Кинокартины о жутких чудовищах и зловещих монстрах издавна будоражили воображение зрителей. Достаточно вспомнить классику жанра - всемирно известные голливудские фильмы «Челюсти», «Нечто», «Чужие», «Хищник», «Парк Юрского периода», и многие другие.
Среди «страстей-мордастей» отечественного производства по большей части запомнились старые советские фильмы «Вий» (1967), «Дикая охота короля Стаха» (1979), «Господин оформитель» (1988). С тех пор прошли годы. И наши любители острых ощущений явно соскучились по новым увлекательным «ужастикам».
И вот, 17 апреля 2025 г. состоялась премьера нового российского фантастического приключенческого боевика «Кракен», снятого режиссёром Н. Лебедевым. Продюсером выступила кинокомпания «ТРИТЭ» Никиты Михалкова (совместно с «Россией 1», «Централ Партнершип» и «Фондом кино»).
С первых же кадров на экране развернулось зрелище красочное, масштабное, и … чем-то перекликающееся с последней новинкой кинопроката «Северный полюс» (25 фев. 2025 г). Герои обеих лент – отважные моряки-подводники – охраняют северные рубежи страны.
На атомных подлодках они уходят в боевые походы подо льдами Северного Ледовитого океана.
Видное место в обеих кинолентах занимают пытливые учёные, ведущие арктические изыскания. Работа их опасна и трудна: на дрейфующие станции внезапно обрушиваются катаклизмы
И наконец, в обоих фильмах в составах экипажей атомных субмарин эффектно фигурируют молодые женщины. В «Кракене» роль исследователя Джулии – красавицы-иностранки с русскими корнями - исполнила артистка Диана Пожарская. Наши моряки спасают её после крушения полярной станции.
Интрига фильма завязывается вокруг новейшей российской атомной подводной лодки «Атаман Ермак», внезапно пропавшей в глубинах океана. Её команда под началом командира Александра Воронина (артист Виктор Добронравов) не выходит на очередной сеанс связи …
Однако в главном морском штабе атмосфера царит собранная и деловая – без признаков уныния и растерянности. Суровый адмирал Белоусов (артист Сергей Гармаш) отдаёт приказы чёткие и конкретные: «Необходимо изъять или уничтожить находящееся на борту сверхсекретное оружие»!
И вот уже на поиски исчезнувшей подлодки направляется атомная субмарина специального назначения «Заполярье» под командой младшего брата пропавшего героя – Виктора Воронина (артист Александр Петров).
Меж тем, на её борту присутствует амбициозный контр-адмирал Станислав Ольшанский (артист Алексей Гуськов). Своим поведением он вносит сумятицу в боевую работу, пытаясь подменить собой командира.
Тем не менее, отважные моряки уверенно прокладывают курс под толщей полярных льдов. Но внезапно сталкиваются с таинственным явлением, не поддающимся разумным объяснениям: с левого борта раздаётся зловещий «шум биологического характера» - «Объект движется нам наперерез»!
И вскоре лодка подвергается нападению неведомого существа, воплотившего в себе жуткие тайны океана – гигантского осьминога «кракена». По историческим хроникам, ещё в давние века он безжалостно топил парусные корабли. А сейчас вновь пробудился от серии взрывов, произведённых полярными исследователями
Смертельная угроза нависает над русскими моряками – свирепый монстр с неистовой силой сжимает судно в своих гигантских щупальцах
Но нет на свете опасностей и преград, которые не смогли бы с честью одолеть наши моряки! В авральном режиме им удаётся отразить атаку чудовища. И более того, вовремя прийти на выручку экипажу пропавшей подлодки. Как говорится – «У русских брат за брата горой»!
И вот уже оба отважных Воронина – старший и младший – возвращаются в родную гавань!
Высокую оценку фильму дал в своём интервью продюсер Антон Златопольский: «Думаю, что нас ждет один из самых масштабных и зрелищных проектов … Этой мощной команде удалось снять по-настоящему прорывное кино, в котором высокие технологии сочетаются с лучшими традициями отечественного кинематографа».
Вторит ему Александр Петров, исполнитель главной роли Виктора Воронина (известный нам по фильмам «Т-34», «Стрельцов», «Лавстори» и др.): «Это что-то невероятное! Эта картина про прощение, доброту, поступок, про борьбу человека со стихией, и про то, что человек понимает для себя в этой борьбе».
Важной вехой своей творческой биографии посчитал фильм артист Виктор Добронравов: «Масштабная экшен-драма. Мой персонаж - капитан атомной подводной лодки, которая исчезает при таинственных обстоятельствах. На поиски отправляют второй экипаж под командованием брата моего героя в исполнении Александра Петрова. Наши с Сашей киноотношения развиваются - мы играли друзей, соперников, теперь вот братьев». Из прежних ролей артист запомнился зрителям по ленте «Онегин» (2024).
Спору нет, широкое использование новых выразительных средств – 3Dграфики и визуальных эффектов – позволило создателям фильма достичь немалой зрелищной выразительности. Картинки подводных глубин и полярных просторов, драматические сцены пожара в отсеках и гибели нефтяной платформы сняты ярко, с нарастающей динамикой и экспрессией.
Вместе с тем, слишком уж фантазийными показались кадры, где реальная с виду АПЛ сокрушает горизонтальными рулями тысячетонные айсберги. Тем не менее, при экстремальном погружении корпус «сверхпрочной спасательной подлодки» «Заполярье» начинает разрушаться на глубине 1000 м. Но вот парадокс - другая субмарина «Атаман Ермак» остаётся целой в бездонной впадине Нансена (на уступе глубиной более 2000 м). Экипаж жив, электронные системы работают, "сверхсекретное оружие" успешно поражает монстра.
Ещё не очень поверилось, что иностранный учёный Оскар, спутник Джулии, запросто смог управлять российским глубоководным батискафом, опираясь на свой прежний зарубежный опыт. (Укры с МиГов на F-16 два года переучивались, и то не очень научились). Где-то читал, что в творческом вымысле всё же должна главенствовать доля истины.
Признаюсь, покоробило решение адмирала Ольшанского бросить Джулию и Оскара на льдине как «иностранных агентов» - на лютом морозе, без еды и средств связи. Сколь бы спесивым ни был «заместитель командующего ВМФ» (!), это резко противоречит самим основам русской духовности, не позволяющей обрекать безоружного человека, врага или друга, на жестокую погибель. И лишь с большим трудом командиру подлодки удаётся отменить этот приказ.
Игра молодого Александра Петрова в роли командира стратегического подводного крейсера по большей части выглядела убедительной. Но показалось, что в ряде эпизодов, особенно в сценах противостояния двух сильных личностей (нашла коса на камень) жесткий, умудрённый опытом Гуськов его переигрывал.
Но главное, после 2-х часового просмотра как-то не сложился образ титульного персонажа – чудовищного кракена, призванного вселять леденящий ужас.
Собственно, на экране он предстаёт в обличье очень даже зловещем – размером с приличную гору. Однако схватки с ним длятся крайне недолго – дважды по 5 минут. И за это время толком не успеваешь ни разглядеть «демона бездны», ни всерьёз устрашиться его ярости, воспетой еще в Библии: «Ужаснуться все, которые увидят его свирепость, и вострепещут» (Ветхий Завет, Третья Книга Ездры, 15:37).
В итоге сама тема угрозы, надвигающейся на человечество из морских глубин, показалась несколько «скомканной». Вспомнилось, что в голливудских фильмах зловещие монстры подвизались в кадре на протяжении всего экранного времени, держа аудиторию в непрерывном напряжении, сродни тёмным видениям Ездры:
«Драконы … обладая великою силою, обратятся преследовать тех.
И вид их весьма грозен, исполнен свирепости и бури …
Они столкнутся между собою, и свергнут много звезд на землю»
(Третья Книга Ездры)
В плане же «традиций отечественного кинематографа» вспомнился аналогичный эпизод из фильма «Тайна двух океанов» (1956), где исполинский монстр увлекает в бездну батисферу профессора Арсена Давидовича. Но с помощью советских моряков учёный побеждает в рискованной схватке.
И опять же спору нет: в «Кракене», снятом 70-ю годами позже, поединок с чудовищем выглядит, конечно, более красочным, захватывающим и драматичным.
При том, сюжет «Кракена» построен весьма внятно, фильм сморится от начала до конца без унылых длиннот. «Прорывным кино» я бы ленту не назвал: в качестве «ужастика» воображение она взбудоражила не слишком сильно. Но для досужего времяпровождения, в том числе, семейного просмотра, в принципе, годится