Сине-белая гжель – она как лебедь или сорока – убивает всех остальных посудных сородичей в пределах досягаемости. Ну, не смотрятся они рядом с ней! Не знаю, почему такой эффект получается. Зато даже две гжели рядом выглядят как мини-коллекция. А у нас их уже даже побольше, чем две… У второй дочки, вернее: это ее игрушка. Нет, я, конечно же, всегда любила гжель, с детства, и даже с удовольствием рисовала красками ее синих петушков да цветочки, стараясь понять секреты широких мазков кисти, или же, наоборот, освоить искусство проводить ее кончиком тончайшие линии. Ну, нравится мне синий цвет! Причем с детства. Именно такой, прямой и честный, на который мама скептически замечала: «цвет детского зимнего комбинезона»! А я от него просто балдела 😀
Как вам описание на одном из продающих гжель сайтов?
Народный промысел – настоящее олицетворение души и сердца жителей России. Вот и Гжель, как аутентичное, исконно русское искусство, воплощает в себе широту, богатство и радушие россиян. Яркий бело-голубой гжельский фарфор – это безграничное небо самой большой на свете страны, ее покрытые белоснежным покровом поля и горы, самобытное, веселое, с легкой ноткой иронии русское народное искусство.
Находится район промысла совсем недалеко от Москвы, километрах в шестидесяти. В древности там было море, ну, или праморе 😀, которое оставило нам залежи красной, белой и голубой глины. В источниках используют замечательное слово «куст» промысловых деревень, кстати. Их двадцать семь где-то. А звучное и такое привычное слово «гжель» восходит слову «жгель», что означало «жечь» глину. Иван Грозный сделал эти деревни «дворцовыми», что способствовало расцвету народного промысла. Конечно, гжель тогда не была «синеокой», и расписывали посуду самыми разными красками. Использовали лишь красную глину как самую простую в работе. Получалась керамика-«майолика». Как говорят ведущие передачи о гжели из серии «Точка на карте» Оксана Завьялова и гжельский краевед, преподаватель Гжельского государственного университета Светлана Соловьева, императрица Елизавета Петровна называла фарфор «белым золотом». Оно появилось в России позднее, чем в Европе, и изобрел способ его получения друг Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов:
Кстати, Ломоносов так писал о гжельской белой глине:
«нигде не видал я белизною превосходнее…»
Эксперименты производились на «Невской порцелиновой мануфактуре» – будущим ЛФЗ. А белая глина была гжельская. Ну, а дальше свою фарфоровую империю строили Кузнецовы. Раменский район Московской области – именно то место! Рецепт краски «роза на глинке» хранился в секрете.
Это я развлекалась под аудио – срисовывала с посуды всякие элементы.
На многих изделиях Гжельского фарфорового завода стоит клеймо с изображением старинной церкви Георгия Победоносца. Это фамильный храм фабрикантов Кузнецовых, который был построен в селе Новохаритоново в 1912 году. Вот такой вот модерновый храм:
А вот клеймо:
Как я узнала из лекции, «синеокой» гжель стала лишь в 1944 году, когда на раскулаченный завод в деревне Турыгино (одна из деревень «гжельского куста») приезжают художник Наталья Бессарабова и искусствовед Александр Салтыков. Перед ними стоит задача – возродить в России производство гжельского фарфора, но сделать посуду доступной самому широкому кругу людей.
В каком направлении пойти? Наталья Бессарабова впоследствии вспоминала ход своих рассуждений: кузнецовский фарфор в четыре обжига – это очень дорого, возвращение к старой «лапотной» гжели (майолике) – это шаг назад. И было решено поэкспериментировать с краской. Наталья Ивановна для росписи фарфора предлагает использовать недорогой и демократичный оксид кобальта, который после обжига при высоких температурах из серого превращается в небесно-голубой. Экономично и красиво!
Искусствовед Александр Салтыков разработал «азбуку мазков» – около 300 элементов на основе «старой» гжели (цветной майолики). Гжель обрела второе дыхание!
Цитаты отсюда:
https://ramenskoye-24.ru/kak-sineokaya-gzhel-kuznecovskij-farfor-potesnila/
Я сейчас отдыхаю в деревне, и коллекция гжели хранится здесь. Правда, не вся пока, но перевозим сюда. Так что это отличный повод начать вас с ней знакомить.
Итак, номер первый нашей коллекции, ее сторож, можно сказать:
И цветочек на спине:
Вот такое клеймо:
Оно ставилось с 1991 года.
Экземпляр 2.
Красавица ваза. В ней замечательно будут смотреться пионы! Она довольно большая, кстати.
Клеймо на вазе:
По клейму сначала никаких версий у меня не было. Инициалы тоже не знаю, чьи. Может быть, это значит «рисовала Бессарабова Наталья»? Та самая? Она рисовала вазы: «В те же годы создает художница различные вазы, в том числе большую декоративную под названием «Дружба народов СССР. Неистощимый кладезь идей для нынешних мастеров — архив художницы, хранящий множество эскизов ваз, настольных ламп, кашпо, пепельниц, бокалов». https://gzhellux.ru/proizvodstvo/xudozhniki/bessarabova-nataliya-ivanovna/ Но я точно не знаю. Вряд ли эта ваза ее руки, конечно.
Потом я решила повнимательнее присмотреться к клейму. Как раз и солнце яркое выглянуло. А, оно вверх ногами у меня, ведь я на буквы ориентировалась! Прочитала: «Синь России».
Полезла в интернет – да, это Гжельский завод художественной росписи. Сайт https://sinnros.ru/, слоган «Настоящая Гжель от производителя». Как будто остальная не настоящая! Там столько артелей и мастерских, в этом «кусте»… Ой, у них даже зоопарк есть! С верблюдами. И экскурсии. Вот из отзыва:
«Наша экскурсия называлась "Синь России". Очень смешное название с определенными ассоциациями – мой брат долго веселился по этому поводу».
Ну, не знаю, у меня ассоциаций с алкоголиками не возникло. Да и работают на заводе в основном женщины. А сам отзыв подробный, с кучей фотографий с экскурсии – я с удовольствием прочитала, рекомендую. Действительно очень интересный рассказ.
https://otzovik.com/review_6910881.html»
Полазила я по доскам объявлений, да, клеймо «Синь России» считается плюсом, как знак качества.
У них на сайте целых три страницы всевозможных ваз, но точно такой нет.
Вот эта похожа на нашу:
А красивые у них изделия! Вот, где надо чайный сервиз покупать, если на Авито ничего не зацепит.
Экземпляр 3:
Клеймо с двуглавым орлом ставилось с 1998 года:
Да, с 1980-х годов творил на Гжели такой художник – Александр Царегородцев. Он обычно с Маргаритой Подгорной работал, но ее фамилии нет. Пока не поняла, что там еще написано. "Батурм"? Есть художники Виктор Павлович Батурин (1863–1938) и Александр Борисович Батурин (1914–2003), может быть, кто-то из их родственников работали на Гжели?
Экземпляр 4.
Вот такая салатница:
Стоит на тарелке, они отлично дополняют друг друга! Но все-таки надо привезти сюда подставку под тарелки, чтобы ее было хорошо видно.
Изнутри тоже нарядная:
А клеймо такое же:
О Прошиной пока ничего найти не удалось, но ее работы попадаются. Вот, например в интернет-магазине «АртАнтик продается ее статуэтка-копилка:
Продолжу в другой статье, наверное. Заодно и поищу источники, а то я, оказывается, совсем ничего не знаю о художниках Гжели.
Всем хорошего дня! ❤️
Вот вам Гжелекрыс из нашей коллекции, видите, как весну выглядывает-вынюхивает: