Практически во всех запросах на консультациях, фоном идёт обесценивание любых достижений, результатов, своих или своих детей, смотря по какой проблеме обратились. Не умение присваивать результат, тянется из советского воспитания, когда главные лозунги были НАДО и ДОЛЖЕН, похвалу ещё заслужить надо! Баловать и хвалить нельзя, эгоист вырастет! Как это звучит, на примере детско-родительских взаимоотношений:
- Четыре конечно хорошо, а почему не пять?
- Ты молодец, хороший рисунок, но у Кати интересней, бери с нее пример
- Смотри Вася какой активный, общительный, а ты так и будешь без друзей, сидеть собирать свои корабли
И т.д. фокус на то, что можно и лучше, что надо всегда стараться до бесконечности и не ясно, а когда уже достаточно? Как понять, что уже хорошо и можно себя похвалить. Мы не умеем радоваться и наслаждаться реальным достижениям, и детям это передаем по наследству. Как результат, вечное сравнение себя с другими, низкая самооценка, неуверенность, отсутствие индивидуальности и уникальности. Почему то, мне кажется, что творцом было задумано иначе)
А как поспособствовать развитию самоценности?
На тех же примерах:
- Это твой результат, ты старался и получил хорошую оценку! Ты можешь собой гордиться!
- Твой рисунок уникален, у тебя талант
- Ты можешь стать конструктором, у тебя здорово получается мастерить
- Ты заслужил, ты очень способный!
Т.е. перестать сравнивать с другими, взять в копилочку полезные слова ДОСТАТОЧНО, мне так подходит, я так хочу.