кто-то из высокопоставленных лиц решился бы утверждать, что материально-техническая база коммунизма фактически построена.
Хотя действовавшая программа почти не содержала конкретных количественных критериев и коммунизм должно скорее не наблюдать, а ощущать, но вот этого самого ощущения в массовом порядке и не происходило.
Итак, доклад генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачёва ожидаемо стал стержневым для пленума. Надо сказать, что даже по нынешним меркам горбачёвская речь может восприниматься как вполне революционная. А с другой стороны, если не знать, в связи с какими событиями и кем озвучен этот доклад, то, за исключением нескольких упоминаний 1983 года, он весь вполне мог быть актуален и в 1960-е, и в 1950-е, и в 1930-е. И всё-таки это было началом именно Перестройки как очень короткой, но решающей эпохи в истории Советского Союза.
Пожалуй, первым сигналом после брежневского благодушия с его бесконечным любованием всё сокращающимися успехами в докладе Горбачёва было относительно короткое обязательное описание всего достигнутого к текущему моменту: .
Страна достигла больших успехов во всех областях общественной жизни. Опираясь на преимущества нового строя, она в короткий исторический срок совершила восхождение к вершинам экономического и социального прогресса. Советский Союз ныне располагает мощной, всесторонне развитой экономикой, квалифицированными кадрами рабочих, специалистов, ученых. По многим направлениям развития производства, науки и техники мы прочно занимаем ведущие позиции в мире.
Казалось бы, со слов официального руководителя Коммунистической партии, Советский Союз достиг совершенства. Всё, конец истории. Чтобы потешить фантазёров о беззаботной жизни в СССР можно ещё добавить кое-что.
Впервые в истории человек труда стал хозяином страны, творцом своей судьбы. Гарантированное право на труд и его вознаграждение, забота общества о человеке от его рождения до глубокой старости, широкий доступ к духовной культуре, уважение к достоинству и правам личности, неуклонное расширение участия трудящихся в управлении — все это непреходящие ценности, неотъемлемые черты социалистического образа жизни.
За не очень продолжительным в тот раз дифирамбом последовало то, чего долго ожидала публика — разговор на тщательно и опрометчиво внедрявшийся 70 лет тандем вопросов "кто виноват?" и "что делать?". Интересно, что знаковое выступление Горбачёва М. С. происходило ваккурат между двумя юбилеями — 115-летием со дня рождения В. И. Ленина и 40-летней годовщиной Победы. Так что появление жизнерадостного лидера у партии и страны, а если брать шире, то и у почти всего мира социализма, казалось как нельзя своевременным.
Был ли у Михаила Сергеевича коварный план по развалу СССР и реставрации капитализма — это больше похоже на паранойяльный вариант так называемой "теории заговора". Скорее всего, у него не было совсем никакой продуманной программы, сам Горбачёв М. С. в интервью после ухода из власти давал противоречивые ответы на вопрос насколько рассчитана была Перестройка в 1985 году. Успех его речи на апрельском пленуме и последующих публичных выступлений обусловлен был не открытыми публике неведомыми истинами, а смелым высказыванием банальностей. Новизна оказалась именно в том, что теперь разговор о недостатках и призывы ко всему хорошему стали занимать бОльшую долю дискурса.
Развитие советского общества в решающей мере будет определяться качественными сдвигами в экономике, переводом ее на рельсы интенсивного роста, всемерным повышением эффективности. Именно с этих позиций должны оцениваться положение в народном хозяйстве и определяться задачи на будущее.
Насколько власть предержавший выходец из Ставрополья являлся протеже недолгого генсека и бывшего шефа могущественного КГБ Ю. В. Андропова вряд ли можно точно просчитать, но указание на преемственность на лицо.
Благодаря активной работе партии, начиная с 1983 года, удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку.
Именно в апреле 1985 года и прозвучал первый перестроечный лозунг — "ускорение".
Главный вопрос сейчас в том, как и за счет чего страна сможет добиться ускорения экономического развития.
И как бы в оправдание такой возможности:
Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности.
Советский обыватель за предшествующее десятилетие так соскучился по живому слову, что не заметил, что всё это в общих чертах уже говорилось в своё время. За ХХ столетие терминология изменилась, вряд ли у Ленина В. И. в многочисленных статьях, посвящённых НЭПу, часто встретятся "инвестиционная политика" или "научно-технический прогресс", зато почти все выпускники советской школы наверняка помнят, что "коммунизм — это советская власть и электрификация всей страны", а более продвинутые помнят о тех надеждах, что возлагал Ленин В. И. на сделки по концессиям для западных компаний. Популярный в ранней Перестройке хозрасчёт — это термин, знакомый читателям уже сталинских статей.
Необходимо повысить спрос с конкретных лиц, в том числе и законодательный, за сохранность и правильное использование всех материальных ценностей. Надо навести должный порядок на каждом предприятии и стройке, в каждом колхозе и совхозе, в каждой организации. Без этого ни о каком рациональном хозяйствовании, росте эффективности экономики не может быть и речи.
Бесхозяйственность и расточительность — практически неотъемлемые качества советской экономики за исключением, разве, военного времени. Здесь можно вспомнить и о "трёх колосках", и о брежневском афоризме "экономика должна быть экономной". Революционность дискурса 1985 года была не в новизне проблем и направлений, а в попытке оптимизировать всё и сразу в самые кратчайшие сроки. Потому и начиналось всё весьма эйфорически.
NB! Оформив подписку "премиум", можно заказать статью наинтересующую тему. Побробности в статье, ссылка выше.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.