На конференции «Цифровизация транспорта» в прошлом году Оксана Смольянинова, управляющий партнер ТК «Арион», представила кейс системного найма дальнобойщиков, который позволил компании масштабироваться в 15 раз, выстроить поток кандидатов и полностью закрыть проблему с дефицитом водителей категории Е (читайте здесь).
В этом году на конференции FMS, одним из организаторов которой также выступил CARGO.RUN, Оксана продолжила тему, но уже с акцентом на то, что происходит после того, как водитель принят на работу. Этот блок зачастую попадает в слепую зону большинства транспортных компаний, и именно он оказывает критическое влияние на текучку, управляемость парком и стабильность выручки.
Главный инсайт: найм - только середина пути!
Многие компании считают, что основная боль в привлечении кандидатов. Но, по словам Оксаны Смольяниновой, реальная проблема начинается после того, как кандидат уже трудоустроен.
«Очень часто водители увольняются не из-за условий, а потому что никто не объяснил, как будет выстроен их график, что их ждет завтра, через неделю, через месяц. Мы раньше думали, что главное - найти водителя. Но когда начался рост, стало понятно: если внутри компании нет системы адаптации и сопровождения, мы просто теряем людей в первые недели»
Именно на этом этапе в «Арионе» появилось ключевое звено - отдел координации, который берет на себя работу с водителем после найма.
Что делает отдел координации?
- Выстраивает пересменки на несколько месяцев вперёд (почитайте успешный кейс планирования пересменок в другой транспортной компании – Автолайф - здесь).
- Готовит водителя к реальной работе, объясняя, как, когда и на каких условиях он будет выходить.
- Сопровождает водителя в период адаптации - дальнобойщик понимает, что не просто принят, а ему здесь рады, его участие в работе запланировано.
- Снижает риск перфекционизма у линейных руководителей, которые раньше могли отвергать сотрудников по надуманным причинам
«Был период, когда мы теряли людей просто потому, что начальник колонны говорил: “Этот мне не нравится”. И техника стояла, потому что ждали идеального кандидата в белой рубашке и с голубыми глазами. Это недопустимо», - поделилась Оксана Смольянинова.
Почему это работает
Смольянинова подчёркивает, что только в связке маркетинг - рекрутинг - координация можно достичь управляемости:
- рекрутинг приводит людей
- маркетинг создает поток
- координация превращает найм в функционирующую систему, где каждый водитель - это ресурс, который не теряется
Если нет координации, маркетинг и рекрутинг работают вхолостую.
Работа с репутацией
Оксана отдельно подчеркнула важность отзывов и онлайн-репутации компании, особенно в массовом найме.
«Если рейтинг компании ниже 3 звёзд, кандидаты просто не приходят. Они читают отзывы, сравнивают. Мы просим наших лояльных сотрудников оставлять честные положительные отклики. Это часть стратегии».
Сколько нужно времени, чтобы навести порядок?
«Если в компании есть внутренняя готовность, это можно развернуть за месяц. Инструментов полно. Главное - не бояться масштабироваться, а перестать оправдываться “тяжелым рынком”», - считает Оксана Смольянинова.
Для кого это особенно полезно
- Для компаний с автопарком от 50 машин и выше
- Где техника простаивает из-за нехватки водителей
- Где рекрутинг работает, а люди всё равно уходят
- Где внутри команды нет единого понимания, кто за что отвечает после найма.
Если вы уже построили воронку найма, но не справляетесь с текучкой, присмотритесь к тому, что происходит после приёма водителя. Опыт Оксаны Смольяниновой и ТК «Арион» показывает: только полноценная система адаптации и сопровождения даёт стабильность, управляемость и рост без простоев.