Найти в Дзене

Цены на машины в Турции падают, но не спешите везти авто из-за границы – вот почему.

Оглавление

В последние годы Турция активно привлекает внимание не только туристов, но и тех, кто проводит здесь длительное время. Один из самых частых бытовых вопросов — что делать с машиной? Покупать на месте или везти из-за рубежа?

На первый взгляд, всё просто: за границей авто дешевле. Но в Турции действует своя логика ценообразования, основанная на специфической налоговой системе. А растаможка способна превратить даже доступный автомобиль в «золотую повозку». Разберёмся, что почём, и почему экономия — не всегда экономия.

Авторынок Турции в 2025 году: что происходит

На начало 2025 года в Турции наблюдается интересная ситуация на рынке автомобилей. После нескольких лет нехватки машин и взлёта цен (особенно в период пандемии и логистического кризиса), началась заметная стабилизация.

Ключевые изменения:

  • Снижение цен на новые автомобили — в среднем на 10–15%.
  • Увеличение количества предложений на рынке б/у авто — особенно после того, как владельцы начали избавляться от машин, купленных по завышенным ценам.
  • Снижение спроса на дорогие модели из-за увеличения налоговой нагрузки и экономической нестабильности.

Сейчас дилеры активно предлагают скидки, особенно на модели прошлого года. Тем не менее, даже с учетом акций, турецкие цены на автомобили часто удивляют тех, кто сравнивает их с европейскими или российскими.

Почему машины в Турции такие дорогие?

Ответ — в налогах. В Турции цена автомобиля может увеличиться в 2–3 раза только за счёт налогов и сборов. Главные виновники — ÖTV и KDV.

ÖTV (Özel Tüketim Vergisi) — специальный налог на потребление

Он рассчитывается в зависимости от стоимости автомобиля и объема двигателя. Чем выше эти параметры — тем выше налог. Например:

  • Для автомобиля с двигателем до 1.6 л и стоимостью до 1 591 200 TL, ÖTV может составлять 45–80%.
  • Для авто с объемом от 1.6 до 2.0 л — уже 130–150%.
  • А если цена автомобиля превышает определённый лимит, то ставка может достигать 220%!

KDV (Katma Değer Vergisi) — налог на добавленную стоимость

После начисления ÖTV, сверху к общей сумме добавляется ещё 18% НДС. То есть налог платится не от базовой стоимости авто, а уже с учётом увеличения из-за ÖTV. Получается эффект "налога на налог".

MTV (Motorlu Taşıtlar Vergisi) — ежегодный налог на транспорт

Он зависит от возраста автомобиля, объема двигателя и рыночной стоимости. Например:

  • Для авто с двигателем до 1.6 л и возрастом до 3 лет — около 8 400 TL в год.
  • Чем мощнее и новее авто — тем выше сумма.

Дополнительные расходы при покупке авто в Турции

  • Регистрация автомобиля (trafik tescil) — с оформлением номерных знаков и документов.
  • ОСАГО (Zorunlu Trafik Sigortası) — обязательная страховка.
  • Техосмотр (muayene) — для автомобилей старше 3 лет, проводится каждые 2 года.
  • Страховка Kasko — добровольная, но очень желательная, особенно в крупных городах.

Все эти расходы также нужно учитывать в общей стоимости владения авто в Турции.

Gümrük - Таможенная служба
Gümrük - Таможенная служба

А если всё-таки привезти автомобиль из-за границы?

Многие считают, что покупка автомобиля за границей и доставка его в Турцию — экономичный путь. Но как только вы сталкиваетесь с растаможкой, становится ясно: лёгким этот путь не будет.

Что включает растаможка:

  1. ÖTV — по ставке, как для местных автомобилей.
  2. KDV — 18% от суммы с учётом ÖTV.
  3. Прочие сборы — услуги брокеров, сертификация, переводы документов, проверка на соответствие стандартам и т. д.

Простой пример: вы покупаете автомобиль за 15 000 евро. После растаможки и всех сборов он может обойтись в 30 000 евро и более — то есть экономия попросту исчезает.

Сравним: что выгоднее — покупать или везти?

ПараметрПокупка в ТурцииВвоз с растаможкойБазовая цена автоВышеНижеНалогиÖTV, KDV, MTVÖTV, KDV + сборыСрокиБыстро, сразуДолгая процедураВозможность продать автоДаДа (после регистрации)Поддержка, гарантияЕстьЗависит от страны покупкиИтогоУдобнее, но дорожеСложнее, итоговая цена почти та же

Togg
Togg

А как обстоят дела с электромобилями?

Электрокары в Турции набирают популярность, особенно после запуска национального бренда TOGG. У них снижен ÖTV:

  • Например, для электромобилей с мощностью до 160 кВт и стоимостью до определённого лимита ставка всего 10%.
  • Однако на мощные и дорогие модели (например, Tesla или Porsche Taycan) налог всё равно может превышать 60–80%.

Электрокары освобождены от MTV, что делает их привлекательными в долгосрочной перспективе.

Заключение: стоит ли ввозить авто в Турцию?

На практике — нет. Несмотря на кажущуюся выгоду, процедура растаможки нивелирует разницу в цене. Вы получите те же расходы, но с добавлением бюрократии, времени и риска.

Покупка автомобиля в Турции, несмотря на высокие налоги, даёт вам:

  • Легальную и прозрачную регистрацию.
  • Гарантийное обслуживание.
  • Простоту перепродажи.
  • Отсутствие юридических «мин».

Совет: если вы планируете находиться в Турции долго и активно использовать автомобиль — проще, спокойнее и в итоге выгоднее купить его здесь.

А вот если вы не хотите растамаживать авто, но хотите ездить по Турции без лишних проблем — не пропустите следующий пост! Расскажу, как туристу с ВНЖ можно пользоваться машиной в Турции без растаможки. Всё по закону