В последние годы Турция активно привлекает внимание не только туристов, но и тех, кто проводит здесь длительное время. Один из самых частых бытовых вопросов — что делать с машиной? Покупать на месте или везти из-за рубежа?
На первый взгляд, всё просто: за границей авто дешевле. Но в Турции действует своя логика ценообразования, основанная на специфической налоговой системе. А растаможка способна превратить даже доступный автомобиль в «золотую повозку». Разберёмся, что почём, и почему экономия — не всегда экономия.
Авторынок Турции в 2025 году: что происходит
На начало 2025 года в Турции наблюдается интересная ситуация на рынке автомобилей. После нескольких лет нехватки машин и взлёта цен (особенно в период пандемии и логистического кризиса), началась заметная стабилизация.
Ключевые изменения:
- Снижение цен на новые автомобили — в среднем на 10–15%.
- Увеличение количества предложений на рынке б/у авто — особенно после того, как владельцы начали избавляться от машин, купленных по завышенным ценам.
- Снижение спроса на дорогие модели из-за увеличения налоговой нагрузки и экономической нестабильности.
Сейчас дилеры активно предлагают скидки, особенно на модели прошлого года. Тем не менее, даже с учетом акций, турецкие цены на автомобили часто удивляют тех, кто сравнивает их с европейскими или российскими.
Почему машины в Турции такие дорогие?
Ответ — в налогах. В Турции цена автомобиля может увеличиться в 2–3 раза только за счёт налогов и сборов. Главные виновники — ÖTV и KDV.
ÖTV (Özel Tüketim Vergisi) — специальный налог на потребление
Он рассчитывается в зависимости от стоимости автомобиля и объема двигателя. Чем выше эти параметры — тем выше налог. Например:
- Для автомобиля с двигателем до 1.6 л и стоимостью до 1 591 200 TL, ÖTV может составлять 45–80%.
- Для авто с объемом от 1.6 до 2.0 л — уже 130–150%.
- А если цена автомобиля превышает определённый лимит, то ставка может достигать 220%!
KDV (Katma Değer Vergisi) — налог на добавленную стоимость
После начисления ÖTV, сверху к общей сумме добавляется ещё 18% НДС. То есть налог платится не от базовой стоимости авто, а уже с учётом увеличения из-за ÖTV. Получается эффект "налога на налог".
MTV (Motorlu Taşıtlar Vergisi) — ежегодный налог на транспорт
Он зависит от возраста автомобиля, объема двигателя и рыночной стоимости. Например:
- Для авто с двигателем до 1.6 л и возрастом до 3 лет — около 8 400 TL в год.
- Чем мощнее и новее авто — тем выше сумма.
Дополнительные расходы при покупке авто в Турции
- Регистрация автомобиля (trafik tescil) — с оформлением номерных знаков и документов.
- ОСАГО (Zorunlu Trafik Sigortası) — обязательная страховка.
- Техосмотр (muayene) — для автомобилей старше 3 лет, проводится каждые 2 года.
- Страховка Kasko — добровольная, но очень желательная, особенно в крупных городах.
Все эти расходы также нужно учитывать в общей стоимости владения авто в Турции.
А если всё-таки привезти автомобиль из-за границы?
Многие считают, что покупка автомобиля за границей и доставка его в Турцию — экономичный путь. Но как только вы сталкиваетесь с растаможкой, становится ясно: лёгким этот путь не будет.
Что включает растаможка:
- ÖTV — по ставке, как для местных автомобилей.
- KDV — 18% от суммы с учётом ÖTV.
- Прочие сборы — услуги брокеров, сертификация, переводы документов, проверка на соответствие стандартам и т. д.
Простой пример: вы покупаете автомобиль за 15 000 евро. После растаможки и всех сборов он может обойтись в 30 000 евро и более — то есть экономия попросту исчезает.
Сравним: что выгоднее — покупать или везти?
ПараметрПокупка в ТурцииВвоз с растаможкойБазовая цена автоВышеНижеНалогиÖTV, KDV, MTVÖTV, KDV + сборыСрокиБыстро, сразуДолгая процедураВозможность продать автоДаДа (после регистрации)Поддержка, гарантияЕстьЗависит от страны покупкиИтогоУдобнее, но дорожеСложнее, итоговая цена почти та же
А как обстоят дела с электромобилями?
Электрокары в Турции набирают популярность, особенно после запуска национального бренда TOGG. У них снижен ÖTV:
- Например, для электромобилей с мощностью до 160 кВт и стоимостью до определённого лимита ставка всего 10%.
- Однако на мощные и дорогие модели (например, Tesla или Porsche Taycan) налог всё равно может превышать 60–80%.
Электрокары освобождены от MTV, что делает их привлекательными в долгосрочной перспективе.
Заключение: стоит ли ввозить авто в Турцию?
На практике — нет. Несмотря на кажущуюся выгоду, процедура растаможки нивелирует разницу в цене. Вы получите те же расходы, но с добавлением бюрократии, времени и риска.
Покупка автомобиля в Турции, несмотря на высокие налоги, даёт вам:
- Легальную и прозрачную регистрацию.
- Гарантийное обслуживание.
- Простоту перепродажи.
- Отсутствие юридических «мин».
Совет: если вы планируете находиться в Турции долго и активно использовать автомобиль — проще, спокойнее и в итоге выгоднее купить его здесь.
А вот если вы не хотите растамаживать авто, но хотите ездить по Турции без лишних проблем — не пропустите следующий пост! Расскажу, как туристу с ВНЖ можно пользоваться машиной в Турции без растаможки. Всё по закону