Найти в Дзене
Аслан Нахушев

"И это все о нем- 4" . Кому принадлежит "Роснефть"

Четвертый год войны с объединенным Западом. Второй по значимости фронт проходит в океане, где сотни "серых" танкеров развозят по всему миру российское черное золото - кровь российской военной машины , успешно противостоящей США и НАТО. И ничего с этим поделать наши супостаты не могут. Около 50 % этого стратегического фронта держит Публичное акционерное общество "Роснефть" во главе со своим Главкомом Игорем Ивановичем Сечиным. Около 6 триллионов рублей поступили в бюджет воюющей страны в 2024 году от своего крупнейшего налогоплательщика. Чтобы такое стало возможно, была проделана очень большая работа... В ходе большой приватизации нефтяной отрасли России в середине девяностых годов прошлого века олигархические группировки в окружении Президента Б.Ельцина поделили между собой почти все наиболее рентабельные и перспективные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия России. Наименее доходные и бесперспективные активы , оставшиеся после приватизации были включены в го

Четвертый год войны с объединенным Западом. Второй по значимости фронт проходит в океане, где сотни "серых" танкеров развозят по всему миру российское черное золото - кровь российской военной машины , успешно противостоящей США и НАТО. И ничего с этим поделать наши супостаты не могут.

Около 50 % этого стратегического фронта держит Публичное акционерное общество "Роснефть" во главе со своим Главкомом Игорем Ивановичем Сечиным.

Около 6 триллионов рублей поступили в бюджет воюющей страны в 2024 году от своего крупнейшего налогоплательщика.

Чтобы такое стало возможно, была проделана очень большая работа...

В ходе большой приватизации нефтяной отрасли России в середине девяностых годов прошлого века олигархические группировки в окружении Президента Б.Ельцина поделили между собой почти все наиболее рентабельные и перспективные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия России.

Наименее доходные и бесперспективные активы , оставшиеся после приватизации были включены в государственную холдинговую компанию «Роснефть» .

После прихода к власти в России В. Путина, новым руководством страны было принято стратегическое решение сделать ключевым «драйвером роста» экономики страны государственный сектор, для чего, в том числе, провести реприватизацию ключевых активов топливно-энергетического комплекса. При этом преследовались две главные цели:

во-первых: наполнить доходную часть бюджета страны, находящуюся постоянно под угрозой дефолта и не выполняющую даже значительно урезанные за время «капиталистических рыночных реформ» социальные обязательства, что в свою очередь приводило к постоянной острой социально-политической напряженности и дестабилизации и реально угрожало центральной власти ;

во-вторых : «цивилизованно» перераспределить контроль за крупным и доходным бизнесом от «старых ельцинских олигархов» к лицам из ближайшего окружения нового лидера

Центром консолидации государственных нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли была выбрана РН, на тот период явный аутсайдер отрасли, продолжающий оставаться среди вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКи) единственным «островом» безнадежно устаревшей и неэффективной системы советского управления производством и бизнесом, что дополнительно мультиплицировало текущее нарастание отставания компании и ухудшение ее финансово-экономических и производственных показателей.

Неформальным куратором нефтяной отрасли в целом и консолидации нефтяных активов в «Роснефти» в частности был назначен Игорь Иванович Сечин , в то время заместитель Главы администрации Президента РФ.

По предложению И.Сечина в начале 2003 года ВПР было принято решение «добровольно -принудительно» выкупить у старых олигархов все ВИНКи за исключением ОАО «Сургутнефтегаза» и ОАО «ЛУКойл». После чего консолидировать выкупленные активы в ОАО «Роснефть».

В соответствии с этой стратегией Президента России к 2006 году свыше 80 % нефтяной и газовой отрасли России должно было контролироваться государством и ближайшим окружением Президента РФ. В качестве частной «антимонопольной альтернативы» тогда предполагалось оставить в нефтяной отрасли ОАО «ЛУКойл» , в газовой отрасли ОАО «НОВАТЭК».

Р.Абрамович ( ОАО «Сибнефть») сразу же согласился следовать этой стратегии. Остальные нефтяные олигархи в 2002-2003 году попытались «спасти» свои нефтяные компании «спрятавшись за авторитетного западного партнера», через продажу части нефтяного бизнеса стратегическому западному инвестору.

М. Фридману ( «Альфа Групп») и его партнерам удалось это сделать , продав 50 % акций ВИНК «ТНК» «British Petroleum» в середине 2004 года с образованием совместного с английской корпорацией ВИНК «ТНК-ВР».

ТНК еще до установления партнерских отношений с BP имел несколько крупных совместных с британцами нефтедобывающих активов на территории России. Эти активы были поделены между ААR и ВР в результате серии корпоративных войн между ними в 1998-2001 годы за активы ВИНК «Сиданко» , в которых непосредственное участие принимали Администрация США и Правительство Великобритании на стороне BP. И. Сечин в 2004 году, ведя войну за ЮКОС, не решился вступать в противоборство еще и с авторитетной западной корпорацией. Поэтому ТНК на время «была оставлена в покое».

М.Ходорковский после неудачного проекта слияния ОАО «ЮКОС» с «Shevron» не сдался, попытался вступить в «цивилизованную» борьбу с Кремлем и проиграл. Его ВИНК был ликвидирован. Основной нефтедобывающий актив ЮКОСа – ОАО «Юганскнефтегаз» в октябре 2004 года был включен в состав РН, что существенно улучшило основные показатели Компании и в совокупности с совпавшим по времени резким улучшением внешнеэкономической конъюктуры на мировом рынке энергоносителей в 2005-2008 году обеспечило РН экстенсивный рост ее бизнеса и финансово-экономических показателей вплоть до середины 2012 года

Наряду с временным ростом показателей Компании за счет захваченных активов ЮКОСа , РН активно использовалась властью для выполнения взятых Кремлем социально-экономических обязательств перед населением страны, для искусственной поддержки неэффективных промышленных предприятий и целых отраслей российской экономики , что существенно обременяло Компанию и сдерживало ее развитие.

Кроме того , РН в 2003-2010 годы находилась в определенной изоляции среди международного отраслевого сообщества, имела негативную репутацию и была скована старой бюрократической системой управления , оставшейся ей в наследство от советского периода , что создавало серьезные препятствия проведению реформ бизнеса и производства в соответствии с передовым западным управленческим опытом.

И. Сечин, неформально фактически осуществлявший единоличное верховное руководство Компанией все эти годы, в целом отдавал себе отчет в слабых сторонах РН . Он в 2005-2012 годы пытался улучшить ситуацию, в основном старым способом , захватывая более перспективные и эффективные российские активы и в основном безуспешно пытаясь наладить стратегические партнерские отношения с крупнейшими нефтяными корпорациями мира с целью использования их НОУ-ХАУ в управлении и технологиях.

Под руководством И. Сечина в ранге вице-премьера Правительства России по ТЭК в середине 2009 года была предпринята первая попытка поглощения РН «ТНК-ВР», закончившаяся тогда неудачно для Игоря Ивановича

И. Сечин воспользовался очередным внутрикорпоративным конфликтом между ВР и его российскими партнерами во главе с «Альфа групп», возникшем по вопросу использования дивидендов корпорации. Вице-премьер, с одной стороны, «чужими руками» создал невыносимые условия для работы в России английского топ - менеджмента группы, свалив перед англичанами вину за это на М. Фридмана. С другой стороны РН предложил акционерам BP продать их долю в компании и получил их согласие.

Главе Правления ВИНКа Р.Дадли был закрыт въезд в Россию , ему угрожали арестом за «уклонение от уплаты налогов»

Однако эта сделка была заблокирована «по политическим мотивам» усилиями Президента РФ Д. Медведева, выступавшего тогда в блоке с Г. Тимченко и Л.Кудриным, которые руководствовались в этом мотивацией борьбы за контроль над ТЭКом страны. AAR, получив поддержку на таком уровне, пошли против воли И. Сечина и оспорили продажу доли BP РН в международном арбитраже. Председатель Правительства и фактический лидер страны . В. Путин тогда занял в этом вопросе позицию невмешательства.

Следующую попытку поглощения ТНК-ВР И.Сечин предпринял уже во второй половине 2012 года, когда внутриполитические условия для этого изменились для него в более благоприятную сторону . Позиции Д.Медведева значительно ослабли, а И. Сечина наоборот возросли. Последнему удалось разграничить «зоны влияния» с Г.Тимченко и Ю.Ковальчуком, что сняло напряжение во взаимоотношениях между ними.

В то же время реальное финансово-экономическое положение РН и состояние его производства к середине 2012 года ухудшились насколько, что для Компании появилась угроза в среднесрочной перспективе к середине 2015 года (даже при сохранении текущих сверхвысоких цен на нефть и прогнозируемого на этот период курсом рубля) стать устойчиво убыточной. В случае резкого падения цен на нефть уйти в убыток практически немедленно после этого. Это в свою очередь могло оказать негативное влияние на общее социально-экономическое развитие страны в третий президентский срок В.Путина и лояльность ему большинства населения страны, фактически живущей на т.н. « газо-нефтяную ренту» от перераспределения части сверх доходов сырьевых компаний на социальные нужды.

ТНК-BP напротив, находясь под полным операционным и значительным стратегическим управлением западной корпорации поступательно повышало свою эффективность и к началу 2012 года стало самой эффективной по операционным показателям ВИНК России.

На этот раз , заручившись полной поддержкой В. Путина, И. Сечин легко осуществил поглощение ТНК-ВР в пользу РН через выкуп доли у Группы М.Фридмана, доли ВР и через обмен акциями между РН и ВР

Принципиально новыми для российской стороны в этой стратегической операции на рынке M&A являлся следующий момент :

Ставка И. Сечина на ВР и других западных стратегических партнеров РН (ExxonMobil Oil Corporation, Eni S.p.A, Statoil ASA, Morgan Stanley) в целях тотальной реорганизации системы управления бизнесом и производством РН на основании передовых международных стандартов и независимого доступа РН к « полностью коммерческим западным инвестициям в ее развитие».

При проведении независимого анализа стратегической реструктуризации бизнеса РН в 2013 году необходимо также учитывать, что наряду с ростом нефтяной части бизнеса Компании , РН консолидировало 12% добычи и продаж газа в России , поглотив в июле 2013 года помимо газового бизнеса ТНК (40, 2 % добычи газа в РН), второго независимого газового оператора в России после ОАО «НОВОТЭК» ( 19 % добычи и продаж) - ООО «НГК ИТЕРА» (27,8 %)[1] . Помимо этого, в декабре 2013 года РН разменяло с НОВОТЭКом газодобывающие активы в полярной области , консолидировав 100 % газового месторождения в ОАО «Сибнефтегаз», что потенциально к концу 2014 года может привести к увеличению российской доли добычи газа РН до 14, 8 % .

Однако, РН ( наряду с ОАО «Газпром») вне зависимости от степени глубины интеграции с западными партнерами и успешности проводимой тотальной реорганизации продолжало оставаться ключевой частью - донором существования и функционирования российской социально-экономической системы и финансово-экономической поддержки режима.

Назначая И.Сечина в мае 2012 года по сути временным владельцем и генеральным директором РН В.Путин поставил перед ним главную цель: «РН в среднесрочной перспективе должна стать крупнейшей в мире по капитализации, добыче , запасам и доходности открытой ВИНК мира»

Став Президентом и Председателем Правления РН И. Сечин сосредоточил в своих руках единоличную власть, как в Правлении так и в Совете директоров РН. Помимо этого по политическому влиянию он продолжает входить в число пяти самых влиятельных лиц государства, а в отношении влияния на принятие решений В.Путиным по вопросам, связанным с ТЭК России, остается «человеком № 2» в России. Это сделало систему корпоративного управления РН похожей на арабские «государственные» нефтяные корпорации, фактически единолично принадлежащие и управляемые членами правящих монархических династий. Однако в этом у РН есть существенное отличие : И. Сечин пытается совмещать роль «российского нефтяного шейха» и СЕО прозрачной и открытой компании западного типа.

Будем честны – «Роснефть» публичное акционерное общество лишь условно. Компания на самом деле не является независимой коммерческой организацией с контрольным пакетом у государственного «Роснефтегаза» ( какой должна быть в соответствии с официальными правоустанавливающими документами). Она не является государственной корпорацией или ФГУПом. Здесь можно говорить о некой новой форме собственности , может быть ее можно было бы условно назвать «народно-президентской».

«Роснефть» полностью контролирует только один человек – Президент РФ Путин В.В. через свое доверенное лицо – И. Сечина. Никакими другими крупными акционерами здесь и не пахнет. Хотя они формально присутствуют в реестре и Совете Директоров и даже его Председатель –катарский принц.

«Роснефтью» стратегически управляет и распоряжается В. Путин , которому неформально это право доверило подавляющее большинство российского народа на выборах Президента. Управляет в стратегических интересах народа и государства…, как он их понимает.

Поэтому «Роснефть» нельзя захватить или вообще как то существенно повлиять на ее капитализацию , например путем обрушения мировых цен на нефть, скупкой акций на бирже, через размывание пакета через дополнительную эмиссию, внедрением «троянского коня» в высшее управление и т.д., в отличии от многих других хозяйствующих субъектов.

Настоящее главное предназначение «Роснефти» по мнению его единственного владельца – зарабатывать деньги для финансирования многочисленных задач стоящих перед государством ( в первую очередь социальных и политических), а вовсе не прибыль акционеров или рост ее собственной капитализации .

Основными ориентирами условной реальной цены «Роснефти» могут быть специальные коэффициенты на основании операционной прибыли (EBITDA или операционная маржа) , операционной эффективности бизнес-производственной деятельности (OME) и количества извлекаемых и рентабельных запасов ( ABC1-2 по классификации SEC). Если сравнить эти показатели с аналогичными данными крупнейших родственных компаний мира за 2024 год, то обнаружиться , что «Роснефти» практически вообще ничего не стоит.

-2

Да еще стоит учитывать , что даже при операционной эффективности на 20 % ниже чем у основных своих мировых «родственников» и традиционном российском воровстве и куче потерь по халатности и безответственности на всех уровнях управления ( еще около 10 % операционной прибыли) , финансово-экономические показатели РН даже за 2024 год ( война и беспрецедентные санкции всего , что только есть у компании) не только сопоставимы с основными мировыми конкурентами, а корпорация занимает твердое второе место в мире после «Сауди Арамко» оперирующей всей нефтью Саудовской Аравии.

Будущая перспективность ( ожидаемое время , когда операционная эффективность, степень воровства и халатности снизятся до уровня конкурентов ) просто зашкаливает и несопоставима ни с одним из мировых энергетических гигантов.

Если у старичков - «Эксон» и «Тоталь» все их основные достижения и быстрые победы ( quick wins) над потерями (waste production) уже в прошлом, то у «Роснефти» здесь поле непаханое.

«Народно - Президентское Акционерное общество» имеет сумасшедший резерв для дальнейшего роста стоимости и финансово-экономических показателей!

Итак, вывод: действительно официально компания дико недооценена. Абсолютно неважно, во сколько миллиардов «Роснефть» оценивается сейчас на NYSE или LSE … потому что ее сегодня невозможно продать, ни оптом ни по частям!

«Роснефть» сегодня ничего не стоит и бесценна одновременно.

Ну а задачу стать второй по капитализации нефтяной компанией мира после "Арамко" никто не отменял . Автору полагает , что после Победы, это вполне возможно уже в течении ближайших пяти лет. Хотя это и неважно по большому счету для России, но приятно ...как рекорд Александра Овечкина