Найти в Дзене
ИМИ МГИМО

Украинцы в Германии: ценные кадры или зарвавшиеся гости?

Украинцы в Германии: ценные кадры или зарвавшиеся гости? — статья Артёма Соколова: • После начала СВО Германия стала одним из главных направлений миграции украинских граждан. К 2022 году в стране уже существовало русскоязычное сообщество численностью более трёх миллионов человек. Наличие родственников или друзей в ФРГ для многих переселенцев означало крышу над головой и помощь в адаптации к жизни в чужой стране. Исключительно щедрый пакет помощи от немецкого государства делал переезд привлекательным и для тех, у кого в Германии знакомых не было. Эмоциональная реакция немецкого руководства на эскалацию украинского кризиса привела к формированию особого режима для приезжих с Украины, которые фактически были уравнены в правах с гражданами ФРГ, но при этом избавлены от большинства положенных тем обязанностей. • Привлечение выходцев с Украины рассматривалось руководством Германии как возможность решить проблемы на рынке труда и поправить демографическую ситуацию. Однако помочь преодолеть ос
Фото: Jörg Carstensen/DPA/Vostock Photo
Фото: Jörg Carstensen/DPA/Vostock Photo

Украинцы в Германии: ценные кадры или зарвавшиеся гости? статья Артёма Соколова:

• После начала СВО Германия стала одним из главных направлений миграции украинских граждан. К 2022 году в стране уже существовало русскоязычное сообщество численностью более трёх миллионов человек. Наличие родственников или друзей в ФРГ для многих переселенцев означало крышу над головой и помощь в адаптации к жизни в чужой стране. Исключительно щедрый пакет помощи от немецкого государства делал переезд привлекательным и для тех, у кого в Германии знакомых не было. Эмоциональная реакция немецкого руководства на эскалацию украинского кризиса привела к формированию особого режима для приезжих с Украины, которые фактически были уравнены в правах с гражданами ФРГ, но при этом избавлены от большинства положенных тем обязанностей.

• Привлечение выходцев с Украины рассматривалось руководством Германии как возможность решить проблемы на рынке труда и поправить демографическую ситуацию. Однако помочь преодолеть острый дефицит рабочей силы они не смогли: более половины трудоспособных украинских переселенцев остаются безработными. Причин этому несколько: (1) готовность украинцев браться за любую работу сильно преувеличена; (2) более половины украинских беженцев — женщины с детьми; (3) высокопрофессиональные и хорошо образованные приезжие с Украины часто сталкиваются с отказом признавать их документы, подтверждающие квалификацию; (4) щедрые пособия и иные меры поддержки со стороны немецкого государства позволяют не нуждаться в других источниках дохода.

• Влияние на демографическую ситуацию украинских беженцев в полной мере оценить пока невозможно. Те, кто останется в ФРГ, со временем вольются в состав немецкого общества, образовав новые семьи. Это позволит до некоторой степени скорректировать негативную демографическую динамику Германии, но не переломить её. При этом распределение украинских мигрантов по территории ФРГ неравномерно: большинство из них осело в крупных городах, совсем немного — в малых населённых пунктах и сельской местности. Демографический дисбаланс между востоком и западом Германии украинцы также не изменят.

• Законопослушность украинских беженцев оказалась не такой, как ожидалось. Большим сюрпризом стала агрессивная русофобия украинцев и распространённость националистических настроений среди украинских детей и молодёжи. Стремление некоторых выходцев с Украины вести «свою борьбу» на немецкой земле против россиян стало источником социальной напряжённости. Украинцы способствовали ухудшению немецкой статистики правонарушений. В 2023 году они совершали преступления чаще, чем представители других миграционных сообществ. Рост отмечается почти по всем видам преступлений.

• Сначала издержки наплыва беженцев нивелировались безусловной солидарностью с Киевом немецких политиков и значительной части граждан. Поддержка оказавшихся в ФРГ украинцев преподносилась как часть усилий по нанесению России стратегического поражения. На фоне затягивания конфликта и череды неудач ВСУ всё чаще в немецком политикуме стали раздаваться ранее немыслимые призывы сократить размеры пособий и заставить приезжих активнее участвовать в экономической жизни страны. Всё большее раздражение вызывало потребительское отношение выходцев с Украины к мерам поддержки.

• Украинская диаспора в ФРГ за последние годы значительно увеличилась, политически радикализировалась и стала ядром антироссийского русскоязычного сообщества. Именно из этой публики немецкое руководство будет вербовать профессиональных политиков и общественных активистов, представляя их как «хороших» русских, украинцев или белорусов, находящихся на правильной стороне истории. Для восстановления российско-германских отношений это станет заметным препятствием.

Читать статью для журнала «Профиль»