Найти в Дзене
Валерия Тумилевич

Посуда средневековой Руси. Часть 1. Ковши, чаши, чарки.

Посуда – это общее название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пиши; «...золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов – дерева и глины»[1]. Итак, сегодня рассмотрим три вида драгоценной посуды – ковши, чаши и чарки, широко бытовавших на Руси, посмотрим как с течением времени менялись художественные особенности каждого из видов посуды. «Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток – мёд – пили из ковшей. Первые металлические ковши, были изготовлены в ХIV веке новгородскими мастерами»[1]. Характерными особенностями ковша является острие на одной стороне справа (образуется подъёмом краёв сосуда и соединение их под углом) и уплощённая (листовидная) ручка на противоположной стороне ковша. Самым древним является уцелевший металлический ковш второй четверти ХV века (Илл. 2). «Принадлежал он
Оглавление
Илл. 1. Чарка, Россия, 1609 г. Серебро, перламутр, чеканка, резьба, золочение. Принадлежала царю Василию Шуйскому.
Илл. 1. Чарка, Россия, 1609 г. Серебро, перламутр, чеканка, резьба, золочение. Принадлежала царю Василию Шуйскому.

Посуда – это общее название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пиши; «...золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов – дерева и глины»[1].

Итак, сегодня рассмотрим три вида драгоценной посуды – ковши, чаши и чарки, широко бытовавших на Руси, посмотрим как с течением времени менялись художественные особенности каждого из видов посуды.

Ковши

«Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток – мёд – пили из ковшей. Первые металлические ковши, были изготовлены в ХIV веке новгородскими мастерами»[1].

Илл. 2. Ковш, Россия, Новгород, вторая четверть XV в. Серебро, чеканка. Принадлежал архиепископу Евфимию.
Илл. 2. Ковш, Россия, Новгород, вторая четверть XV в. Серебро, чеканка. Принадлежал архиепископу Евфимию.

Характерными особенностями ковша является острие на одной стороне справа (образуется подъёмом краёв сосуда и соединение их под углом) и уплощённая (листовидная) ручка на противоположной стороне ковша. Самым древним является уцелевший металлический ковш второй четверти ХV века (Илл. 2). «Принадлежал он новгородскому архиепископу Евфимию – влиятельному политическому деятелю, строителю новгородской Грановитой палаты»[1]. Этот серебряный ковш имеет достаточно вытянутую форму с высокими стенками, без каких-либо украшений и оформления.

В ХV-начале ХVI века московские мастера еще подражали новгородским. Примером тому служит большой чеканный серебряный ковш князя Ивана Кубенского. По форме он напоминает новгородский ковш ХV века, но немного шире и стенки у него ниже. Снаружи и внутри, а также на ручке присутствует резьба, украшенная позолотой (Илл. 3).

Илл. 3. Ковш, Мастерские Московского Кремля, 1535 г. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Принадлежал князю Ивану Ивановичу Кубенскому.
Илл. 3. Ковш, Мастерские Московского Кремля, 1535 г. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Принадлежал князю Ивану Ивановичу Кубенскому.

Чеканка – процесс изготовления рисунка, надписи, изображения путем выбивании на пластине определенного рельефа. Является одним из вариантов художественной ковки.
Гравировка или резьба – способ обработки поверхности материала резанием, создавая рисунок, надпись, орнамент. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

«К концу ХVI века, в московском искусстве вырабатывается особый тип ковша, низкого, широкого, с плоским дном»[1]. Примером изделия московской школы является ковш, принадлежащий царю Борису Годунову (Илл. 4). Он выполнен полностью из золота с чернением по наружной стороне предмета, без использования каких-то особых украшений.

Чернение – смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, золота или серебра. То есть такое оформление придает изделиям из драгоценных металлов чёрный цвет.

«В ХVII веке облик ковшей заметно меняется. Исчезает строгая нарядная простота, уступая место пышному украшению, сложному орнаменту, обилию драгоценных камней. К этому времени ковш обретает дополнительное, новое предназначение: он становится почетной наградой за труды и заслуги. Наградные ковши бережно хранились как знаки высоких заслуг, передавались по наследству»[1]. В пример можно привести широкий, с низкими стенками и плоским дном золотой ковш. И уже в отличие от предыдущего примера этот ковш украшен драгоценными камнями и орнаментом (Илл. 5). На этом примере мы сталкиваемся с такой техникой изготовления как ковка.

Ковка – способ обработки металла давлением, при котором в результате многократного прерывистого ударного воздействия инструмента на заготовку (преимущественно нагретую) приобретает заданные форму и размеры.

Есть еще примеры ковшей ХVII века, где острие завешает двуглавый орел (Илл. 6-7). Первый ковш изготовлен в технике литья.

Литье металла – это процесс изготовления металлических изделий путем заливки расплавленного металла в полость специальной литейной формы. Залитый в литейную форму горячий металл при охлаждении затвердевает и обретает вид конечного изделия.

Чарки

«Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Они украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи»[1]. Первый пример – чарка, принадлежавшая великому князю Василию III, отцу Ивана Грозного, о чем свидетельствует надпись по венцу (Илл. 8). Этот вид посуды XVI века отличаются низкой широкой формой с плоским дном и ручкой, строгостью и сдержанностью орнамента.

Илл. 8. Чарка, Москва, 1501-1534 года. Золото, чеканка, резьба, чернь. Принадлежала великому князю Василию III.
Илл. 8. Чарка, Москва, 1501-1534 года. Золото, чеканка, резьба, чернь. Принадлежала великому князю Василию III.

И вот такой пример – золотая круглая чарка с гладкой поверхностью и с плоским дном. Ручка украшена растительным орнаментом, а венец надписью (в технике чернения). На дне в центре расположена жемчужина (Илл. 9).

В ХVII веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном, плоская ручка с растительным оформлением остается. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью. «Большое распространение в ХVII веке получили чарки, изготовленные из перламутра и различных пород камней — сердолика, яшмы, горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями»[1].

Оригинальной формой в виде ракушки и матовым блеском отличается перламутровая чарка; имеется расширенный поддон. (Илл. 10). Надпись, сделанная по венцу, свидетельствует о том, что она принадлежала царю Василию Шуйскому.

Илл. 10. Чарка, Россия, 1609 г. Серебро, перламутр, чеканка, резьба, золочение. Принадлежала царю Василию Шуйскому.
Илл. 10. Чарка, Россия, 1609 г. Серебро, перламутр, чеканка, резьба, золочение. Принадлежала царю Василию Шуйскому.

Следующий пример – чарка из полупрозрачного красноватого сердолика (Илл. 11). Ее золотая оправа декорирована драгоценными камнями, изумрудами и рубинами, на поддоне присутствует геометрический орнамент. На венце чарки имеется черневая надпись с титулом царя Михаила Федоровича, для которого она была сделана.

Илл. 11. Чарка, Россия, Москва, XVII век. Золото, драгоценные камни, сердолик, чеканка, резьба, канфарение. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову.
Илл. 11. Чарка, Россия, Москва, XVII век. Золото, драгоценные камни, сердолик, чеканка, резьба, канфарение. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову.

Схожая с предыдущими примерами существует чарка, но уже из горного хрусталя в золотой оправе (Илл. 12). Принадлежала жене царя Михаила Федоровича, царице Евдокии Лукьяновне, выполнена также в первой половине XVII века в Мастерских Московского Кремля.

Илл. 12. Чарка, Россия, Москва, 1636 г. Золото, горный хрусталь, драгоценные камни. Пожалована царицей Евдокией Лукьяновной, женой царя Михаила Федоровича Романова, сыну - царевичу Ивану Михайловичу.
Илл. 12. Чарка, Россия, Москва, 1636 г. Золото, горный хрусталь, драгоценные камни. Пожалована царицей Евдокией Лукьяновной, женой царя Михаила Федоровича Романова, сыну - царевичу Ивану Михайловичу.

И еще одна похожая чарка, только поддон украшен разноцветной эмалью (Илл. 13).

Илл. 13. Чарка, 1613-1645 гг. Мастерские Московского Кремля. Золото, горный хрусталь, драгоценные камни, эмаль.
Илл. 13. Чарка, 1613-1645 гг. Мастерские Московского Кремля. Золото, горный хрусталь, драгоценные камни, эмаль.

Эмаль – непрозрачная цветная масса, которой покрывают поверхность металлических изделий.

Также, драгоценными камнями и разноцветными эмалями украшена золотая чарка, принадлежащая Царю Михаилу Федоровичу Романову. Чарка имеет расширенный поддон, который украшен эмалевыми растительными элементами, как и само тулово предмета. Она не имеет характерной уплощенной ручки, как у других примеров (Илл. 14).

Илл. 14. Чарка, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1609-1650. Золото, камни, чеканка, эмаль, резьба. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову.
Илл. 14. Чарка, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1609-1650. Золото, камни, чеканка, эмаль, резьба. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову.

Еще одна необычайно красивая чарка, выполненная московскими мастерами в последней четверти XVII века. Золотая, с ложчатым краем (то есть с углублениями по краю в конкретных местах), чарка расписана разноцветной эмалью, используются драгоценные камни. Внутренняя часть украшена растительными узорами с изображениями птиц, а на дне, на розоватом эмалевом фоне, выполнено изображение двуглавого орла. Ручка тоже имеет растительное оформление эмалью (Илл. 15).

Илл. 15. Чарка, Россия, Москва, последняя четверть XVII в. Золото, эмаль, драгоценные камни.
Илл. 15. Чарка, Россия, Москва, последняя четверть XVII в. Золото, эмаль, драгоценные камни.

И еще одна чарка второй половины XVII века из серебра, драгоценные камнями украшают дно и ручку предмета. Очень интересные ножки в виде таких гусиных лапок (Илл. 16).

Илл. 16. Чарка, Россия, Москва, вторая половина XVII в. Серебро, камни драгоценные; чеканка, чернь, резьба.
Илл. 16. Чарка, Россия, Москва, вторая половина XVII в. Серебро, камни драгоценные; чеканка, чернь, резьба.

Чаши

«Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVII веках. Для царского обихода чаши, подобно другим видам дворцовой утвари, выполнялись из драгоценных металлов, украшались различными резными или чеканными узорами»[1].

Самая древняя чаша относится к редким памятникам древнерусского искусства XII века. Это большая серебряная чаша без поддона с надписью на венце; отличается простотой, без особых украшений (Илл. 17).

Илл. 17. Чаша, Древняя Русь, Чернигов, XII в. Серебро, ковка, резьба. Принадлежала князю Владимиру Черниговскому.
Илл. 17. Чаша, Древняя Русь, Чернигов, XII в. Серебро, ковка, резьба. Принадлежала князю Владимиру Черниговскому.

«В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон»[1]. Пример: чаша, выполненная в 1631 году московскими мастерами. Это уже более изящная форма чаши с позолоченным поддоном и надписью на венце (Илл. 18).

Илл. 18. Чаша, Россия, 1631 г. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Вклад неизвестного в Вознесенский монастырь.
Илл. 18. Чаша, Россия, 1631 г. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Вклад неизвестного в Вознесенский монастырь.

Более того, в это время большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями. Примером тому является серебряная чеканная чаша с растительным оформлением и с драгоценными камнями (Илл. 19).

Илл. 19. Чаша, Россия, Москва, первая половина XVII века. Серебро, чеканка, драгоценные камни. Принадлежала князю Ивану Борисовичу Черкасскому.
Илл. 19. Чаша, Россия, Москва, первая половина XVII века. Серебро, чеканка, драгоценные камни. Принадлежала князю Ивану Борисовичу Черкасскому.

Также особой роскошью и красотой отличается чаша с высоким и узким поддоном, выполненная московскими мастерами – подарок патриарха Никона царю Алексею Михайловичу. На ней присутствуют различные эмалевые растительные орнаменты, используются очень яркие и насыщенные цвета: зеленый, синий, белый, темно-розовый (Илл. 20).

Во второй половине XVII века оформление эмалью остается. Есть необычный пример чаши небольших размеров с крышкой из мастерских Московского Кремля. На тулове присутствуют изящные ручки, а к поддону прикреплены ножки в виде завитков (Илл. 21).

Илл. 21. Чаша, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1694 г. Золото, драгоценные камни, эмаль, литье. Подарок Петра I своему сыну царевичу Алексею.
Илл. 21. Чаша, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1694 г. Золото, драгоценные камни, эмаль, литье. Подарок Петра I своему сыну царевичу Алексею.

Кроме этого, большую известность приобретают изделия мастеров Сольвычегодска. «Сольвычегодские серебряники первыми в конце XVII века начали применять роспись по эмали («усольская эмаль»). Этот технический прием заключался в том, что предмет заливали слоем однотонной эмали, обжигали, черной или красновато-коричневой краской наносили предварительный рисунок: очертания разнообразных цветов, стеблей и листьев, а также сюжетные изображения, а затем специальными красками с эфирными маслами наносили рисунок и снова обжигали»[1]. Примером служит серебряная чаша с золочением, украшенная расписной эмалью по скани (свитая в веревочку проволока). Снаружи и внутри чаша украшена цветочным узором ярких и сочных цветов (Илл. 22).

Илл. 22. Чаша, конец 17 века. Сольвычегодск. Серебряная, позолоченная, украшена расписной эмалью по скани.
Илл. 22. Чаша, конец 17 века. Сольвычегодск. Серебряная, позолоченная, украшена расписной эмалью по скани.

Скань – ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

И еще два примера золотых чашей Сольвычегодска. На рисунках используются штрихи, которые позволяют передавать объем и форму изображениям. Из-за этих особенностей ощущается динамичность, живость рисунка (Илл. 23-24).

Илл. 23. Чаша, Около 1690 года, Россия, Сольвычегодск, Серебро, расписная эмаль по скани, золочение.
Илл. 23. Чаша, Около 1690 года, Россия, Сольвычегодск, Серебро, расписная эмаль по скани, золочение.
Илл. 24. Чаша, конец XVII века, Россия, Сольвычегодск, Серебро, расписная эмаль по скани, золочение.
Илл. 24. Чаша, конец XVII века, Россия, Сольвычегодск, Серебро, расписная эмаль по скани, золочение.

В следующей части рассмотрим остальные виды посуды и подведем итоги всему сказанному.

Как вам посуда средневековой Руси? Что больше всего привлекло ваше внимание? Также можете посмотреть предыдущие статьи в подборке по искусству на моем канале, и не пропустите выхода следующих статей :)

Источники.

1. Виртуальная выставка «Драгоценная посуда Древней Руси» Музеев Московского Кремля: Посуда. Москва.  сайт. – URL: https://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.dragotsennaya-posuda-drevney-rusi/posuda-tsarskogo-patriarshego-dvora/ (дата обращения: 05.11.2019).

2. Сайт. – URL: http://www.jevel.ru/technique/kanfarenie.html (дата обращения: 05.11.2019).