Многие туристы, путешествующие по нашей Великой и Необъятной, забывают, что Петербург славится не только своими дворцами, музеями и театрами, но и пригородами.
Причем интересно, что слово "пригород" очень часто используется в разговорной речи именно между жителями нашего города. Хотя формально многие самостоятельные города вблизи "культурной столицы" уже давно стали частью Санкт-Петербурга. Вокруг Москвы есть знаменитое Золотое кольцо, ну а у нас кольцо пригородов тогда уж - кольцо платиновое. Самые роскошные дворцы и самые красивые парки находятся в отдалении от центра Петербурга, в его пригородах.
Я думаю, что большинству жителей нашей страны известны такие города как Пушкин, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум и Петергоф. Именно туда стремяться попасть гости города, желающие насладиться прогулками по дворцовым паркам и осмотреть интерьеры царских летних резиденций.
Если сейчас курортным районом считается северное побережье Финского залива (Зеленогорск, Репино, Комарово), то в период Российской империи именно на южной части залива развивалось дворцово-парковое строительство. Так, например, история Ораниенбаума начинается в начале XVIII века, когда Пётр I подарил участок земли на берегу Финского залива своему сподвижнику — князю Александру Меншикову. В 1711 году Меншиков начал строить на этом участке дворец, который должен был стать его летней резиденцией.
А история Петергофа начинается в начале 1704 года, когда по распоряжению царя Петра I началось строительство нового «двора государева». С 1705 года в источниках встречается название Петергоф (Питергоф), окончательно закрепившееся в 1710-х годах.
Соответсивенно, если представители царской фамилии и их сподвижники строили летние резиденции на южном берегу Финского залива, то и вся знать новой столицы устремилась строить усадьбы вблизи дворцов высочайший особ.
В этой статье речь пойдет о дворцово-парковом ансамбле, расположенном между Ораниенбаумом и Петергофом - о парке "Сергиевка".
Удивительно, но я очень часто видела передачи, которые снимались в этом месте, но не знала, как оно называется. Да, так тоже бывает.
И передачи эти были посвящены "Голове" из гранита - уникальной парковой скульптуре, аналогов которой нет и не было в нашей стране.
Но я почему-то думала, что эта скульптура находится где-то в Подмосковье. Звучит странно. Сама не могу объяснить, откуда у меня появилось это заблуждение.
Но вернемся пока к дворцу, парку и нашей прогулке. Время головы ещё не пришло.
Для начала немного информации о месте куда мы приехали:
«Сергиевка» (также известна как усадьба Лейхтенбергских) — дворцово-парковый ансамбль в Петергофе.
История усадьбы начинается в начале XVIII века, когда владельцем территории стал сподвижник Петра I - Александр Иванович Румянцев. От него усадьба перешла к сыну — фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. По имени его сына, Сергея Петровича Румянцева, усадьба стала называться Сергиевкой.
В 1822 году Румянцев продал усадьбу Кириллу Нарышкину. После смерти хозяина в 1838 году Нарышкинскую дачу приобрёл Николай I. Сергиевка стала загородным домом его дочери Марии Николаевны и её мужа Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, а впоследствии их потомков. Двухэтажный дворец на территории усадьбы был построен в 1839—1842 годах по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера в стиле позднего классицизма.
После Октябрьской революции 1917 года парк был взят под охрану государства и объявлен в 1921 году памятником природы на основании декрета Совнаркома. Усадьба Лейхтенбергских была передана биолого-почвенному факультету Ленинградского университета (ЛГУ).
Парк является территорией биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Что сейчас находится в главном здании усадьбы - я не знаю. Но оно точно обитаемо и состояние его удовлетворительное:
Вроде бы ничего интересного: обычная дворянская усадьба - одна из многих на территории Ленинградской области. Если бы не одно "но": на её территории есть уникальный объект, ради которого я и потащила мужа в рабочий день на территорию малоизвестного дворцово-паркового комплеса.
Речь идёт о скульптуре у источника, чаще всего носящей название "голова":
«Голова» — скульптура неизвестного мастера, высеченная в гигантском гранитном валуне и находящаяся на территории бывшей усадьбы Лейхтенбергских в Петергофе:
Подлинная история создания памятника неизвестна. Существуют фольклорные версии его происхождения, не подтверждаемые документами: есть совсем уж мистические, а есть и более реальные.
Говорят, что Пушкин, побывав здесь летом 1818 года, был так поражен каменным изваянием, что изобразил увиденное в образе живой головы в поэме "Руслан и Людмила".
А теперь немного про ощущения: рядом с головой мне очень не понравилось. Прямо до дрожи. Хотелось поскорее покинуть это место. Пересилила себя ради дурацкого кадра. Дотронуться рукой до гранитного изваяния совсем не хотелось, хотя я очень тактильный человек: люблю прикасаться к цветам и деревьям, гладить животных, руками мыть посуду и готовить без перчаток. А тут даже от мысли, что возможно прикоснуться к "голове" у меня по телу пробежала дрожь.
А ещё есть ощущение, что это изваяние никак не связано ни с нашей культурой, ни с нашей цивилизацией. Оно здесь, в это парке, как инородное тело. Ну или мы для нее - лишние элементы.
Лицо то ли витязя, то ли языческого бога, было высечено здесь, прямо на этом месте, на валуне ледникового происхождения. Но работа по непонятной причине не была закончена. А может наоборот, часть готового лица была сбита. Не известно, планировалось ли высечь в камне рот и закончить нос. Но очевидно одно: мастер сумел создать в камне гневный, яростный взгляд:
Ну а мы, осмотрев гигантскую голову, отправились на прогулку по бывшему усадебному парку.
Идём по аллее в сторону Английского домика. И оказываемся в удивительно живописной дубовой роще:
Дубы, относящиеся к так называемым "благородным деревьям", всегда занимали особое место в дворянских усадьбах. Ведь дуб, как известно, - это символ мудрости.
Владельцы усадеб для оформления своих парков прибегали к услугам специалистов-садоводов и архитекторов. В ХVII - ХVIII веках усадебные парки создавались в регулярном стиле с четкими линиями, построенные на симметрии. А позже в моду вошли пейзажные парки: упор делался на естественную красоту природы.
В моду вошло формирование усадебного парка на месте естественного лесного массива. К такому парку и относилась "Сергиевка".
Интересно, людьми ли создавалась эта дубовая роща или стараниями матушки-природы?
На особо охраняемой природной территории "Парк "Сергиевка" дубы просто великолепные!
Еще пара кадров с дубами и надо двигаться дальше:
Буквально за три дня тепла на деревьях появились первые листочки!
А знали бы Вы, как в парке щебетали птицы и квакали лягушки! Весну уже не остановить: она прочно вступила в свои права.
На территории парка расположена цепь прудов с мостами и двумя десятками мостов-плотин, от которых в сторону Финского залива вытекает река Кристателька:
Доходим до Огородного пруда, на берегу которого находится такая необычная постройка:
Это Английский домик, построенный в 1820-1829 годах, когда владельцем имения "Сергиевка" был обер-горфмаршал Кирилл Александрович Нарышкин.
У нас не так много времени, поэтому решаем просто обойти Большой пруд и вернуться к машине. Потом приедем. Хочу погулять по этому чудесному парку подольше и в погожий летний денёк.
При формировании ландшафтного парка в английском стиле в "Сергиевке" высадили тысячи деревьев местных широколиственных пород (дуб, липа, клён, ясень), а также экзотические растения - лиственницу сибирскую, пихту сибирскую, ряд видов декоративных кустарников.
Высокое хвойное дерево, вид которого мы не смогли идентифицировать:
Луга в парке начинают цвести:
Один из горбатых мостиков, коих множество на территории парка:
Южный фасад дворца, окна которого выходят на просторный луг:
К машине мы пока возвращаться не стали, а решили дойти до ещё одного интересного места... но это уже другая история и другая статья.